Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Проектирование современного урока химии в контексте требований фгос. г) Уроки повторения и обобщения изученного материала. Молекулярные массы веществ

"Современный урок химии в свете требований ФГОС нового поколения"

Основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

В силу многих причин, каждый ученик усваивает новый материал по-своему. На понимании предмета сказывается нехватка учебных часов, недостаток практики. Для некоторых учеников школьная программа кажется слишком сложной, а задания вызывают больше стресса, чем интереса. И это действительно проблема. Химия ㅡ интересная и прогрессивная наука, которой, в рамках школьной программы, к сожалению, уделяется не так много внимания. А современная наука нуждается в специалистах в области нанотехнологий, генетики, биомедицины. Химия является важной частью мультидисциплинарных исследований в области биологии, геологии, физики. Без квалифицированных химиков невозможно развитие медицины, пищевой промышленности и даже космонавтики. И для того, чтобы поступить на подобную специальность, и стать высококлассным специалистом, нужно соответствовать тем стандартам образования, которые определяет Министерство образования Российской федерации.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Как построить урок в рамках системно-деятельностного подхода, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока.

Первый аспект - Мотивационно – целеполагающий.

Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Результатом урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.

Второй аспект современного урока - Деятельностный

Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.

Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.

Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя из нее только отдельные приемы.

Отличительной чертой современного урока является его цельность. Цельность урока, его подчинённость одной идее обеспечивается двумя важнейшими компонентами – мотивацией и обобщением. Если обобщение – это содержательно-смысловой стержень урока, т.е. то, «ради чего» проводится урок, то мотивация, обеспечивающая возникновение вопроса, - это динамический стержень урока, т.е. то, «из-за чего» проводится урок. Благодаря обобщению обеспечивается содержательная цельность, или единство урока, а благодаря мотивации – его психологическая цельность, обусловливающая психологическую связанность и необходимость всех этапов, предотвращение распада урока на отдельные составные части.

Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура.

Правила на каждый день, которые помогут учителю:

Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят;

Ребёнок должен знать, зачем ему это, т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами, и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка;

Исключила из своего лексикона слова «ошибочный ответ», «неправильно» и т.д. Вместо этого, постоянно обращаясь ко всем, предлагаю обсудить: «А как вы думаете…», «Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…»;

Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все.

Что главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Время «готовых» уроков постепенно отходит. Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо «урочить», наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя

Следует помнить, что максимально эффективно усваивается информация, которая:

Согласуется с текущими, осознаваемыми потребностями и интересами человека;

Сочетается с текущей ситуацией, с известной информацией;

Затрагивает чувства конкретного человека;

Активно проводится через разные каналы восприятия

Является базовой для принятия решения

На каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её другим.

Самое главное – эмоциональный настрой урока. Стратегия учителя:

Я умею управлять своими эмоциями и учу этому детей.

Если после моего урока у ребёнка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или со мной, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, даже если урок и был хорош с моей точки зрения, то у ребенка он не оставил следа.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

Урок должен подчиняться не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому содержанию. Для этого на своих уроках стремлюсь:

Создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;

Стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. д.

Использовать в ходе урока дидактические материалы, позволяющие ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

Оценивать деятельность ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;

Поощрять стремления ученика находить свой способ работы (решение задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

Создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создавать обстановку для естественного выражения ученика.

Как спроектировать урок?

Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты?

Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:

1. Определение темы учебного материала.

2. Определение дидактической цели темы.

3. Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

4. Продумывание структуры урока.

5. Обеспеченность урока (таблица).

7. Выбор методов обучения.

8. Выбор форм организации педагогической деятельности

9. Оценка знаний, умений и навыков.

10. Рефлексия урока.

Предмет: химия

Тип урока: урок постановки учебной задачи

Тема урока: Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация.

Цель урока: сформировать у учащихся представление об электролитах и неэлектролитах электролитической диссоциации, создать условия для развития для развития общеучебных познавательных действий (анализ, синтез и оценка), а также информационных УУД.

Урок разработан по программе Рудзитиса Г.Е.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Планируемые результаты:

    Личностные:

    Познавательные:

    Регулятивные

    Коммуникативные

Технологическая карта с дидактической структурой урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

Организационный момент

Добрый день!

Эмоциональный настрой на урок:

Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Мы поиграем с вами в игру «Передай настроение».

Импульс хорошего настроения нам передаст самый высокий ученик класса

Приветствуют учителя.

Когда рукопожатие пройдёт по кругу, все ученики поднимают руки вверх.

Включение в учебную деятельность

Мотивация и целеполагание

Включает свет в кабинет и зачитывает стихотворение «Электричество в моей жизни» (Приложение 1)

Вопросы: Почему загорелись лампы в кабинете? Что такое электрический ток? Какие частицы создают электрический ток?

Какие вещества являются хорошими проводниками электрического тока?

Прошу вас создать схему электрической цепи

Предлагаю в цепь вставить два электрода и проверить, что происходит при замыкании цепи через электроды.

Из курса физики дают определение электрического тока.

В ходе беседы вспоминают металлическую связь и строение металлической кристаллической решетки, особенностью которой является наличие свободных электронов. Указывают, что металлы хорошие проводники электрического тока.

Работа в группах.

Создают цепь и объясняют принцип ее работы.

Наблюдают горение лампочки.

Познавательные УУД:

Изучение нового материала

Сегодня мы с вами будем работать под девизом: «Знания не проверенные опытом,

Матерью великой достоверности,

Бесплодны и полны ошибок.»

Леонардо да Винчи

Как вы его понимаете?

Итак, мы выяснили, что металлы проводят электрический ток, а давайте проверим электропроводность других веществ, например, поваренной соли

Давайте проверим электропроводность дистиллированной воды.

Добавьте в дистиллированную воду кристаллы поваренной соли.

Какие частицы стали источником электрического тока

Вместе с учениками выясняют причину растворения веществ в воде.

Какие проблемы мы сегодня на уроке будем решать?

1-я группа экспериментально проверяет на электропроводность растворы следующих веществ:CuSO 4 , NaOH, HCl и пишет уравнения распада веществ на ионы.

2-я группа проведет мысленный эксперимент и попробует по строению веществ предположить способность к электропроводности.

Данные занесите в таблицу (Приложение 2)

Почему не совпали теоретические предположения с результатами эксперимента?

И какой вывод вы сделаете?

А какие вы знаете примеры использования кислот в качестве источника электрического тока в технике?.

Как называют в быту серную кислоту?

Так как же мы будем называть вещества хорошо растворимые в воде, имеющие ионную или сильно ковалентную полярную связь?

А какие вещества будем называть неэлектролитами?

Давайте попробуем раскрыть смысл понятия «электролитическая диссоциация»

А как вы думаете, какова главная причина диссоциации?

Давайте уточним цель урока с учетом рассмотренного понятия

Как вы думаете, а раствор сахара будет являться электролитом. Формула сахара С 12 Н 22 О 11

Продолжим эксперимент: проверим на электропроводность раствор сахара.

Представит результаты 3-я группа

Какой вывод мы сделаем?

