Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Пионерская организация. История, атрибутика, легенды. Современный пионер: «Субкультура? В этом что-то есть!»Как повяжешь галстук, береги его: с парусами алыми он цвета одного Современные пионеры

Ученики Приморской средней школы в Волгоградской области раз в месяц выходят на пионерские сборы - под обязательную барабанную дробь и подзабытые строчки: "Взвейтесь кострами, синие ночи!" А каждую весну здесь посвящают в пионеры младших ребят, берут с них клятву и повязывают красные галстуки.

Самые главные принципы, о которых "трубили" пионеры, актуальны и сегодня: быть лучшими в труде, учебе и спорте. Фото: Иванов Олег, Квашкин Борис / Фотохроника ТАСС

Сначала в школе было только несколько отрядов, а сейчас единая пионерская организация. Для того чтобы стать пионером, ребенок должен написать заявление и обязательно получить согласие родителей, - рассказывает вожатая Приморской школы Ольга Наследникова.

Пока родители единогласно говорят "да". Многие из них когда-то учились у тех же учителей, что преподают сегодня, и так же повязывали красные галстуки.

Поселок у нас небольшой, но многонациональный. Поэтому в пионерах и турки, и корейцы, и казахи. И, конечно же, нам очень повезло с тем, что родители поддерживают пионерское движение: вместе с ребятами на субботники выходят, - добавляет Наследникова.

Главный принцип, по которому живут сегодня волгоградские пионеры, тот же, что и много лет назад, - быть лучшими в труде, учебе и спорте. Больше всего в заботе нуждаются пенсионеры. Для них ребята проводят "Дни тимуровской заботы".

Кому-то помогаем грядки вскопать, картошку перебрать, возле двора почистить. Ребятам это совсем несложно, а нашим пенсионерам - хорошая помощь! - говорит Ольга Наследникова.

Справка "РГ"

Сегодня в России есть официальный продолжатель дела пионерии - Российское движение школьников. Создано оно было в 2015 году по указу президента РФ Владимира Путина. Главная задача РДШ практически та же, что и у советских пионеров, - разностороннее развитие и воспитание школьников. Это движение уже поддержали в десятках российских регионов.

Больше всего в заботе школьников нуждаются пожилые люди. И ребята не оставляют их без внимания ни в будни, ни в праздники. Фото: Из Архива средней школы № 40

Комментарий

Александр Карпиловский, режиссер, сценарист:

Организованный досуг для детей -- это прекрасно. Детей надо обязательно организовывать, а назвать можно как угодно, хоть пионерами, хоть скаутами. Пионеры - это же юные натуралисты, разведчики, будущие лидеры, они защищают младших, помогают старшим, и жизнь у них интересная и насыщенная. Те же бойскауты в Америке существуют уже много десятилетий, и никто не жалуется.

Попасть в пионеры сейчас непросто. Нужно проявить себя, пройти испытание, принести клятву, и только потом тебя примут. Пока существует такая система, а пионерское движение носит хаотичный и любительский характер, все великолепно. Но все сразу изменится, если к этому движению решит присоединиться какая-нибудь политическая сила. Тогда мы получим именно ту пионерию, которую многие вспоминают недобрым словом, с приписками и показухой.

В своей трилогии "Частное пионерское" я намеренно не стал показывать эту сторону пионерской организации, а осветил только лучшее. Собирать макулатуру и металлолом может быть весело, особенно если взрослые все не испортят. В конечном итоге все упирается в учителя, вожатого, организатора, увлеченного и с горящими глазами. А наши дети - искренние, открытые, замечательные. Им только свисни, и они пойдут защищать собак, помогать бабушкам. Меньше всего они хотят без дела шататься по улицам или сидеть часами перед компьютерами. Если появляется какой-то лидер, дети с удовольствием встают под его знамена. Правда, вопрос в том, кто этот лидер и куда он поведет детей? Но это уже зона ответственности взрослых.

Я не верю, что "красный галстук" сможет вытеснить агрессию из школ. Сам по себе галстук не защитит от издевательств сверстников. Но когда дети организованы умными, толковыми взрослыми, они ведут себя по-другому. Я видел, как сегодня устроены пионерские организации в московских школах - там очень трогательное и трепетное отношение старших к младшим. И там точно никому не придет в голову прийти в школу с ножом. Агрессия и травля процветают там, где дети предоставлены сами себе и живут по волчьим законам. Но законы выживания не должны вытеснять законы жизни.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - важная часть образовательной системы в нашей стране. Такое воспитание возможно только тогда, когда создается особенная среда, особенное пространство для детей. Развитие гражданской позиции и патриотических качеств у ребёнка возможно только через вовлечение его в мероприятия патриотической направленности.

Преобразования в государстве, политике, в гражданине диктуют и изменения в системе воспитания. Пионерское движение в свою очередь тоже претерпело ряд изменений и сегодня конкурирует с современными патриотическими движениями.

Цель данной работы: рассмотреть пионерскую организацию в социально-историческом аспекте, ответить на вопрос: есть ли будущее у пионерской организации?

Изучить историю пионерской организации в стране;

Изучить историю пионерской организации в Лесокамской школе;

Сравнить пионерию в разные периоды истории;

Определить значимость пионерского движения.

Гипотеза: пионерская организация XX века во многом отличается от современного, но имеет одну цель - воспитание патриота, честного, ответственного, неравнодушного человека, а значит, вполне может конкурировать с современными патриотическими движениями.

Объект исследования: история создания и развития пионерского движения в нашей стране.

Предмет исследования: пионерская организация в СССР и конкретно в Лесокамской школе.

Практическая значимость: пополнить школьный музей по теме «История школы», рассказать о пионерской организации учащимся 4 класса (при подготовке к вступлению в пионеры).

Глава 1. История Пионерского движения в СССР

Одной из задач в укреплении своей власти большевики считали вовлечение в свои ряды подрастающего поколения. В России и до революции существовали детские скаутское движение. После революции 1917 года скаутское движение идёт на спад, так как в условиях войны, революции, интервенции не было возможности для полноправного существования и развития таких организаций. Одновременно с роспуском скаутской организацией в коммунистических кругах стала ощущаться необходимость создания собственной коммунистической организации для работы с детьми. Массовая детская организация должна была стать коммунистической по целям и задачам работы.

В конце 1921 года ЦК РКСМ создал специальную комиссию по выработке программы и принципов деятельности новой детской организации. Непосредственное участие в работе комиссии принимала Надежда Константиновна Крупская.

19 мая 1922 года 2-я Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов. Этот день отмечается как день рождения пионерской организации. Первые пионерские отряды были созданы в Москве на Красной Пресне. Организатором и вожатым отряда стал Михаил Стремяков. А в октябре этого же года 5-й Всероссийский съезд РКСМ (Ре-во-лю-ци-он-ный ком-му-нис-ти-чес-кий союз молодёжи) постановил объединить все пионерские отряды, организованные в разных городах России, в детскую коммунистическую организацию "Юные пионеры имени Спартака". 21 января 1924 года Решением ЦК комсомола пионерской организации было присвоено имя В.И.Ленина.

Вся деятельность пионерской организации была крайне политизированной, особенно в первые десятилетия. Включаясь в общегосударственные кампании, пионеры выполняли следующие задания: собирали деньги на строительство тракторов, на помощь детям капиталистических стран, на восстановление народного хозяйства - на всё, что требовалось стране в разное время; участвовали в коммунистических субботниках, в различных агиткампаниях - например, за грамотность, за создание колхозов, за экономию, за мир; организовывали пионерские рейды, выступления на собраниях; помогали в борьбе с детской беспризорностью. Также пионеры заботились о младших, и в 1923 г. при отрядах пионеров созданы первые группы октябрят.

В плане идеологического воспитания очень высоко оценивалось значение внешкольной, кружковой деятельности. Поэтому предложенные вожатыми задания пионеры выполняли если не с энтузиазмом, то с осознанием того, что делают что-то важное, полезное для всей страны. Пионеры работали в колхозах, на полях, охраняли урожай и колхозное имущество, писали письма в газеты или в соответствующие органы власти о нарушениях, которые замечали вокруг. Занятия детям старались подбирать по силам и интересам.

К 1924 г. в стране насчитывалось 50 тыс. октябрят и около 100 тыс. пионеров. На данном этапе оформляется пионерская символика, атрибуты, зарождаются традиции (красное знамя, галстук, значок, форма, салют, традиции сборов и пионерских костров и др.). В этом же году начинают издаваться пионерские журналы «Пионер» и «Вожатый». 6 марта 1925 г. выходит первый номер газеты «Пионерская правда».

До 1932 года механизм создания отрядов был достаточно гибкий: они создавались по месту жительства, в клубах. В результате реорганизации отрядов пионеров начинают формироваться на базе одной или нескольких школьных классов. Перевод пионерских отрядов в школу и привлечение учителей к общественной работе давало возможность государственным органам власти контролировать и управлять детским движением централизовано.

В 1930-е годы возрастает число сирот и беспризорников, оставшихся без родителей в связи с голодом, коллективизацией, арестами родителей. Пионерия обеспечивала таким ребятам лучшую жизнь, чем в детских домах сиротских приютах. В пионеры начали принимать всех желающих детей подходящего возраста, даже если их происхождение было «небезупречным» - пионерия должна была их перевоспитывать. В пионерских коллективах происходит военно-оборонная работа; создавались кружки юных стрелков, санитаров, связистов, проводились военно-спортивные игры.

Во время войны к задачам пионеров прибавились помощь фронту и семьям фронтовиков: писали письма бойцам, шили белье, вязали тёплые вещи, собирали посылки в действующую армию, деньги на танки и самолеты, собирали лекарственные травы, металлолом, работали на уборке урожая. Дети дежурили в госпиталях, организовывали концерты для раненых, рыли траншеи, помогали строить укрепления и ремонтировать здания после бомбежек. Некоторые пионеры участвовали в боевых действиях, ходили в разведку. Также в эти годы по всей стране развернулось массовое тимуровское движение, возникновение которого связано с именем писателя А.Гайдара и его повестью «Тимур и его команда». Словом, дети делали всё, что могли, «для фронта, для победы». Так, за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, пионеры Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова удостоены звания Героя Советского Союза, тысячи пионеров награждены орденами и медалями.

После войны пионеры помогали восстанавливать страну, работали на стройках, занимались озеленением, ходили в походы по местам боевой славы и создавали школьные музеи, продолжали работать на полях. Они помогали взрослым восстанавливать народное хозяйство, ремонтировали школы, собирали металлолом, работали на колхозных полях, озеленяли дороги, сажали пионерские сады и парки.

Главным содержанием воспитания подрастающего поколения в 60−80-е гг. ХХ в. было коммунистическое воспитание, которое предусматривало всестороннее гармоническое развитие личности и включало такие направления, как идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание. Интернациональное воспитание выступало как важный фактор, который создавал основу для сближения и сотрудничества народов всех стран социализма, укрепления их дружбы и рассматривалось как одно из условий строительства нового общества. Трудовое воспитание выдвигало задачу воспитания любви к труду и людям труда. Труд во имя общих интересов, братская взаимопомощь и трудовые традиции народов СССР, социалистическое соревнование были важными источниками как трудового, так и интернационального воспитания. В совместном труде у детей вырабатывалось чувство солидарности и взаимопомощи. Интернациональное воспитание в 60−80-х гг. ХХ в. было важным направлением содержания деятельности пионерской организации (Карташова, с. 476).

После Перестройки Всесоюзная пионерская организация отказалась от политической окраски, взяв новый девиз: «За Родину, добро и справедливость». С середины 1980-х годов предпринимались попытки реформировать пионерскую организацию, однако детская и юношеская организация в прежнем масштабе не была создана.

В октябре 1990 года появляется преемник пионерской организации - «Союз пионерских организаций - Федерация детских союзов» - международный добровольный независимый союз, объединяющий детские общественные организации, ассоциации и другие общественные объединения, образованные с участием детей и в их интересах. В сентябре 1991 года был созван чрезвычайный съезд ВЛКСМ, на котором было принято решение о роспуске организации вследствие исчерпания её исторической роли, одновременно с этим перестала существовать и Всесоюзная организация пионеров. Союз пионерских организаций зарегистрирован Министерством юстиции РФ в 1992 году как негосударственная общественная организация, независимая от политических партий и движений.

Таким образом, пионерское движение создавалась большевиками для укрепления своей власти, вовлекая в свои ряды подрастающее поколение, поэтому деятельность пионерской организации была крайне политизированной. В 30-е годы возникает необходимость реорганизации пионерии по школьному принципу: пионер должен быть преуспевающим в учебе и дисциплине. Поменялась деятельность пионера в годы ВОв: они оказывали мощную помощь не только в тылу врага, но и на фронте. И только в 90-е годы пионерская организация теряет свою силу, больше не имея никакого отношения к политической стороне жизни.

Глава 2.История пионерской организации в Лесокамской школе

В Лесокамской школе, до ее временного закрытия, пионерская организация носила имя Ю.А.Гагарина. 1987 году школа получила свое второе рождение, снова была создана пионерская дружина (см. Приложение №1), которая стала носить имя воина - интернационалиста Ивана Ермакова, участника боевых действий в Афганистане. Младший сержант пограничных войск Ермаков Иван Андреевич погиб 18 мая 1982 года в бою с душманами в Афганистане, оказывая медицинскую помощь раненому товарищу.

С 1987 года возглавляет дружину имени И.Ермакова верная пионерскому движению Татьяна Степановна Гайнутдинова. После окончания Кудымкарского педучилища с 1981 г. она успела зажечь немало октябрятских звёздочек и воспитать сотни настоящих пионеров в родной Лесокамской школе.

Именно старшая пионервожатая определяет то, каким будет пионерское движение в школе. В чем же особенность пионерской организации в Лесокамской школе?

Во-первых, в нашей пионерской дружине есть свои традиции.

Тимуровская работа в дружине — один из главных направлений в работе пионеров. Каждый отряд ходит к пожилым людям, чтобы помочь им занести дрова, воду, подмести пол, зимой почистить дорожки от снега. В течение года проходят трудовые операции «Семь цветов радуги», «Pабота», «Снег». Например, в ходе операции «Семь цветов радуги» каждый отряд за неделю должен выполнить семь добрых дел (помощь пожилым людям, уборка улиц, озеленение школьной территории, помощь детскому саду, библиотеке).

Новогодний праздник, обязательными частями которого являются новогодний сценарий и новогодний вальс, символ года;

Масленица - проводы Зимы с конкурсами и блинами(сожжение чучела Зимы).

Уроки мужества, которые проводятся в День памяти воинов-интернационалистов «Память сердца», которые не просто проходят в торжественной обстановке, а создают особенную атмосферу. На уроки мужества приглашаются гости - участники боевых действий в Чеченской республике

В год проведения Зимних Олимпийских игр в школе проводятся Малые зимние Олимпийские игры, которые проходят в несколько этапов (открытие, соревнование команд - представителей разных стран в разных видах спорта, закрытие Олимпиады, объявление победителей) (см. Приложение №2). В этом году состоялись юбилейные 5-е Малые зимние Олимпийские игры, в которых приняло участие рекордное число команд и участников.

Смотр строя и песни. В этот день каждый отряд - определенный род войск, показывает строевую подготовку, исполняя солдатскую или военную песню. Самый лучший отряд становится победителем этого конкурса.