Используя таблицу растворимости кислот солей и щелочей, приведите классификацию ионов и заполните таблицу (Приложение 3)

Объясняют значение эксперимента в химии

Групповая работа

Учащиеся опускаю электроды в кристаллы поваренной соли и

не наблюдают горение лампы. Делают вывод: кристаллический NaCl не проводит электрический ток

Не наблюдают горение лампы. Делают вывод: дистиллированная вода не проводит электрический ток

Наблюдают горение лампы. Делают вывод: водный раствор поваренной соли проводит электрический ток

Учащиеся предполагают о появлении свободных частиц (ионов), которые появляются при растворении вещества в воде.

При выяснении причин пользуются плакатами, моделями кристаллической решетки.

Свои предположения подтверждают текстом учебника.

Записывают уравнение распада кристалла поваренной соли на ионы

Участвуют в формулировке проблем и предлагают выяснить какие вещества и почему проводят или не проводят электрический ток.

Сначала выступает 2-я группа, которая представляет заполненную таблицу

(р-ре НСl не проводит электрический ток, лампочка не горит)

Выступает 1-я группа, которая представляет результаты эксперимента (лампочки горят во всех растворах).

Формулируют вывод: «Растворы веществ с ковалентной полярной связью также являются проводниками электрического тока»

Приводят пример использования серной кислоты в аккумуляторе.

Электролит.

Электролиты.

Дают определение.

«Электролитическая» от слова электролит, а диссоциация - распад

Диссоциация происходит вследствие взаимодействия полярных молекул растворителя с молекулами кристаллической решетки растворяемого вещества

Выдвигают варианты формулировок цели и участвуют в обсуждении.

Появляется цель урока: «Сформировать представление об электролитах, неэлектролитах и электролитической диссоциации; объяснить причины электролитической диссоциации.

Предполагают, как и в примере с соляной кислотой лампа загорится, так как вещество имеет ковалентную полярную связь.

Наблюдают обратное явление, лампочка не горит.

Обсуждают и приходят к выводу, что не все вещества с ковалентной полярной связью являются электролитами, а только с сильной ковалентной полярной.

По таблице растворимости учащиеся называют ионы (катионы, анионы), делят их на простые и сложные

Один ученик рассказывает о С.Аррениусе и знакомит с основными положениями ТЭД (домашнее задание)

Ровать представление о

Сформировать представление об ионах

Сформировать представление о процессе растворения

Сформировать представление об электролитах, неэлектролитах и об электролитической диссоциации

Познавательные УУД:

1.Умение видеть проблему

2.Умение ставить вопросы.

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Коммуникативные умения:

Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

Познавательные УУД:

1.Умение анализировать

2.Умение сравнивать

4. Умение проводить

эксперимент

Коммуникативные умения:

Познавательные УУД

Умение классифицировать

Закрепление нового материала

Упражнение 1. Допишите незаконченное предложение (I вариант) (Приложение 4)

Упражнение 2. Какие утверждения верны? (II вариант) (Приложение 5).

Верните тетради друг другу.

Упражнение 3. Напишите формулы электролитов, в водном растворе которых имеются ионы (для всех) (Приложение 6)

Выполняют работу по вариантам.

Затем обмениваются тетрадями и проходит взаимопроверка. Сначала проверяют сами, а затем сверяют с готовыми ответами на презентации.

Проверяют с помощью правильных ответов на слайде.

Закрепить знание об электролитах и неэлектролитах, уметь по формуле определять электролиты.

Закрепить умение писать уравнения электролитической диссоциации.

Регулятивные УУД:

Контроль

Вы уже опытные ученики – как лучше чтобы вы сами научились оценивать свои результаты или чтобы всегда это за вас делали другие? Предлагаю вам провести самооценку своей работы с помощью памятки. (Приложение 7)

Наиболее подготовленного ученику можно попросить прокомментировать вслух.

Работают с памяткой.

Регулятивные УУД:

Рефлексия

Прошу на листе бумаги обвести свою левую руку.

Каждый палец – это позиция, по которой надо высказать своё мнение:

Большой - для меня было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию …

Средний – мне было трудно (мне не понравилось)

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…..

Мизинец - мне было недостаточно…

Анализируют свою деятельность вслух показывая палец.

Регулятивные УУД:

Домашнее задание

§ 1, упр. 1-5, зад.1 (стр. 13), выписать в словарь и выучить термины, записать основные положения ТЭД.

Творческое задание: Почему нельзя проводить работу с электроприборами сырыми руками?

Приложение 1

Фрагмент стихотворения «Электричество в моей жизни». Косовский Александр (http://nsportal.ru )

Несчастен древний человек

Он электричества не знал.

Во тьме он жил из века в век,

Лучиной избы освещал.

Век девятнадцатый настал,

И Майкл Фарадей

Впервые людям рассказал,

Как сделать мир светлей.

Он электричество открыл,

Узнал его закон.

С тех пор использует весь мир

Открытье тех времен.

Вот ток бежит по проводам,

Приходит в каждый дом,

Тепло и свет он дарит нам,

Мы легче с ним живем.

Приложение 2

Формула вещества

Класс соединений

Тип химической связи

Горение лампочки

Приложение 3

Классификация ионов

Заряд ионов

Приложение 4

Упражнение 1. Допишите незаконченное предложение.

    Причиной того, что растворы электролитов проводят электрический ток, являются…..

    Молекула воды имеют особое строение и является….

    Процесс взаимодействия молекул воды с частицами вещества называется….

    Лучше всего диссоциируют вещества с типом связи…

    Процесс распада электролита на ионы называется…..

Приложение 4.

Упражнение 2. Какие утверждения верны.

    Электролиты проводят электрический ток.

    Если вещество находится в сухом виде, оно ток не проводит.

    Источником тока в растворе электролита являются электроны.

    Катионы заряжены отрицательно, анионы – положительно.

    Растворы электролитов проводят электрический ток из-за наличия в них положительных и отрицательных ионов.

    Процесс взаимодействия воды с частицами вещества называется гидратацией.

    Дистиллированная вода проводит ток.

    Причиной диссоциации веществ в воде является особое строение молекул воды.

    Все растворимые кислоты – сильные электролиты.

    Все растворимые основания и соли – сильные электролиты.

Приложение 5.

Упражнение 3. Напишите формулы электролитов, в водном растворе которых имеются ионы:

    1. Ca 2+ и HCO 3 -

Приложение 6.

Алгоритм самооценивания

    В чем заключалось задание? Какова была цель, что нужно было получить в результате?

    Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

    Справился правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

    Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

    По каким признакам мы различаем оценки («2», «3», «4», «5»)?

    Какую сам выставляешь себе отметку?

Технологическая карта урока

Предметная область: химия

Класс : 9

Тема: Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация.

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления

Цель урока: создать условия для развития общеучебных познавательных действий (анализа, синтеза и оценки), а также информационных УУД.

Планируемые результаты:

    Личностные: уметь выражать и аргументировать свою позицию, толерантность по отношению к другой точке зрения.

    Познавательные: уметь оперировать понятийным аппаратом химии; диалектически анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, исследовать;

    Регулятивные : уметь действовать по плану; контролировать процесс и результаты своей деятельности.

    Коммуникативные : уметь сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Этапы урока

Деятельность обучающихся

1. Оргмомент

Добрый день!

Давайте вспомним наш девиз.

Произносят девиз уроков химии: «Знаем химию без сомнения, как таблицу умножения!!!»

Включение в учебную деятельность.

2. Мотивация и актуализация учебной деятельности учащихся.