И, конечно же, особое место среди дружинных праздников занимает День Пионерии, который проводится 19 мая. Главный этап праздника — пионерская поверка. Здесь подводятся итоги работы пионерских отрядов и дружины за год. Каждый отряд готовит выступление на тему «Вот и стали мы на год взрослей». На поверке пионеры говорят, что им запомнилось, что хотели бы изменить в работе дружины, заполняется стела «Самый отряд», ступень развития каждого отряда, итоги соревнования пионерских отрядов за год. Происходит награждение ребят за активную работу и спортивные успехи, церемония награждения ребят по номинациям.

Завершает учебный год праздник Последнего звонка.

Также традиционно ученики школы поздравляют выпускников школы с Днем студента 25января и отправляют открытки к 23 февраля тем, кто находится на военной службе в войсках РФ.

90- е годы в истории существования пионерской организации в Лесокамской школе не оказались последними, а наоборот, характеризовались подъемом, пионерская организация в это время наполнилась новым дыханием: «В нашей школе жизнь бьет ключом: здесь есть традиции, законы,мы празднуем наш праздник День Пионерии, принимаем в пионеры, повязываем галстук, целуем знамя. И все это благодаря нашей милой вожатый Татьяне Степановне. Ведь именно она зажигает в груди учеников огонь, который заставляет совершать добрые поступки, обязывает жить правильно.

В школе есть святая из святых - пионерская комната. Когда попадаешь туда, у тебя дух захватывает, там какая-то особенная атмосфера: стенд памяти Ивана Ермакова, чье имя носит наша дружина, знамёна, отрядные флэшки, барабан, горны, плакаты. Но особое внимание всегда привлекает самый большой красочный стенд - схема жизни школы.

Такого рода соревнования вызывают интерес жизни школы, порождает желание участвовать в ней, и, на мой взгляд, именно этот энтузиазм детей, азарт в глазах помогает Татьяне Степановне в наше столь непростое время не опускать руки и находить все новые и новые воплощения своих безудержных идей». - пишет об этом времени Палаухина Светлана, выпускница школы (См.Приложение №3). Тогда директор школы Леонтьева Л.С. давала интервью в местную газету, отмечая, что жизнь в школе становится другой, новой: «Первоклашек мы принимаем в октябрята, затем они у нас вступают в пионеры. Повязываем им красные галстуки, которые надевают ребята только на торжества, проводим линейки под звуки горна и барабана выносим знамена, каждый пионерский отряд имеет свой флажок. В пионерской комнате собирается совет дружины. Конечно, все это не похоже на прошлое, у нас другой девиз, новые законы, новые праздники. Но детям нравится, к тому же это здорово сплачивает их» (см. Приложение №4).

Сегодня в Лесокамской школе тоже живет и процветает пионерское движение. Девиз «Будь готов! - Всегда готов!» остается актуальным в стенах нашей школы, а ученики достигают больших высот в учебе, и о наших пионерских успехах и по сей день пишут в газетах (см. Приложение №5).В наше время осталось немного школ, в которых бы существовала пионерская организация. Но именно здесь у ребенка возникает желание создавать, творить, быть неравнодушным и проявлять милосердие.

Глава 3. Перспективы пионерского движения

Для того чтобы ответить на вопрос: есть ли будущее у пионерского движения, мы сравнили пионерскую организацию XX века в ее развитии и современную пионерию, которая существует сегодня в Лесокамской школе. Сравнительные характеристики мы подтверждали информацией, которую собрали из воспоминаний учителей и родителей - пионеров и современных школьников, состоящих также в рядах пионеров.

1. Основной целью пионерской организации было воспитание молодого поколения в соответствии с общей советской моралью . Из этого вытекают следующие задачи: качественное и всестороннее развитие детей, мотивация к хорошей учёбе, приобщение к занятию спортом, выработка командного духа товарищества и взаимовыручки, освоение духовной культуры, привитие мысли о необходимости социальной работы, выраженной в виде помощи всем окружающим. Иными словами, пионер в первую очередь должен был быть добрым человеком и законопорядочным гражданином. Организация имела и соответствующую идеологию преданности родине, поэтому организация напрямую зависела от политики.

Как уже было обозначено, со временем пионерская организация стала отходить от политики коммунизма и социализма, и в итоге стала движением патриотического воспитания.

2.Различие в системе самоуправления. Основой Всесоюзной пионерской организации являлась пионерская дружина. Она объединяла пионеров всей школы и состоит из отрядов, каждый отряд - из звеньев. Высшим органом пионерской дружины был пионерский сбор. На нем открытым голосованием избирался орган пионерского самоуправления - совет дружины во главе с председателем. Совет дружины руководил работой пионерских отрядов, октябрят и отдельных объединений пионеров. Пионерский отряд создавался по решению совета дружины из пионеров одного класса в количестве не более 20 пионеров. Высший орган отряда - пионерский сбор. На нем избирался совет отряда, являющийся организатором его жизни. Звено формировалось в составе 5-8 чел., связанных между собой дружбой и общими интересами. Руководил звеном звеньевой. Для подготовки детей ко вступлению в пионеры создавались группы октябрят 1-3 классов. Каждая группа делилась на звездочки, объединяющие по 5-6 октябрят. Коллективным вожатым октябрят являлся пионерский отряд, который выделял вожатых и организаторов работы по интересам с октябрятами.

Высшим органом Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина были Всесоюзные слеты пионеров. Перед ними проводились районные, городские, краевые, окружные, областные и республиканские слеты. На слет выбирались делегаты от дружин из числа лучших пионеров страны. Всесоюзные слеты проводились не реже одного раза в 5 лет.

Организация самоуправления в нашей школе выстроена следующим образом:

Система школьного самоуправления имеет 2 уровня. Первый уровень - классное ученическое самоуправление; второй уровень - школьное ученическое самоуправление. Структура I уровня - ученическое самоуправление на уровне классных коллективов 5-9 классов. Каждый ученик входит в тот или иной экипаж (6). Старший - комиссар, а остальные 2-3 человека - его члены. Из комиссаров образуется совет отряда: в него входят 6 комиссаров.

Обязанности членов экипажей: комиссар отвечает за работу каждого члена, члены экипажа отвечают: а) за дела внутри отряда; б) за общешкольные дела, в которых принимает участие отряд. К функциям совета отряда оносятся:

Подготовка и проведение отрядных сборов;

Анализ деятельности своих членов;

Подготовка информации - отчета и предложений, отражающих потребности детей, в совет дружины.

Высший орган самоуправления - сбор отряда, во главе которого находится председатель совета отряда. Структура II уровня - школьное ученическое самоуправление. Это школьные ученические экипажи («Наука и образование», «Труд и порядок», «Спорт и здоровье», «Досуг», «Забота», «Пресс-центр»), состоящие из комиссаров классных ученических экипажей. В работе школьным ученическим экипажам помогают педагоги — консультанты, в роли которых выступают заместитель директора и педагоги, способные оказать помощь.

3.Обещание, законы и символика.

СССР, XX век

Лесокамская школа, XXI век

венное обещание

Обещание 1922 года

Честным словом обещаю, что буду верен рабочему классу, буду ежедневно помогать своим трудовым собратьям, знаю законы пионеров и буду им повиноваться.

Обещание 1924 года

Я, юный пионер СССР, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю, что буду твердо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира. Буду честно и неуклонно выполнять заветы ИЛЬИЧА, законы и обычаи юных пионеров.

Обещание 1986 года

Я, (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить и беречь свою Родину, жить, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, как требуют Законы пионеров Советского Союза.

«Я (Имя, фамилия), вступая в пионерскую дружину имени Ивана Ермакова,

даю торжественное обещание и скрепляю его своим честным словом, что буду: исполнять свой долг перед Родиной, выполнять законы пионеров».

1.Пионер предан Родине, партии, коммунизму.

2.Пионер готовиться стать комсомольцем.

3.Пионер держит равнение на героев борьбы и труда.

4.Пионер чтит память павших бойцов и готовится стать защитником Родины.

5.Пионер настойчив в учении, труде и спорте.

6.Пионер - честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правоту.

7.Пионер - товарищ и вожатый октябрят.

8.Пионер - друг пионерам и детям трудящихся всех стран.