На прошлом уроке мы говорили о различных растворителях. Какова природа растворителей?

Как вы понимаете правило средневековых алхимиков

«Подобное растворяется в подобном»? Приведите пример.

Предлагаю выполнить тест по теме «Типы химической связи»

Подведем итоги работы: правильные ответы вы видите на слайде, если вы выполнили тест верно, поставьте оценку «5» , если вы допустили 1-2 ошибки - «4», а если больше, то нужно повторить материал по данной теме.

Растворители могут быть полярные и неполярные.

Вещества с ионными и ковалентными связями хорошо растворяются в полярных растворителях, а вещества с ковалентными неполярными связями – в неполярных растворителях

(например, в бензине неполярном растворителе растворяются сера и йод, вещества с ковалентной неполярной связью)

Выполняют тест.

Коммуникативные УУД:

1.Умение слушать и слышать собеседника.

Познавательные УУД:

1. Умение делать выводы и умозаключения.

Регулятивные УУД:

Умение проводить самоконтроль;

Умение оценивать свою деятельность.

3. Целеполагание

На ваших столах листочки, где среди набора букв спряталась тема нашего урока. О чем

мы будем сегодня вести разговор?

С каким понятием вы встречались в жизни?

Что это такое? Где используется? Что применяется в качестве электролита?

Давайте попробуем раскрыть смысл понятия «Электролитическая диссоциация»

Какую проблему мы попытаемся решить? Какова же будет цель нашего урока?

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация

Электролит

Может быть серная кислота, щелочь.

«Электролитическая» от слова «электролит», а что обозначает слово «диссоциация»? Возможно, это распад, разложение.

Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении.

Появляется цель урока.

«Сформировать представление об электролитах, неэлектролитах и электролитической диссоциации; объяснить причины электролитической диссоциации»

Познавательные УУД:

1.Умение видеть проблему

2.Умение ставить вопросы.

Регулятивные УУД:

Умение ставить цели, планировать свою работу.

Коммуникативные УУД:

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

4. Этап открытия нового знания

Обратимся к науке физике. Что такое электрический ток?

Как называются вещества, которые проводят электрический ток? Приведите примеры

Почему многие металлические инструменты имеют резиновое или пластмассовое покрытие, например отвертки? Как называются вещества, которые не проводят электрический ток?

За счет каких заряженных частиц металлы проводят ток?

Какие ещё заряженные частицы вам известны?

Как вы думаете, могут ли ионы создавать электрический ток?

Для проверки высказанного предположения проведем серию опытов и результаты внесем в таблицу. Чтобы заполнить таблицу, вспомните причинно - следственные связи: строение - свойства.

Мы будем исследовать следующие вещества: воздух, дистиллированную воду, кристаллическую поваренную соль, раствор поваренной соли в воде, раствор хлороводорода в воде (соляная кислота), сахар кристаллический, раствор сахара в воде.

Внесите в соответствующие колонки таблицы № 1 названия веществ, их молекулярные формулы, тип химической связи и ваши предположения об их электропроводности символами «+» или «-»

Проведем эксперимент, используя прибор для определения электропроводности веществ, и внесем данные опыта в таблицу.

Посмотрим, все ли наши предположения подтверждаются опытными данными. Найдем противоречия между предполагаемыми и экспериментальными данными и сформулируем их как проблемы и попытаемся их решить.

Время на выполнение задания – 5 мин.

Электрический ток - это направленное движение заряженных частиц.

Вещества, которые проводят электрический ток, называются проводники, например металлы: серебро, медь, алюминий и др

Вещества, которые не проводят электрический ток, называются изоляторы, например, пластмассы, резина, фарфор, янтарь, воздух.

В металлах подвижными заряженными частицами являются обобществленные электроны.

Ионы: положительно заряженные – катионы и отрицательно заряженные – анионы.

Думаю, могут, так как электрический ток это движение заряженных частиц, а ионы это заряженные частицы.

Известно, что свойства зависят от строения. Под строением понимается тип кристаллической решетки, тип химической связи и строение атома.

Работают в парах.

Осуществляют взаимоконтроль

Исследуют проводимость веществ, используя прибор для определения электропроводности веществ, и заполняют таблицу.

На магнитной доске учащиеся прикрепляют карточки с формулами веществ, проводящих или непроводящих электрический ток в два столбика.

Коммуникативные умения:

3.Представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме.

4.Участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Познавательные УУД:

1.Умение анализировать

2.Умение сравнивать

3. Умение устанавливать причинно-следственные связи.

4 умение проводить

Эксперимент

5. Умение классифицировать

Коммуникативные умения:

1.Владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные УУД:

Умение организовать, контролировать и оценивать учебную деятельность.

5. Осознание, осмысление учебного материала

Сформулируем проблемные вопросы:

Попытаемся решить проблемы. Работаем в группах, выдвигаем гипотезы. Группе необходимо решить один проблемный вопрос.

Попытаемся решить проблему№1

Есть ли ионы в кристаллах соли?

Почему кристаллическая соль не проводит электрический ток?

Тогда, почему раствор NaCl проводит электрический ток?

Как вы думаете, почему это произошло? Сформулируйте гипотезу.

Попытаемся решить проблему№2

Есть ли в молекуле хлороводорода ионы?

Раствор хлороводорода проводит электрический ток?

Подумайте, в результате чего они появились? Сформулируйте гипотезу.

Ваши гипотезы правильны. Сегодня на уроке вы увидели вещества, растворы которых проводят электрический ток. Они называются электролиты. Подпишем столбик на доске сверху.

Установите причинно-следственные связи: строение-свойства и составьте схему.

Проанализируйте к каким классам веществ относятся электролиты?

Такие вещества распадаются на ионы при растворении в воде или расплавлении.

Ребята, что же такое электролитическая диссоциация?

Совершенно верно.

Это обратимый процесс, который можно представить в общем виде следующим уравнением: NaCl → Na + + Cl -

Решаем проблему №3

Есть ли в кристаллической сахарозе ионы?

Есть ли ионы в растворе сахарозы?

Сформулируйте гипотезу.

Какой можно сделать вывод о проводимости веществ?

Как можно назвать такие вещества?

Проанализируйте, исходя из нашего опыта, какие вещества являются неэлектролитами?

    Почему раствор

хлорида натрия, в отличие от твердой соли и дистиллированной воды, проводит электрический ток?

2. Почему водный раствор хлороводорода (вещества с ковалентной полярной связью) проводит электрический ток?

3. Почему раствор сахарозы (вещества с ковалентной полярной связью) не проводит электрический ток?

Да, потому что соль ионное соединение

Кристаллическая соль не проводит электрический ток потому, что нет движения ионов. Они связаны силами электростатического притяжения.

Если раствор NaCl проводит электрический ток, значит, в нем есть движение ионов. Следовательно, ионы стали свободными.

В узлах кристаллической решетки хлорида натрия содержатся ионы, которые становятся подвижными при контакте с молекулами воды, что определяет электрическую проводимость раствора хлорида натрия. Это подтверждается опытными данными.

Да. Значит, в нем ионы есть!

Если раствор хлороводорода проводит электрический ток, значит, в нем имеются ионы, образующиеся в результате взаимодействия хлороводорода с водой при растворении. Это доказывают данные опыта.

Вещества с ионной и ковалентной сильнополярной связью проводят электрический ток, являются электролитами.

Составляют схему в тетради.

К ним относятся растворимые соли, кислоты и основания

Формулируют определение:

Распад электролитов на ионы при растворении или расплавлении называется электролитической диссоциацией

Нет, так как это вещество с ковалентной полярной связью.

Нет, так как ее раствор не проводит электрический ток.

Если раствор сахарозы не проводит электрический ток, значит, при ее растворении в воде не образуются ионы.

Существуют не только вещества, растворы которых проводят электрический ток, но и вещества, растворы которых не проводят электрический ток.

Они называются неэлектролиты.

Это вещества с ковалентной неполярной и малополярной связью: воздух, органические вещества (спирт, бензин, сахароза), дистиллированная вода.

Продолжают составление схемы.

Коммуникативные умения:

Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия:

1.Понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

2.Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой позиции)

Познавательные УУД:

ставить вопросы.

2. Умение видеть проблему

3. Умение выдвигать гипотезы

4. Умение доказывать,

или опровергать выдвинутую гипотезу;

5. Умение делать выводы и умозаключения.

6. Умение устанавливать причинно-следственные связи

6. Обобщение

Итак, обобщим полученные данные и сформулируем выводы:

Что такое электролиты?

Что такое неэлектролиты?

Как вы думаете, что является причиной электролитической диссоциации?

Электропроводность растворов была обнаружена в начале 19 века Майклом Фарадеем.

Кстати существует знаменитая «ошибка Фарадея», он считал, что ионы образуются под действием электрического тока

Электролиты - вещества, растворы которых проводят электрический ток

Неэлектролиты- вещества, растворы которых не проводят электрический ток.

Думаю, что распад электролитов на ионы вызывает растворение в воде

Коммуникативные умения:

Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

1.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные УУД:

1.Умение делать выводы и умозаключения.

2. Умение давать определения понятиям.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Записывают домашнее задание в дневник

8. Первичное закрепление рассмотренного на уроке материала

Выполним дифференцированные задания по выбору.

Проверим правильность выполнения заданий, используя правильные ответы на слайде.

Выполняют задания по выбору.

Проверяют ответы

Регулятивные УУД:

Умение организовать, контролировать и оценивать учебную деятельность.

Умение проводить самоконтроль;

9. Рефлексия

Какую цель мы ставили? Как вы считаете, мы ответили на поставленные вопросы? Что у нас получилось? Какие возникли затруднения?

Анализируют деятельность по достижению цели

Регулятивные УУД: Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

Главным на уроке остаётся:

➢ не удивить инновационными технологиями, а научить учащихся;

➢ на уроке учащиеся должны для себя сделать какое-то открытие – увидеть что-то новое.

Говорить о современном уроке можно много и долго. Но самое главное- это способность самого учителя учиться, осваивать что-то новое, желание изучать и внедрять в свою практику инновации, умение зажечь жаждой познания своих учеников.

Существуют три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет. Если дети равнодушны к предмету, учеба становится тяжелой повинностью. Поэтому в преподавании естественных наук, и в частности в химии, основная задача учителя состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать и увлечь учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы.

Все многообразие уроков, применяющихся сейчас в практике бучения, может быть разделено на несколько типов и видов в зависимости от того, какие учебно-воспитательные задачи ставятся перед уроками и какими методами эти задачи решаются.

построение уроков влияет их содержание. Но это влияние проявляется не непосредственно, а через методы обучения, которые, как мы видели выше, являются не чем иным, как формой движения самого содержания в процессе обучения основам наук.

Чаще всего перед уроком ставятся все основные задачи преподавания, т. е. сообщение, закрепление, повторение, учет, обобщение и систематизация знаний, формирование умений и навыков, организация домашней работы учащихся. Такие уроки^ называются смешанными или комбинированными. Перед отдельными уроками ставятся не все указанные выше, а отдельные задачи, например передать новые знания и навыки или закрепить, обобщить и учесть их. Такие уроки называются уроками передачи новых знаний, умений и навыков, уроками закрепления и обобщения знаний, уроками учета их. В зависимости от того, какими методами осуществляются эти задачи, эти типы уроков разделяются на виды.

Ниже, в таблице 5, мы даем классификацию уроков, базирующуюся на указанных выше признаках деления, причем задачи преподавания служат для разделения уроков на типы, а методы преподавания - для разделения каждого типа на виды.

Таблица 5

Типы уроков

Виды уроков данного типа

I. Смешанные (комбинированные) уроки

1. Смешанные уроки с использованием главным образом наглядных методов

2. Смешанные уроки с использованием практических методов и самостоятельной работы учащихся

3. Смешанные уроки с использованием главным образом словесных методов

II. Уроки передачи и приобретения новых знаний, умений и навыков

4. Уроки передачи и приобретения новых знаний, умений и навыков с использованием главным образом наглядных методов

5. Те же с использованием практических методов

6. Те же с использованием словесных методов (уроки словесного изложения, уроки-беседы, уроки-лекции)

7. Уроки самостоятельного приобретения учащимися знаний и навыков

III. Уроки повторения и закрепления знаний, умений и навыков

8. Уроки-беседы и уроки- конференции

9. Уроки-упражнения

10. 10. Уроки - практические занятия

IV. Уроки обобщения и систематизации знаний

11.Обобщающие беседы,

12.Обзорные лекции

13.Обобщающие конференции

V. Контрольно-учетные уроки

14.Письменные контрольные работы

15.Контрольные практические занятия

Таблица 6

Смешанные уроки с использованием главным образом:

демонстрационного эксперимента и наглядных пособий

словесного изложения

3. Опрос учеников по вопросам, пройденным на предыдущих уроках; повторение, уточнение, закрепление и оценка знаний, умений и навыков учащихся

4. Сообщение школьникам цели предстоящей работы и затем сообщение новых знаний, умений и навыков путем:

а) демонстрации опытов и наглядных пособий с разъяснением их учителем или, по его предложению, учащимися

б) организации лабораторных опытов, работы с раздаточным материалом и книгой, сопровождаемыми объяснениями учителя

в) изложения нового материала, сопровождаемого демонстрацией таблиц, диапозитивов и других наглядных пособий

5. Задание на дом

6. Обобщение сообщенных сведений, проверка понимания их учащимися и закрепление знаний в памяти (oпpoc, решение задач).

Таблица 7

Уроки сообщения и приобретения новых знаний, умений и навыков с использованием всех методов и главным образом:

Уроки самостоятельного приобретения знаний и навыков учащимися

демонстрации опытов и наглядных пособий

лабораторных опытов и других видов самостоятельной работы учащихся

словесных

1. Учет отсутствующих учащихся

2. Сообщение учащимся цели урока, сообщение новых знаний, формирование новых навыков путем:

а) демонстрации опытов и наглядных пособий и объяснения их

б) постановки лабораторных опытов, работы с раздаточным материалом и книгой и объяснений учителя

в) словесного изложения, беседы

3. Организация практических лабораторных занятий, самостоятельной работы с учебником, книгой, с раздаточным материалом и т. д.

4. Подведение итогов самостоятельной работы учеников

5. Задание на дом

3. Задание на дом

4. Обобщение изложенных знаний, проверка понимания их учащимися, закрепление знаний в памяти учащихся допрос, решение задач).