1.Единства слова и дела;

2.Дружбы и товарищества;

3.Заботы и милосердия;

4.Чести и совести;

5.Равенства и справедливости.

Символика

Галстук - частица знамени пионерской организации. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трех поколений: коммунистов, комсомольцев, и пионеров.

Потерял те символизирующие значения, но так же является неотъемлемым атрибутом пионера. Галстук завязывается специальным узлом.

Пионерское знамя — символ чести и сплочённости пионеров, их верности делу революции. Оно представляет собой красное полотнище размером 100х80 см. На лицевой стороне знамени — пионерский значок и девиз: «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!»

Есть свой школьный флаг, где:

Белый - символ чести, достоинства; цвет знаний;

Желтый - любовь к родной земле, к своей малой Родине;

Красный - верность павшим за независимость, победу и процветание России.

Параллели и меридианы земного шара - символ общечеловеческих ценностей.

Страницы книги - символ образования.

Значок пионеров - есть

Значок пионеров - нет

Салют-приветствие пионеров. Поднятая чуть выше головы рука демонстрировала, что пионер ставит общественные интересы выше личных.

Девиз - «Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!»

Девиз - «Пионер, за Родину, добро и справедливость будь готов!»

Отрядный флажок - был символом чести и сплоченности пионеров, знак их принадлежности к конкретному пионерскому коллективу

Барабан - сопровождал строй во время походов, шествий, парадов.

Горн предназначался для сбора пионеров, подачи различных сигналов и сопровождения ритуалов.

Горн не используется современными пионерами.

«Взвейтесь кострами, синие ночи» — советская пионерская песня, написанная в 1922 году. Автор слов — поэт Александр Алексеевич Жаров, автор музыки — пианист Сергей Фёдорович Кайдан-Дешкин.

Дружинная пионерская песня - «Вечерняя» («Разговоры еле слышны…»). Из песенника орлятских песен.

Итак, мы видим, что изменения произошли не только в законах и обещании пионеров, но и в символике: школьное знамя заменил флаг, разработанный учащимися; красный галстук не имеет больше коммунистических значений; не используются пионерский значок и горн; остались неизменными, пионерский салют и использование барабана на линейках: «Запомнилось то, что входила в состав барабанщиков, и была там ведущим барабанщиком. Ощущение ответственности было нереальное: собьешься ты - собьются с ритма остальные. А барабанную дробь вообще нельзя было останавливать, так как под неё повязывали галстуки только вступившим в пионеры четвероклассникам» (Бубнова К.)

4.Одним из самых ярких воспоминаний пионерского детства - это возможность отдыха в пионерских лагерях. Летом практически все пионеры Советского Союза отправлялись в пионерлагеря. Обычно каждое более или менее крупное предприятие имело собственный пионерлагерь, куда и отправляло детей своих сотрудников. Многих ребят Гайнского района отправляли в лагерь «Березка» в г. Гудаута. К сожалению, современному пионеру уже не знакома эта особенная и неповторимая жизнь в лагере прошлого века.

5. Пионер-спортсмен. Пионер - лучший не только в учебе и труде, но и в спорте. Поэтому пионерская организация одной и задач ставила физкультурно-оздоровительную работу — это занятия в кружках физической культуры, группах подготовки к выполнению норм комплекса ГТО и секциях общей физической подготовки, проведение туристских походов, массовых соревнований и праздников физической культуры. Физвоспитанию всегда уделялось особое внимание, поэтому и пионер XX века, и сегодняшний пионер - это человек, который в той или иной мере приобщен к спорту: пионербол тогда и сегодня, советские занятия на турниках и современные тренажерные залы, лыжные соревнования также остаются очень популярными среди подрастающего поколения и уступают разве что только конькам.

Как уже отмечали, есть в школе такая традиция, как проведение Малых зимних Олимпийских игр: «Есть ещё одна «фишка» у Лесокамочки: Малые Олимпийские игры, по времени проведения они совпадают со всемирными зимними играми. Не скрывает своей гордости Татьяна Кондратюк [директор школы], говоря о том, что они первыми в районе стали проводить такие соревнования. Когда впервые открывали Олимпийские игры в Лесокамской школе, пригласили главу района, председателя земского собрания, делегации из других школ. Все приглашенные пришли и положительно оценили мероприятия. Такие начинания, как Малые зимние Олимпийские игры призваны создавать положительный имидж "Лесокамочки"» (см. Приложение №6).

6.И главным критерием в сравнении являются ответственность и желание . Быть пионером - это престижно, говоря современным языком. Все учителя отмечают то, что хотели стать пионерами, потому что пионер имел самые положительные характеристики:

«Пионер - это лидер, первый, ответственный и честный ученик» (Кондратюк Т.Л.).

«Пионер - это активный, ответственный, целеустремленный ученик, он должен хорошо учиться» (Мышкина Н.А.)

Когда ученик получал звание пионера, менялось его отношения ко многому:

«Была горда я этим [пионерским] званием, стремилась к лучшему» (Мизева О.С.)

«Всегда была со своими товарищами» (Палаухина Н.Г).

И навсегда запомнились пионерские дела, которые воспитывали те самые качества пионера: пионерские костры, пионерские слеты, тимуровская работа, туристические походы, игра «Зарница», сбор макулатуры и металлолома. (См.Приложение №7).

Сегодняшний пионер не так инициативен в делах своего отряда и дружины, выполняет все поручения без энтузиазма, но все общие дела остаются в памяти как лучшие из моментов в жизни:

«…Спустя много лет после окончания школы, в памяти остаются только самые яркие и значимые моменты.Как оказалось, все самые яркие воспоминания прямо или косвенно связаны с пионерской жизнью. Красные звёздочки октябрят, вырезанные из цветной бумаги и обклеенные скотчем, запомнившиеся на всю жизнь. Пионерские походы с кашей на костре и отрядными песнями. Тимуровская работа и счастливые глаза бабушек, которым мы помогали. Посвящение в пионеры тоже помнится, словно было вчера. Мне даже посчастливилось быть ассистентом знаменосца, тогда это казалось очень ответственным ритуалом» (Петрова Т.).

«Конечно, не забыть и пионерские поверки 19 мая в День Пионерии, тогда собирались, стихи сочиняли, делали отчеты» (Гайнутдинов Э.).

Итак, выпускники нашей школы до сих пор помнят свою пионерскую жизнь. «Зарница», пионербол - веселые игры, в которые любили играть пионеры. Выписывали печатные издания: пионерские журналы «Пионер», «Костер, «Пионерская правда». Самым главным заданием пионеров было хорошо учится и помогать своим близким. Все старались соблюдать обещания, которые давали перед своей школой, читая клятву. Дети гордились тем, что они — пионеры (см. Приложение №8).

История советской пионерии неотделима от героической истории нашего народа. Летопись пионерского движения богата примерами патриотизма, самоотверженности, подлинного героизма детей. Основой современных организаций стал огромный опыт, накопленный пионерской организацией. Сегодня также проводятся сборы, линейки и встречи у костра, ведутся тимуровская и шефская работа, лидеры проходят обучение в Школе актива, маршруты маршев поменяли свои названия на направления деятельности, а для развития творческого потенциала ребят используются современные технологии и методы работы.

Заключение

Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является воспитание будущего патриота своей страны. Данная проблема охватывает всех людей без исключения в независимости от их религии, расы, пола, культуры, духовного и нравственного развития. И в первую очередь эта проблема касается молодежи. Поэтому одним из наиболее важных вопросов воспитания на сегодняшний день является формирование потребности любви к России, знания её истории. Ведь патриотизм — это составная и неотъемлемая часть национальной идеи, неотъемлемый компонент культуры и науки.

Основная цель патриотического воспитания — это привитие подрастающему поколению любви к Отчизне, гордости за свою Родину, формирование желания и готовности защищать страну в случае необходимости, стремления способствовать процветанию Отечества.