Конечно, II-V типы уроков тоже в некотором отношении смешанные, так как при передаче новых знаний (II тип уроков) происходит повторение и закрепление ранее приобретенных; при закреплении знаний (III тип) происходит их обобщение и систематизация, их проверка и оценка; при обобщении и систематизации знаний (IV тип)-их закрепление и учет; при контроле и учете знаний (V тип)-их закрепление, повторение, обобщение и систематизация. Однако в уроках II типа на первый план выдвигается задача сообщения новых знаний, ей придается главное значение, а решение других задач выступает лишь как условие и следствие решения этой главной задачи. Точно так же главное, преимущественное значение в III типе уроков имеет закрепление знаний, в IV - систематизация и обобщение, в V - учет знаний, а все другие задачи решаются как условия и следствия успешного выполнения этих главных задач. В смешанных уроках (I тип) все задачи учебной работы

Таблица 8

Уроки-беседы и уроки- конференции

Уроки-упражнения

Уроки - практические занятия

1. Учет отсутствующих учащихся

2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания

2. Проверка понимания учащимися описания предстоящего практического занятия (фронтальная или по звеньям). Проверка составленных учащимися планов работы

3. Постановка цели предстоящей работы

3. Подготовка учащимися рабочих мест к практическому занятию

4. Постановка учителем системы вопросов, чтобы выяснить усвоение учащимися пройденного материала и закрепить его в памяти или выслушивание и обсуждение докладов учеников

5. Задание на дом

4. Упражнения (например, в составлении формул веществ и уравнений реакций, в решении расчетных и экспериментальных задач и т. д.) и при этом учет и оценка знаний

5. Уборка рабочих мест

4. Самостоятельная лабораторная практическая работа учащихся под наблюдением и контролем учителя и при оказании с его стороны помощи; учет и оценка работы учащихся

5. Задание на дом

6. Мытье посуды; сдача наборов посуды, реактивов, материалов и принадлежностей лаборанту, уборка рабочего места

равнозначны, ни одна из них не выдвигается особо и не имеет преимущественного значения, хотя и занимает различное количество времени.

Главное в построении каждого типа и вида уроков -это максимальная активизация учащихся, так как знания, умения и навыки приобретаются в самостоятельной целенаправленной деятельности и тем более быстро и основательно, чем активнее на протекает.

Уроки должны носить характер активной самостоятельной работы учащихся, а проверка, сообщение, закрепление, систематизация и обобщение знаний взаимно проникать и подкреплять друг друга.

Важной характеристикой уроков является их структура.

Структура уроков I типа смешанных уроков - показана в таблице 6.

Указанные выше 3, 4, 5 и 7-й моменты уроков могут идти друг за другом, как указано в таблице, или проникать друг в друга. В опыте липецких учителей они проникают друг в друга, чем достигается большая активность учащихся на уроке и повышение успеваемости учеников. Структурно уроки липецких учителей состоят из следующих трех частей - подготовительной, основной, заключительной.

Структура уроков передачи и приобретения новых знаний, умений и навыков видна из таблицы 7.

Указанные в таблице 2, 3, 4, 5-й моменты могут идти на уроке друг за другом или переплетаться, активизируя учащихся и создавая лучшие условия для усвоения материала учениками.

Структура уроков повторения и закрепления знаний показана в таблице 8.

Структура уроков обобщения и систематизации знаний показана в таблице 9.

Структура контрольно-учетных уроков видна из таблицы 10.

Приведенная выше структура уроков не может рассматриваться как неизменная. Здесь не должно быть шаблона. Структура уроков может и должна изменяться учителем в зависимости от развития учащихся, усвоения ими учебного материала, от наличия учебного оборудования. Отдельные моменты уроков могут перемещаться, совсем исключаться и вместо них вставляться новые. При этом вид урока может сохраняться, но может и превращаться в другой вид и даже тип. В IX-XI классах смешанные уроки применяются реже, чем в VII-VIII классах, а уроки сообщения новых знаний, наоборот, используются чаще. В VII-VIII классах лабораторные работы встречаются чаще, чем в IX-XI классах. В старших классах чаще применяются практические занятия. В VII классе уроки словесного Изложения используются главным образом в виде рассказа-беседы, в X-XI классах - главным образом в виде лекции. Для обобщения знаний в VII-VIII классах используются, как правило, обобщающие беседы, а в IX-XI классах -обзорные лекции. На каждом уроке ученики записывают в своих тетрадях то, что учитель или вызванные им ученики записывают на доске.

Таблица 9

Обобщающие беседы и конференции

Обзорные лекции

1. Учет отсутствующих учащихся

2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания

3. Сообщение учащимся цели предстоящей беседы, конференции, лекции

4. Постановка учащимся вопросов, составленных учителем, для систематизации и обобщения пройденного; доклады отдельных учеников, коллективное обсуждение их; демонстрация учащимися отдельных опытов; дополнения, излагаемые учителем в целях облегчения усвоения учащимися новых обобщений; решение качественных и количественных задач, в том числе экспериментальных, помогающих систематизировать знания; учет и оценка знаний учащихся

5. Задание на дом

6. Краткое изложение учителем итогов беседы

4. Лекция учителя:

а) вступление;

б) обзор пройденного в целях его обобщения и систематизации, сопровождаемый показом отдельных опытов и наглядных пособий;

в) заключение

5. Задание на дом

6. Ответы на возникшие у учащихся вопросы и постановка учащимся вопросов с целью проверки усвоения ими основных мыслей обзорной лекции

Таблица 10

Письменные контрольные работы

Контрольные практические занятия

1. Учет отсутствующих учащихся

2. Организация учителем самостоятельной работы учащихся (распределение заданий, указания по технике предстоящей работы и т. д.)

3. Самостоятельная письменная работа учащихся

4. Предупреждение учителя о том, что осталось 5 мин до конца урока

5. Сбор письменных работ

3. Письменное решение экспериментальных задач, составление плана проведения опытов и списка необходимых реактивов, материалов и принадлежностей

4. Подготовка рабочего места к занятию

5. Постановка опытов и составление письменных отчетов учащимися; учет и оценка учителем работы учащихся. Сдача учителю письменных отчетов

6. Мытье посуды; сдача наборов реактивов, материалов и принадлежностей лаборанту; уборка рабочего места

Проектирование современного урока химии в контексте требований ФГОС.

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», - писал известный педагог В.А. Сухомлинский.

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга. Современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

Методические принципы современного урока.

Современный урок - это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.

Урок - целостная, логически законченная часть образовательного пространства, ограниченная определенными рамками времени, в которой представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: содержание, средства, методы, организационные моменты.

От умения учителя правильно определить каждый из этих компонентов и их рационального сочетания зависит результативность урока. Важными компонентами проектирования современного урока является конструирование технологической карты учебного занятия. Технологические карты - это методический инструментарий, обеспечивающий учителю качественное преподавание нового учебного курса путём перехода от планирования урока к проектированию изучения темы. В технологических картах определены задачи, планируемые результаты (личностные и метапредметные), указаны возможные межпредметные связи, предложен алгоритм прохождения темы и диагностические работы (промежуточные и итоговые) для определения уровня освоения темы учащимися. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить достижение предметных, метапредметных и личностных результатов (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Требования к современному уроку:

Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

Вывод делают сами учащиеся;

Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

Времясбережение и здоровьесбережение;

В центре внимания урока - дети;

Учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

Умение демонстрировать методическое искусство учителя;

Планирование обратной связи;

Урок должен быть добрым.

Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура.

Правила на каждый день , которые помогут учителю:

Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят;

Ребёнок должен знать, зачем ему это, т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами, и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка;

Исключила из своего лексикона слова «ошибочный ответ», «неправильно» и т.д. Вместо этого, постоянно обращаясь ко всем, предлагаю обсудить: «А как вы думаете…», «Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…»;

Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все.

Что главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Время «готовых» уроков постепенно отходит. Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо «урочить», наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя

Следует помнить, что максимально эффективно усваивается информация, которая:

    согласуется с текущими, осознаваемыми потребностями и интересами человека;

    сочетается с текущей ситуацией, с известной информацией;

    затрагивает чувства конкретного человека;

    активно проводится через разные каналы восприятия

    является базовой для принятия решения

На каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её другим.

Самое главное –эмоциональный настрой урока. Стратегия учителя:

Я умею управлять своими эмоциями и учу этому детей.

Если после моего урока у ребёнка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или со мной, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, даже если урок и был хорош с моей точки зрения, то у ребенка он не оставил следа.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? В своём докладе попробую остановиться на основных этапах работы по данной проблеме.

Учебно-воспитательный процесс начинается с урока и им же заканчивается. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в условиях ФГОС ООО , на мой взгляд, существенно меняется его функция, форма организации. Урок должен подчиняться не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому содержанию. Для этого на своих уроках стремлюсь:

    создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;

    стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. д.

    использовать в ходе урока дидактические материалы, позволяющие ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

    оценивать деятельность ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;

    поощрять стремления ученика находить свой способ работы (решение задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

    создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создавать обстановку для естественного выражения ученика.

Как спроектировать урок?
Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты?

Традиционный и современный уроки различаются по следующим показателям: цели урока, роли и функции учителя на уроке, изменения отношений между учителем и учащимися, логика построения процесса обучения, использование межпредметных связей, внедрение коллективной учебной деятельности. Цели традиционного урока направлены на усвоение знаний и умений, вопросы же воспитания осуществляют спонтанно. Цели современного урока –формирование и развитие личности с использованием всех компонентов образования.

Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока :

    Определение темы учебного материала.

    Определение дидактической цели темы.

    Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

    Продумывание структуры урока.

    Обеспеченность урока (таблица).

    Выбор методов обучения.

    Выбор форм организации педагогической деятельности

    Оценка знаний, умений и навыков.

    Рефлексия урока.

Структура современного урока

Структура современного урока – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения. Важным аспектом деятельности учителя химии в условиях введения ФГОС ОО остаются подготовка и проведение как демонстрационного эксперимента по химии, так и «практикума» для обучающихся (лабораторные и практические работы). Следует отметить, что виртуальный эксперимент, в любом случае, не может являться альтернативой реально проведенному эксперименту. Использование электронных образовательных ресурсов (далее ЭОР) является логическим дополнением к практической части (или иллюстрацией в случае опасного опыта). Анализируя учебно-методические комплекты по химии, программы можно сделать вывод, что учебный химический эксперимент служит иллюстрацией химических процессов, явлений, а проблемно-исследовательский эксперимент задействован в незначительной степени. Таким образом, в условиях введения ФГОС с учетом необходимости достижения метапредметных результатов при организации химического эксперимента, в том числе и в малокомплектной школе, следует реализовывать: - проблемно-поисковый и проблемно-исследовательский эксперимент; - домашний эксперимент в форме мини-проекта с обязательной фото (видео) фиксацией и ученическим описанием его хода, результатов; - эксперимент, позволяющий использовать межпредметные связи; - виртуальный эксперимент, как иллюстрация или «проблема» на этапе введения в новую тему; - работа с виртуальным экспериментов в рамках домашнего задания для закрепления ранее изученного материала или подготовки к выполнению практической работы; - экскурсии в природу с использованием мини-исследовательских заданий (определение рН, взятие проб воды, воздуха, почвы и т.д.

«Стремление учиться заложено в самой природе человека – вот тезис, от которого необходимо отталкиваться, организуя обучение». (П. Щедровицкий)

Для достижения современных требований к результатам обучения химии необходимо применение заданий, в которых химическое содержание интегрировано с практикой. Опыт педагогической деятельности показывает, что для решения обозначенных задач целесообразно использовать методы и средства контекстного обучения. Сущность контекстного обучения определяется как организация такой деятельности, которая требует приобретения новых знаний и их последующего применения, объясняет и оправдывает усилия, затраченные на их усвоение. Одним из средств контекстного обучения, которые будут наиболее эффективны в условиях освоения требований ФГОС, являются контекстные задачи. Контекстная задача – это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное, данное); требованием (неизвестным) задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости. С помощью контекстных задач выявляются не только предметные знания и умения, но и их системность, и функциональность, самостоятельность и креативность мышления, другие личностные характеристики.

Заключение

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования обладают рядом существенных отличий от государственного образовательного стандарта, которые должны быть отражены учителем в процессе проектирования образовательной деятельности, начиная с уровня рабочей программы учебного предмета и заканчивая уровнем конкретного урока.

В вопросе о том, каким быть современному уроку следует видеть не столько форму работы, организацию познавательной деятельности (хотя это, бесспорно, важно), сколько содержательный компонент, позволяющий осуществлять обучение на современном уровне требований к качеству образования. И если обеспечиваются обучение и воспитание обучающихся, если это позволяет развивать личность школьника, то все формы могут иметь место.

В современном уроке есть черты, обусловленные временем. Это уже никак не озвучивание некой учебной информации, но такое творческое взаимодействие ученика и учителя, которое обеспечивает образование на уровне компетентностном, позволяет каждому проявить и познавать самого себя. В его организации сказывается уровень дидактической культуры, культуры отношений.

В настоящее время, на основе анализа опыта учителей, работ известных теоретиков и практиков можно сделать вывод: современный урок должен иметь свою структуру, но она не должна мешать творческой работе учителя. Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания и развития. Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения. Современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а материал понятен учащимся, задача учителя – найти такие методы организации образовательного процесса, которые бы не только соединяли теоретические знания и практические умения школьников, но и способствовали формированию их мировоззрения в целом. Учитывая вышеизложенное, современный урок - это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха. Существуют три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет. Если дети равнодушны к предмету, учеба становится тяжелой повинностью. Поэтому в преподавании естественных наук, и в частности в химии, основная задача учителя состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать и увлечь учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы.

Конструктор урока по химии в 8 классе по теме

«Химические свойства оснований»

Цель урока : создать условия для развития навыков исследовательской деятельности при изучении темы химические свойства оснований.

Этапы урока : организационно - мотивационный, актуализация опорных знаний и умений, целеполагание, изучение нового, обмен информацией, оценивание результатов самоконтроль и взаимоконтроль, рефлексия, домашнее задание.

Развитию этих УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность.

Новый материал учащиеся изучают выполняя лабораторную работу при помощи инструкционных карт.

Например, инструкционная карта №1 «Действие индикаторов на основания»

Цель : выяснить отношение щелочей к индикаторам.

Порядок действий:

1. Прочитайте предложенную информацию.

2. В пробирки со щёлочью поочерёдно капнуть индикаторы: лакмус, фенолфталеин, метилоранж.