В своей работе мы проанализировали пионерское движение в его историческом развитии и можем сделать некоторые выводы:

С момента создания и до сегодняшнего дня пионерская организация имела и имеет одну цель: воспитание достойного гражданина.

Современная пионерия не имеет мощного влияния на политику и не имеет поддержки со стороны профсоюзов, поэтому нет возможности получения льготных путевок в летние оздоровительные лагеря, которые в свою очередь перестали быть пионерскими. Мы лишились одного из самых ярких воспоминаний пионерского детства - это возможности отдыха в пионерских лагерях.

Изменились элементы самоуправления: появились ученические экипажи.

Пионерская организация претерпела ряд изменений, которые произошли не только в законах и обещании пионеров, но и в символике: школьное знамя заменил флаг, разработанный учащимися; красный галстук не имеет больше коммунистических значений; не используются пионерский значок и горн; остались неизменными, пионерский салют и использование барабана на линейках.

Что касается физвоспитания, то здесь Лесокамская школа осталась неизменной: здесь проводятся и легкоатлетическая эстафета 19 мая, и Малые зимние Олимпийские игры, и другие спортивные соревнования.

Изменился и сам пионер - и это, пожалуй, главное отличие. Сегодняшний пионер действует без энтузиазма, без стремления помочь, крайне безынициативен.

Таким образом, сама пионерская организация с ее целями, законами, установками и стремлениями вполне может конкурировать с современными патриотическими движениями, такими как: волонтерское движение, всероссийское военно-патриотическое общественное движение — «Юнармия» и др. Важно понимать, что пионерская организация - это молодежь, то подрастающее поколение, которое при помощи учителя хочет и должно стремиться к бОльшему, пионер быть не потребителем, а созидателем. Пионерская организация в рамках Лесокамской школы - это благоприятная атмосфера для развития школьника в учебной, спортивной и внеурочной деятельности.

Список литературы

Архивные документы кабинета истории МБОУ «Лесокамская основная общеобразовательная школа»;

Атлас. Пионерская организация СССР. Шадрина. Г.В., 1976;

Карташова Ю. А. Сущность интернационального воспитания в контексте всестороннего развития пионеров (60−80-гг. ХХ в.) // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 475-480. — URL https://moluch.ru/archive/85/15948/ (дата обращения: 10.04.2018);

Книга вожатого. - М.: «Молодая гвардия», 1985;

Леонтьева С.Г.. Дети и идеология: пионерский случай: Тверь, 2006 291 с.;

Общественно-политическая газета «Наше время». Гайны. 1994,1995,1996,2000,2002,2011,2015;

Спутник пионера. Товарищ. - М.: «Молодая гвардия», 1983;

Шульженко М. Э. Патриотическое воспитание современной молодежи // Молодой ученый. — 2017. — №47. — С. 240-243. — URL


Осенью 1918 года была создана детская организация юных коммунистов (ЮКов), но уже через год оказалась распущена. В ноябре 1921 года было принято решение о создании всероссийской детской организации. Несколько месяцев в Москве действовали детские группы, в ходе эксперимента были разработаны пионерские символы и атрибуты, принято название новой организации - отряды юных пионеров имени Спартака. 7 мая 1922 года в Сокольническом лесу в Москве был проведён первый пионерский костёр.

В советском союзе День Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина или, говоря проще - День пионерии, - официально отмечался 19 мая. Именно в этот день в 1922 году 2-я всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов. Социальная иерархия: октябрёнок - пионер - комсомолец, была направлена на создание у советских детей и подростков внутреннего идеологического стержня, стремления расти и совершенствоваться. Пионерская организация учила детей жизни в социалистическом обществе, способам сосуществования со сверстниками. Сейчас многие граждане видят в таком подходе в воспитании молодежи недостатки, мол, идеологическое замутнение мозгов, которое делало из людей марионеток. Даже если так, то в то время уровень наркомании и преступности среди молодежи был сверхнизким, по сравнению с нашим временем. После распада СССР, День Пионерии перестал быть официальным праздником. Сегодня День Пионерии неофициально отмечается некоторыми детскими организациями и компаниями, занятыми в сфере организации детского досуга. Да и всегда найдутся люди, которые с удовольствием вспоминают юные пионерские годы.

Кто из советских пионеров, не помнит волнения, с которым готовился вступить в ряды массовой общественно-политической организации? Как под звуки горнов и барабанов повязывали алые галстуки? Как впервые в своей жизни мы торжественно клялись на верность делу Ленина и Коммунистической партии? Советская страна ничего не жалела для юных. Были построены прекрасные Дворцы пионеров и детские лагеря. Сама же деятельность детских коммунистических организаций в СССР и в других социалистических странах имела такие серьезные масштабы, что даже превосходила по значимости свой «буржуйский» прообраз и аналог - скаутское движение. Пионерское движение отличалось от него по существенным аспектам: система носила всеохватывающий государственный характер и ставила своей целью идеологическое воспитание детей в качестве граждан, полностью преданных коммунистической партии и государству. При этом следует отметить, что, по мере эволюции движения, роль наследия скаутинга в нём падала (что хорошо прослеживается на эволюции пионерского лагеря от типа спортивно-туристического палаточного лагеря к типу санаторного комплекса). Среди частных отличий можно указать отсутствие отдельных организаций для мальчиков и девочек. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его имя.

«Будь готов!»

«Всегда готов!»

Пионерская клятва
Я, И.Ф., вступая в ряды Всесоюзной Пионерской организации, перед лицом своих товарищей, торжественно клянусь: горячо любить свою Родину; жить, учиться и бороться как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия; всегда выполнять законы пионеров Советского Союза.»
«Будь готов!»
«Всегда готов!» Примечание. До 1986 г. было: «…горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять законы пионеров Советского Союза».

Редакция 1922 года
Честным словом обещаю, что буду верен рабочему классу, буду ежедневно помогать своим трудовым собратьям, знаю законы пионеров и буду им повиноваться.

Редакция 1923 года
Я, юный пионер СССР, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю, что

1) Буду твёрдо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира.
2) Буду честно и неуклонно выполнять законы и обычаи юных пионеров.

Редакция 1924 года
Я, юный пионер СССР, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю, что буду твёрдо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира. Буду честно и неуклонно выполнять заветы Ильича, законы и обычаи юных пионеров.

Редакция 1928 года
Я, юный пионер СССР, перед лицом товарищей торжественно обещаю, что: 1) Буду твёрдо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение трудящихся всего мира. 2) Буду честно и неуклонно выполнять заветы Ильича - Законы ЮП Законы юных пионеров - свод основных правил жизни и деятельности члена Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина. В образной и доступной пониманию детей форме изложены цели и задачи детской коммунистической организации, основные принципы коммунистической нравственности, морально-этические нормы поведения юных пионеров.

Впервые Законы юных пионеров, разработанные комиссией ЦК РКСМ при участии Н. К. Крупской, были утверждены 5-м съездом РКСМ в октябре 1922 года. В Законах юных пионеров был выделен как один из основных закон - «Буду стремиться всегда, везде, где возможно, получить знания для того, чтобы употребить их на пользу трудящимся».

Происшедшие за годы социалистического строительства изменения условий деятельности пионерской организации, углубление содержания и совершенствование форм и методов ее работы нашли отражение в новом тексте Законов юных пионеров, утвержденном в 1957 8-м пленумом ЦК ВЛКСМ.


Законы пионеров Советского Союза

Пионер предан Родине, партии, коммунизму.
Пионер готовится стать комсомольцем.
Пионер равняется на героев борьбы и труда.
Пионер чтит память погибших борцов и готовится стать защитником Отечества.
Пионер лучший в учебе, труде и спорте.
Пионер дисциплинирован.
Пионер - честный и верный товарищ, всегда смело стоящий за правду.
Пионер - товарищ и вожатый октябрят.
Пионер - друг пионерам и детям трудящихся всех стран.
Пионер честен и правдив. Его слово - как гранит.

Обычаи пионеров.

Пионер не валяется в постели утром, а поднимается сразу, как ванька-встанька.
Пионеры стелют постели своими, а не чужими руками.
Пионеры моются тщательно, не забывая мыть шею и уши, чистят зубы и помнят, что зубы - друзья желудка.
Пионеры точны и аккуратны.
Пионеры стоят и сидят прямо, не горбясь.
Пионеры не боятся предлагать свои услуги людям. Пионеры не курят; курящий пионер уже не пионер.
Пионеры не держат руки в карманах; держащий руки в карманах не всегда готов.
Пионеры охраняют полезных животных.
Пионеры помнят всегда свои обычаи и законы.

Пионерский гимн

Музыка: С. Дёшкин Слова: А. Жаров


Мы, пионеры, дети рабочих.

Припев (после каждого куплета):
Близится время /авт:эра/
Светлых годов,
Клич пионера -
"Всегда будь готов!"

Радостным шагом, с песней весёлой,
Мы выступаем за комсомолом.

Мы поднимаем красное /авт:алое/ знамя,
Дети рабочих, смело за нами!

Грянем мы дружно песнь удалую
За пионеров семью мировую

Взвейтесь кострами, синие ночи!
Мы, пионеры, дети рабочих.

1922
Сигналы и марши Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина (Части 1, 2)

Жанр: сигналы и марши
Год выпуска диска: 1983
Производитель диска: СССР
Битрейт аудио: 320 kbps
Продолжительность: 00:16:11

I Сигналы

1. Вступление - 00:00:35
2. Внимание! Слушайте все! - 00:00:37
3. Подъём! - 00:00:28
4. На обед - 00:00:23
5. На занятия - 00:00:27
6. Сбор пионерских вожатых - 00:00:14
7. Ко сну - 00:00:47


II Дружинная линейка

8. Сигнал "Сбор" - 00:00:40
9. Марш "Торжественный вынос знамени" - 00:00:23
10. Подъём и спуск Государственного флага СССР - 00:00:29
11. Взвейтесь кострами, синие ночи!
12. Торжественное открытие - 00:00:21
13. Минута молчания - 00:00:51


III Марши для сопровождения
пионерского строя

14. Торжестванное приветствие - 00:00:36
15. Пионерский туш - 00:00:17
16. Пионерский марш - 00:00:53
17. Встречный марш - 00:00:28
18. Звонкий марш - 00:00:32
19. Марш по караулам - 00:00:22
20. Пионерский марш - 00:00:43


IV Сигналы пионерской
военно-спортивной игры "Зарница"

21. Сигнал "Заря" - 00:01:04
22. Сигнал "Тревога" - 00:00:30
23. Сигнал "Воздушная тревога" - 00:00:13
24. Сигнал "Отбой тревоги" - 00:00:21


Символика пионерской организации

Положение о символах, атрибутах и ритуалах Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина предусматривает использование в воспитательной работе государственной символики, установленной Конституцией СССР. Пионерская организация воспитывает у детей и подростков глубокое уважение к Гербу, Флагу, Гимну СССР, а также к Гербу, Флагу, Гимну союзной республики. Эти государственные символы олицетворяют героическую историю, мощь и величие социалистической Отчизны.

Воспитательное назначение символики пионерской организации, важность использования в ее работе государственных символов заключается прежде всего в том, чтобы в конкретной яркой, образной, эмоциональной и доступной пониманию детей форме разъяснить им:

Идею революционной преемственности поколений коммунистов - комсомольцев - пионеров, верности юного поколения революционным, боевым и трудовым традициям советского народа, готовности к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза;
общественно-политический смысл деятельности коммунистической организации детей и подростков;
значение пионерской организации как смены и резерва Ленинского комсомола;
необходимость укрепления единства членов пионерской организации.

Символику пионерской организации отличали следующие идейно-политические ориентации:

Глубокое идейно-политическое содержание каждого символа, неразрывная связь с коммунистическими идеями;
конкретность и точность выражения идейно-политического содержания определенных коммунистических идей;
яркость и эмоциональная привлекательность внешней формы символа;
простота и доступность раскрытия сложных для детей политических понятий.

Красное знамя и красный флаг. Коммунистическая партия и комсомол доверили пионерским организациям и дружинам право иметь Красное знамя, отряду - красный пионерский флаг. Это были символы верности юного поколения делу Октябрьской революции, делу Коммунистической партии, символ верности Родине, чести и сплоченности пионеров.

На Красном знамени Всесоюзной пионерской организации два ордена Ленина и Памятная лента ЦК ВЛКСМ. Первым орденом Ленина Всесоюзная пионерская организация им. В.И. Ленина была награждена 17 мая 1962 г. в связи со своим 40-летием за большую работу по коммунистическому воспитанию детей. Памятная лента ЦК ВЛКСМ вручена пионерской организации 30 июня 1970 г. на XVII Всесоюзном слете пионеров в Ленинграде за успешную работу по подготовке к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Вторым орденом Ленина пионерская организация награждена 18 мая 1972 г. в связи со своим 50-летием и за большую работу по воспитанию детей в духе ленинских заветов.

Красное знамя торжественно вручалось представителями Ленинского комсомола пионерским организациям союзных и автономных республик, национальных округов, краевым и областным, городским и районным организациям, дружине школы, временной дружине пионерского лагеря.

Образцы Красных знамен пионерских организаций и дружин устанавливал Центральный Комитет ВЛКСМ. На этих знаменах был изображен пионерский значок и начертаны слова девиза пионеров: «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!» На ленте, прикрепленной к древку знамени, - название организации или дружины. К древку знамени дружины прикреплялись также памятные ленты за успехи во всесоюзных и республиканских пионерских делах. Бережное отношение к Красному знамени было священным долгом каждого вожатого и пионера.

Красный флаг вручался представителем комсомольской организации вновь созданному пионерскому отраду на торжественной линейке. Образец красного флага отряда также утверждался ЦК ВЛСКМ. На лицевой стороне флага был изображен пионерский значок. К древку флага прикреплялись лента с вышитым шелком почетным именем отряда, памятные ленты - награда за успехи в пионерских делах, например. Почетная лента Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина отряду - «правофланговому» Всесоюзного марша пионерских отрядов.

Красный галстук и значок пионера.

Красный галстук носил каждый пионер. Это был символ верности делу Великого Октября, символ нерушимого единства трех поколений: коммунистов - комсомольцев - пионеров. Галстук пионера - частица революционного Красного знамени. Беречь честь своего пионерского галстука - значит свято хранить честь Красного знамени. Значок - символ принадлежности пионера к единой массовой коммунистической организации детей и подростков Советского Союза. «Такой значок, - писала Н.К. Крупская в брошюре «РКСМ и бойскаутизм», - укрепляет связь между организацией и ее членами и усиливает ответственность члена за свои поступки».

Пионерский значок.
Пионерский значок представляет собой изображение пятиконечной красной звезды (символ единства, трудящихся пяти континентов) с профилем В.И. Ленина в центре звезды (знак принадлежности ко Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина и верности пионера ленинским заветам), выше верхних лучей звезды пионерский костер с тремя языками пламени (символ единства поколений коммунистов - комсомольцев - пионеров), нижние лучи звезды перевиты лентой со словами «Всегда готов!» (символ готовности пионера к борьбе за дело Коммунистической партии).

Пионерский салют. Салют пионера означает, что для него интересы общества, своей коммунистической организации, дружины и отряда выше личных. Пионер отдавал салют, поднимая согнутую под углом правую руку с плотно сжатыми пальцами над головой:

Https://img-fotki.yandex.ru/get/62701/108533029.23/0_211944_e1f9d85f_orig.jpg при вручении ему красного галстука;
при исполнении Гимна Коммунистической партии «Интернационала», Гимна Союза Советских Социалистических Республик, гимнов союзных республик, подъеме Государственного флага СССР и флагов союзных республик;
у Мавзолея и памятников В.И. Ленину, мемориалов революционной, боевой и трудовой славы советского народа, отвечая «Всегда готов!» на слова пионерского девиза;
при вручении знаков различия членам советов дружин и отрядов, награждении во время торжественного церемониала;
пионер также салютует Красному знамени - флагу отряда, приветствует салютом вожатых, пионерский и воинский строй.