Ответы занесите в таблицу:

№п/п Индикатор Окраска

2 фенолфталеин

3 метилоранж

3. Подготовьте отчет, опираясь на вопросы:

Как индикаторы действуют на основания?

Реактивы (формула и название вещества)

Наблюдения

Задания для повторения и закрепления:

1. Найдите химическую формулу основания: НСl, ВаО, SO3, Са(ОН)2.

2. Лакмус в щелочной среде: синяя, красная, желтая, зеленая.

3. Фенолфталеин в щелочной среде: синий, красный, желтый, зеленый.

4. Метилоранж в щелочной среде: малиновый, синий, красный, жёлтый.

5. Продолжить реакцию: 1) HCl + Сu(OН)2 =

На этапе рефлексии учащиеся заполняют оценочную карту, где они общаясь с одноклассниками высказывают своё отношение к уроку при помощи, например, таких вопросов: понравился ли тебе урок? Что понравилось? Чем обогатил тебя урок? Какую оценку вы поставили себе за работу на уроке?

Примеры контекстных задач

8 класс

Молекулярные массы веществ

Задача 1 .Установлено, что крапива увеличивает содержание гемоглобина и количество эритроцитов в крови. Поэтому она является хорошим “кровоочистительным” средством и чрезвычайно полезна при самых различных заболеваниях крови; используется также для лечения фурункулов, угрей, лишаев и других кожных заболеваний. Гемоглобин содержится в эритроцитах крови. Это красный пигмент (гем), содержащий железо, в сочетании с протеином. Когда кровь проходит через легкие, к атому железа гема C34H32O4N4Fe присоединяется кислород.

Задание . Вычислите относительную молекулярную массу гема. (Ответ: 616 .)

Количество вещества. Молярный объем газа

Задача 1. Фосфид цинка Zn3P2 весьма ядовит и используется для борьбы с грызунами. Летальная доза для средней серой крысы составляет 20,56 мг, а для мыши -- 4,1 мг.

Вопрос: Какое количество мышей и крыс может погибнуть от 0,16 ммоль фосфида цинка? (Ответ: 10 мышей, 2 крысы .)

Задача 2 .Для уничтожения микробов и бактерий можно использовать диоксид серы, его также применяют в качестве консервирующего средства при сушке чернослива и других фруктов.

Задание: Вычислите, какой объем займут 1,5 моль диоксида серы (н. у.). (Ответ: V(S0 2 ) = 33,6 л.)

Задача 3. В прошлом были частыми случаи отравления людей в угольных шахтах угарным газом. Поскольку оксид углерода(2) не имеет запаха, то опасность подступала незаметно. Шахтеры, спускаясь в шахты, брали с собой в качестве своеобразного индикатора канарейку в клетке: канарейки падают в обморок от присутствия в воздухе следов СО. Задание: Вычислите, какой объем (н. у.) займут 0,5 моль СО; 56 г СО.(Ответ:11,2л; 44,8л .)

Конструктор урока в 7 классе

по теме «Класс земноводные. Среда обитания, внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных».

Цель урока: создать условия для формирования знаний об особенностях внешнего строения земноводных в связи со средой обитания. Выяснить особенности строения скелета и мускулатуры земноводных.

В уроке выделяются следующие этапы: организационный момент с элементом психологической настройки на работу, ориентировочно-мотивационный - сообщение темы, цели и задач урока, этап актуализации зоны усвоения оптимальных знаний, этап формирование новых знаний (организация учебной деятельности учащихся), этап закрепления знаний, этап подведение итогов, выводов, рефлексия, оценки, объявление домашнего задания.

На этих этапах развивают познавательные, личностные, регулятивные, предметные, коммуникативные УУД.

Развитию этих УУД на уроке способствует следующие методы обучения: словесный, наглядный, развивающие, исследовательские, проблемно-поисковые, творческие.

В уроке используется следующее оборудование: компьютерная презентация к уроку, таблица «Земноводные», скелет лягушки, распечатанный материал для самостоятельной работы: информационные карточки, незаполненные опорные конспекты, тест для самопроверки, термины.

Тип урока: урок получения новых знаний. Новый материал учащиеся изучают выполняя лабораторную работу при помощи инструкционных карт.

Класс делится на группы. Каждая группа выполняет своё задание, заполняет карточку и выступает с отчетом перед классом.

Например, Инструктивная карта №1 «Экологи»

Проблема: определить, как влияет среда обитания на образ жизни и характер поведения лягушки.

Задание: Изучите особенности среды обитания и поведения лягушки. Прочитайте параграф 36 абзац 1, 2 и информационный лист.

Подготовьте сообщение для класса, ответив на вопросы:

1. В каких местах чаще всего встречаются лягушки?

2. В какое время года они наиболее активны?

3. Как ведет себя лягушка с наступлением холодов?

4. От каких факторов среды зависит активность лягушки?

5. Какие виды земноводных встречаются на территории Ленинградской области?

Актуализация опорных знаний и умений реализуется через выполнение теста, помогающего организовать повторение основных понятий, которые потребуются на данном уроке.

Учащимся предлагается домашнее задание на выбор: решить творческие задачи. Написать четверостишие или нарисовать плакат в защиту земноводных.

На этапе рефлексии учащимся предлагается ответить на вопросы: чем обогатил тебя урок? Какое открытие ты сделал на уроке? Что изменилось в твоем миропонимании?

Что тебя больше всего заинтересовало? Что тебе хотелось бы узнать еще? Оцени свою работу на уроке. С каким настроением вы уходите с урока? Поднимите карточку соответствующего цвета: с отличным - зеленый цвет; хорошим – желтый цвет; с плохим – красный цвет.

Список литературы

1.Рулина, Л.Н. Современный урок. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// ruliene.bsu.ru, свободный. Загл. с экрана.

2.Раевская, М.В. Материалы лекции 6.7. Конструирование современного урока в 7-8 классах: преемственность пропедевтического и основного курсов [Текст].

Урок является основной формой обучения, так как на нем реализуется учебная программа по химии (или другому предмету). Урок должен выполнять образовательную, воспитывающую и развивающую функции.

В качестве вспомогательных форм обучения используются факультативные занятия, внеклассные занятия, экскурсии.

Виды уроков

Уроки по химии можно характеризовать по дидактическим (учебно-воспитательным) целям и по методам, применяемых на них.

В зависимости от дидактических целей уроки могут быть следующие:

I. Уроки изучения нового материала – приобретение учащимися знаний.

II. Уроки формирования и совершенствования умений и навыков.

III. Уроки обобщения и систематизации знаний.

IV. Проверка знаний, умений, навыков и их корректировка.

В зависимости от применяемых методов обучения выделяют такие уроки:

1. Изложение учителем учебного материала (лекция, рассказ, беседа).

2. Самостоятельная работа учащихся (ученический эксперимент, семинар, деловая игра).

В практике обучения химии применяются различные варианты методов обучения на одном и том же уроке, а один и тот же метод может применяться для решения разных дидактических целей. Например, беседа может иметь целью и изучения нового материала и усовершенствования знаний. А при изучении нового материала могут применяться и изложение учителя, и ученический эксперимент, и различные виды самостоятельной работы учащихся.

Общие педагогические требования к уроку

Ко всем урокам химии можно предъявить следующие требования:

1. Ясное осознание учителем цели и задачи урока, а также разъяснение их учащимся.