Почетное имя. Присвоение пионерской организации, дружине, отряду имени выдающегося деятеля Коммунистической партии и революционного движения, героя нашей Родины являлся символом верности славным традициям борьбы за коммунизм. Образцы героической жизни и борьбы, «славный труд советских людей, подвиг героев выступают как высокий нравственный идеал пионеров», которому они должны были подражать. Уже Н.К. Крупская отмечала в своих трудах значительную воспитательную силу связи идеалов и практического поведения подростков и детей. Самым высоким идейно-нравственным идеалом для пионеров предлагалась жизнь и деятельность В. И. Ленина.

Символика неразрывно связана с атрибутами пионерской организации. Атрибуты - определенные предметы и знаки, которые в яркой и выразительной форме выражают идеи, символы и традиции пионерского движения, подчеркивают сплоченность, единство и организованность пионерских коллективов, создают эмоционально-привлекательное оформление детской коммунистической организации.

Некоторые основные символы пионерской организации одновременно являлись и ее атрибутами (красные знамена пионерских организаций и дружин, красные флаги отрядов, галстук и значок пионера).

Атрибуты, имея символический смысл, отражали революционную романтику пионерской жизни, пафос героической борьбы народа за великое дело Коммунистической партии. Поэтому, например, и горн, и барабан неправомерно рассматривать только с точки зрения их утилитарно-практического назначения подавать сигналы. Горн и барабан стали спутниками отряда как символы боевой трубы красноармейских полков огненных лет гражданской войны и походных барабанов юных Гаврошей Парижской коммуны.

Атрибутами пионерской организации были форма вожатых и пионеров, знаки различия выборного пионерского актива, награды вожатых и пионеров, памятные эмблемы, знаки и наградные значки пионерских слетов, фестивалей, конкурсов, соревнований, всесоюзных и республиканских игр.

Таким образом, цели и задачи пионерской организации определялись на основе партийных директив и формулировались в Уставе ВЛКСМ и Положении о Всесоюзной пионерской организации им. В.И Ленина, документах Ленинского комсомола.

Общей и единой целью школы, комсомола и пионерской организации являлись задачи всестороннего развития коммунистической личности. Целью работы каждой дружины являлась подготовка достойной смены Ленинского комсомола.

Символика и атрибуты придавали революционно-романтический настрой жизни и работе пионеров, помогали организационно и идейно укрепить коллектив членов коммунистической организации детей и подростков, внести эмоционально-торжественную приподнятость в пионерские дела, создать эстетику жизни коллектива. Они выражали социально-политические идеи общественной жизни, пафос борьбы за построение социализма и коммунизма.

С того дня, как вышел Указ президента о создании Российского движения школьников, его сравнивают с пионерской организацией. Насколько необходимо было создание организации, похожей на пионерскую, в наши дни? И почему, собственно, мнения обозревателей СМИ по данному вопросу, как правило, достаточно скептичны?

В о новом движении школьников мы подробно рассматривали те стороны, которые сближают РДШ с пионерией, благодаря чему эти две организации действительно похожи друг на друга.

А чем отличается вновь создаваемое движение школьников от советской пионерии?

Сложно дать полный, исчерпывающий ответ на этот вопрос. Пока еще мало конкретной информации. Неизвестно, где именно будут формироваться «первичные ячейки», кого в них будут принимать, будут ли какие-то критерии отбора? Каким должен быть новый пионер? Говорят, что, скорее всего, площадкой для первичных организаций станет школа. После этого сразу же напрашивается вопрос, а будет ли вступление в РДШ добровольным или обязательным?

Вот в этом пункте (о доброй воле и принуждении) и заключается отличие новой организации от пионерской. Ведь исторически пионерские отряды организовывались:

  1. не сверху,
  2. не в школах,
  3. исключительно по доброй воле ребенка.

Это в последние годы советской власти членство в пионерской организации стало обязательным. А поначалу пионерия объединяла ребят с горящими глазами, энтузиастов, готовых отдавать свое время и силы на то, чтобы помогать взрослым строить новую красивую и справедливую жизнь. Отряды подростков-добровольцев формировались спонтанно (а не по указу сверху) на заводах, в деревнях и сёлах при комсомольских ячейках.

Перемещение пионерских отрядов в школы закрепило партийный контроль над ними и в дальнейшем поспособствовало формализации их деятельности. Причем контроль осуществлялся и над детьми, и над учителями. Членство в организации стало обязательным, участие в мероприятиях принудительным. Отказаться от участия в делах пионерской организации могли себе позволить только маргиналы, не имеющие планов на будущее. Поэтому многие бывшие пионеры вспоминают о своем участии в этой организации со скукой и отвращением.

Большинство обозревателей и педагогов уверены, что если первичные ячейки РДШ будут формироваться в школах, то сверху непременно начнут требовать от учителей «процент вовлеченности», вернется практика добровольно-принудительных мероприятий, мало кому интересных.

А этого так хотелось бы избежать! Пусть будет Российское движение школьников похожим на пионерию не застойного периода, а начала своей истории. Для этого необходимо, чтобы новая организация объединяла ребят вокруг настоящего живого дела, а не формальных мероприятий.

Может быть, мысль президента о патриотизме как национальной идее воплотить в концепции нового движения? Новый пионер мог бы заниматься охраной памятников, реставрацией героических сражений.

Или участие в экологических проектах. Это ведь тоже любовь к Родине – деятельность по спасению уникальной природы нашей страны, забота о чистой воде и свежем воздухе. Школьники вполне могут заниматься серьезной работой в области экологии, что подтверждается успешно проводимыми . На нашем сайте мы рассказывали о том, какие сложные, по-настоящему значимые и «взрослые» проекты выполняются ребятами в рамках таких конкурсов. Это исследования состава продуктов питания, анализ подземных вод и почвы, а также другие работы, которые имеют существенное значение в деле сохранения экологического баланса.

Если Российское движение школьников сможет увлечь ребят таким живым, важным и интересным делом, если участие в нём не станет добровольно-принудительным, у него вполне может быть большое будущее. И такие новые «пионеры» нашей стране, конечно, нужны!

История Всесоюзной пионерской организации

В конце 1921 года ЦК РКСМ создал специальную комиссию по выработке программы и принципов деятельности новой детской организации. Непосредственное участие в работе комиссии принимала Надежда Константиновна Крупская. Один из идеологов скаутизма И.Н. Жуков, стремившийся воплотить в детской организации позитивные стороны скаутского движения, предложил девиз "Будь готов!".

19 мая 1922 года - 2-я Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов.

Октябрь 1922 года
- 5-й Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды, организованные в разных городах России, в детскую коммунистическую организацию "Юные пионеры имени Спартака".

21 января 1924 года - Решением ЦК комсомола пионерской организации было присвоено имя В.И.Ленина.

Март 1926 года - Пионерская организация стала именоваться - Всесоюзная пионерская организация им. В.И.Ленина.

Первые пионерские отряды, объединявшие детей рабочих и крестьян, работали при комсомольских ячейках заводов, фабрик, учреждений; участвовали в субботниках, помогали в борьбе с детской беспризорностью, в ликвидации неграмотности.

1923 год - В школах стали создаваться форпосты и базы - объединения пионеров данной школы независимо от их места жительства. В пионерской организации насчитывалось до 75 тыс. пионеров.

Конец 1930-х годов - Завершилась перестройка Всесоюзной пионерской организации по так называемому школьному принципу: класс - отряд, школа - пионерская дружина. В пионерских коллективах развернулась военно-оборонная работа; создавались кружки юных стрелков, санитаров, связистов, проводились военно-спортивные игры.

1941-1945 годов - По всей стране развернулось массовое тимуровское движение, возникновение которого связано с именем писателя Аркадия Гайдара и его повестью "Тимур и его команда".

Юные пионеры помогали семьям фронтовиков, собирали лекарственные травы, металлолом, средства на танковые колонны, дежурили в госпиталях, работали на уборке урожая. За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, пионеры Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова удостоены звания Героя Советского Союза, тысячи пионеров награждены орденами и медалями.

1962 год - Всесоюзная пионерская организация за большую работу по коммунистическому воспитанию детей и в связи с 40-летием была награждена орденом Ленина.

1970 год - Во Всемирной пионерской организации насчитывалось свыше 118 тыс. дружин, объединявших 23 млн пионеров. За все время существования Всесоюзной пионерской организации в ее рядах побывало более 210 млн. человек.

После"перестройки" Всесоюзная пионерская организация отказалась от политической окраски, взяв новый девиз: "За Родину, добро и справедливость".

Середина 1980-х годов - Предпринимались попытки реформировать пионерскую организацию, однако детская и юношеская организация в прежнем масштабе не была создана.

Октябрь 1990 года - Преемник пионерской организации - «Союз пионерских организаций - Федерация детских союзов» - международный добровольный независимый союз, объединяющий детские общественные организации, ассоциации и другие общественные объединения, образованные с участием детей и в их интересах.

Союз пионерских организаций зарегистрирован Министерством юстиции РФ в 1992 году как негосударственная общественная организация, независимая от политических партий и движений.

Символы и ритуалы в пионерской организации

Пионерский галстук был символом принадлежности к пионерской организации, частица знамени пионерской организации. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трех поколений: коммунистов, комсомольцев, и пионеров. Галстук завязывался специальным узлом. Председатель дружины имел красный галстук с желтой каймой. В довоенные годы одним из атрибутов пионерской формы был специальный зажим, которым скреплялись концы пионерского галстука. Атрибут этот был желательным, но не обязательным. Интересна символика зажима. Пять поленьев костра означают пять континентов. Три язычка пламени - Коминтерн (3-й Интернационал). Исчезновение в послевоенные годы зажимов из обихода имеет несколько причин. В первую очередь это роспуск самого Коминтерна, в пламени которого сгорают поленья-континенты (соответственно символика теряла смысл). Поспособствовал этому и массовый психоз, охвативший широкие пионерские массы в конце тридцатых. Кому-то вдруг показалось, что в пламени костра при внимательном рассмотрении можно обнаружить все - от нацистской свастики до профиля Троцкого.

Значок пионеров
был описан в Положении о детских коммунистических группах имени Спартака (старое название пионеров) от 28 августа 1923 года: на красном развевающемся флаге изображены серп и молот, горящий костер, девиз "Будь готов!".
14 декабря 1925 года появился второй вариант значка (на нём добавился мавзолей Ленина). В 1927 году на значке появилось изображение Ленина. В 1934 году значок вновь был изменён - девиз изменился на "Всегда готов!". В сентябре 1942 года значок принял форму пятиконечной звезды, в центре костёр и девиз "Всегда готов!". В 1944 году вместо костра в центре звезды появились серп и молот, а над звездой стали изображаться три языка пламени. В 1962 году был принят последний образец значка: в центре пятиконечной звезды - профиль Ленина, под ним девиз "Всегда готов!", над звездой три языка пламени. Существовали отрядные значки пионерии - красные с изображением пионерского значка.

Салют - приветствие пионеров. Поднятая чуть выше головы рука демонстрировала, что пионер ставит общественные интересы выше личных.

Пионер отдавал салют, находясь в строю и вне строя: при исполнении «Интернационала», Гимна Советского Союза и гимнов союзных республик, при ответе на пионерский девиз, по команде «Равнение на знамя!», «Равнение на флаг!», у Мавзолея, у памятников В. И. Ленину и памятников и обелисков павшим героям. При сдаче рапорта, при смене караула у знамени, при объявлении благодарности перед строем, награждении, при получении Красного знамени, отрядного флага или пионерских атрибутов, приветствуя воинский и пионерский строй. На параде, линейке, проходя мимо трибун, пионеры выполняли команду «Смирно!» с равнением направо или налево. Во время приветствия руководителей пионерской организации, почетных пионеров салют отдавали только ведущие колонну старший вожатый, председатель совета дружины, отрядные вожатые, председатели советов отрядов, ассистенты у знамени.

Пионерское знамя - красное полотнище, на котором были изображены пионерский значок и девиз «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!». К главному знамени Всесоюзной пионерской организации были приколоты два Ордена Ленина. Знамёна были даже у пионерских отрядов (на бытовом уровне это школьный класс) - красные с пионерским значком, номером отряда и почётным именем отряда.

Отрядный флаг был символом чести и сплоченности пионеров, знак их принадлежности к конкретному пионерскому коллективу. С отрядным флагом пионеры выходили на сборы, линейки, парады, праздники, походы, экскурсий, трудовые дела. На марше флаговый шел непосредственно за вожатым и председателем совета отряда, впереди горниста и барабанщика. На воскреснике, туристском привале флаг устанавливался или закреплялся на видном месте.

Флаговый должен был уметь выполнять следующие команды: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!» Место хранения флага находилось в пионерской комнате рядом со знаменем дружины. Здесь же, как правило, хранились горны и барабаны.
Названия пионерские горн и барабан появились почти одновременно со словом «пионер». История этих музыкальных инструментов так же велика, как и история человечества. Но это нечто большее, чем просто музыкальные инструменты. Звуки горна и барабана - это призыв к пионерам, к их единению, к их деятельности, направленной на защиту Родины, служению добру, к поиску и утверждению справедливости.

Горн созывал пионеров сигналами: «Слушайте все», «Сбор», «На знамя», «Походный марш», «На линейку», «Тревога» и некоторые другие. Горнист отряда - это было ответственное пионерское поручение, он должен был уметь выполнять строевые приемы с горном и подавать сигналы: «Слушайте все», «Сбор», «На знамя», «Походный марш», «На линейку», «Тревога» и некоторые другие. На пионерской линейке место горниста было на правом фланге строя рядом с барабанщиком, в колонне отряда - за флаговым.

Барабан сопровождал строй во время походов, шествий, парадов. Барабанщик отряда (его, как и горниста, избирал сбор или совет отряда) должен был уметь выполнять строевые приемы, исполнять «Марш», «Дробь».

Все эти символы и ритуалы были заимствованы организаторами из скаутизма, также как и деление по отрядам, институт вожатых, сборы у костра, элементы символики (например, в пионерском значке три языка пламени костра заменили три лепестка скаутского значка, 3 конца галстука стали означать 3 поколения - пионеров, комсомольцев и коммунистов и пр.).

Клятва произносилась каждым вступающим в ряды организации.

Звучала она так: «Я, И.Ф., вступая в ряды Всесоюзной Пионерской организации, перед лицом своих товарищей, торжественно клянусь: горячо любить свою Родину; жить, учиться и бороться как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия; всегда выполнять законы пионеров Советского Союза.»
«Будь готов!»
«Всегда готов!»

Закон пионеров Советского Союза должны были знать наизусть все пионеры.
Пионер предан Родине, партии, коммунизму.
Пионер готовится стать комсомольцем.
Пионер равняется на героев борьбы и труда.
Пионер чтит память погибших борцов и готовится стать защитником Отечества.
Пионер лучший в учебе, труде и спорте.
Пионер - честный и верный товарищ, всегда смело стоящий за правду.
Пионер - товарищ и вожатый октябрят.
Пионер - друг пионерам и детям трудящихся всех стран.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Тема урока: « Бисквитное тесто и изделия из него Объяснение нового материала
гбоу нпо профессиональный лицей кулинарного мастерства солдатенкова и
Тест по английскому языку на определение уровня — Placement Test