2. Установление органической связи между частнометодическими целями каждого урока и общими задачами образования и воспитания.

3. Целесообразный отбор средств для решения определенных учебно-вос­пи­тательных задач, отбор упражнений и задач для усовершенствования и проверки знаний.

4. Целесообразный выбор различных вариантов методов, соответствующих целям и содержанию урока.

5. Организация ученического коллектива: простор проявления индивидуальности каждого ученика в условиях работы всего класса.

6. Соблюдение надлежащей дисциплины.

Структура урока

Структура урока зависит от типа урока и метода его проведения.

I. Уроки изучения нового материала

При проведении уроков изучения нового учебного материала чаще всего используется трехчленная структура урока:

1. Вводная часть.

2. Основная часть.

3. Заключительная часть.

1. Вводная часть урока . Ее назначение состоит в подготовке учащихся к изучению нового материала:

Во вводной части можно показать значимость темы, заинтересованность ею.

Можно создать проблемную ситуацию, которая обязательно разъяснит учащимся цель урока.

Может быть проведена письменная работа, мобилизующая знания учащихся, необходимые для понимания новой темы. Например, самостоятельная работа по составу атома на 10 минут в начале урока по теме: "Строение электронных оболочек атомов. Физический смысл периодического закона".

Вводную часть можно проводить и другими методами, но при всех методах вводная часть урока должна быть строго направлена к определенной цели – к подготовке учащихся к изучению нового материала .

Закрепление ранее приобретенных знаний, выявление знаний учащихся, развитие умений и навыков являются сопутствующими целям обучения и не должны заслонять основных целей вводной части урока.

2. Основная часть урока – это часть урока, на которой учащиеся в основном приобретают новые для них знания. Однако это может быть и обобщение, совершенствование знаний. Например, заключительные уроки по общей химии носят исключительно обобщающий и систематизирующий характер. Но в любом случае основная часть урока должна содержать для учащихся что-то новое, иначе урок будет для них неинтересным. Простое повторение изученных ранее сведений необходимо для тех учащихся, которые пропустили занятия или недостаточно хорошо их усвоили (например, при повторении химических свойств написать цепочку превращений). В соответствии с требованиями развивающего обучения новый материал на уроке изучается в напряженном темпе.

При планировании изложения нового материала нужно, прежде всего, определить его структуру:

В начале объяснения целесообразно дать учащимся план изложения нового материала, а затем объяснить его по плану, расчленяя материал на отдельные логически завершенные этапы.

Особо внимание обратить на новые, впервые вводимые, понятия. Целесообразно выписать их на доске, обращая внимание учащихся на новые термины, передвигаясь от простого к сложному.

План можно сообщить и после объяснения. Это способствует закреплению материала, усвоенного на уроке.

Новый материал в сжатой форме может быть изображен на плакате (опорный конспект) и использован при закреплении материала. Опорные сигналы в течение многих лет успешно использует при обучении математики учитель Шаталов В.Ф. Накоплен опыт составления опорных сигналов и по химии.

Выделяют следующие основные этапы составления опорных сигналов (Хим. в шк., № 5, 1987, с. 38):

Анализ учебной программы по данной теме. Отбор основного содержания. Структурирование на разделы – блоки.

Вычленение опорных понятий (знаний) в каждом блоке, изображение их в сжатой, образной форме в виде общепринятых или специально придуманных простых знаков (символов, рисунков), с которыми ассоциируется содержание понятий.

Главное требование : краткость, наглядность, минимум текстовой информации.

Компановка закодированных понятий в блоки. Выбор геометрической формы оформления каждого блока. Отдельные блоки должны быть обведены четким контуром и отличаться друг от друга формой и размерами.

Размещение блоков на плакате в логической последовательности. Между блоками должно быть пространство, что способствует более четкому зрительному вычленению их.

Необходимо, чтобы блоки отличались по цвету. Можно выделить их тонированием.

Рисунок

1 блок - химический знак, Аr, валентность, распространенность в природе;

2 блок - способы получения;

3 блок - физические свойства;

4 блок - химические свойства.

Химический знак (О) во всех блоках выделяют жирным шрифтом.

Таким образом, основная часть урока может проводиться разными методами, важно при этом сохранить целенаправленность учебной работы по четко разработанному плану.

3. Заключительная часть урока . Обычно эту часть называют закреплением знаний учащихся, полученных на уроке. Но закреплять следует лишь то, что правильно понято. С этой целью в конце урока проводят краткую беседу, в которой осуществляется проверка учителем результата своего преподавания на уроке. Но проверка знаний не является главной целью заключительной беседы. Основная цель –усовершенствование знаний, полученных на уроке , обучение учащихся применять эти знания путем выполнения упражнений и решения задач.

Чтобы лучше увидеть положительные стороны и недостатки в преподавании, необходимо руководствоваться определенными педагогическими требованиями, выработать систему анализа и самоанализа различных видов урока.

Примерная схема анализа и самоанализа урока:

1. Общие сведения:

Школа, класс, дата проведения урока;

Тема урока, задачи урока;

Оборудование урока:

Какие средства обучения использовал учитель;

Подготовлены ли наглядные пособия и технические средства;

Как подготовлена классная доска к уроку.

Правильно ли был определен объем учебного материала и какова глубина изложения темы урока;

Соответствует ли содержание программе, задачам урока;

Проведена ли его дидактическая обработка;

Формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;

С каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закреплялись на уроке;

Как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся;

Какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались;

Как осуществлялись межпредметные связи;

Соблюдались ли внутрипредметные связи;

Способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.

3. Тип и структура урока:

Какой тип урока избран, его целесообразность;

Место урока в системе уроков по данному разделу;

Как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;

Каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь;

Соответствие структуры урока данному типу;

Как обеспечивалась целостность и завершенность урока.

4. Реализация принципов обучения:

Принцип направленности обучения на комплексное решение задач;

В чем выразилась научность обучения, связь с жизнью, с практикой;

Как реализовался принцип доступности обучения;

С какой целью использовался каждый вид наглядности;

Как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков;

Как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся, как осуществлялось руководство умением школьников;

В какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке;

Какой характер познавательной деятельности преобладал (репро­дуктивный, поисковый, творческий);

Как реализовались индивидуализация и дифференциация обучения;

Как стимулировалось положительное отношение учащихся к учению.

5. Методы обучения:

В какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;

Каков характер познавательной деятельности они обеспечивали;

Какие методы способствовали активизации учения школьников;

Как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие самостоятельности учащихся;

Какова эффективность использования методов и приемов обучения.

6. Организация учебной работы на уроке:

Как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;

Как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная;

Осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся;

Как организовывался контроль за деятельностью учащихся;

Правильно ли оценивались знания и умения учащихся;

Как учитель осуществлял развитие учащихся (развитие логического мышления, критичности мысли, умений сравнивать, делать выводы);

Какие приемы использовал учитель для организации учащихся;

Как учитель подводил итоги этапов и всего урока.

7. Система работы учителя:

Умение общей организации работы на уроке: распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;

Показ учащимися рациональных способов учебной работы;

Определение учебного материала на урок;

Поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения (демократический или авторитарный), объективность;

Роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.

8. Система работы учащихся:

Организованность и активность на разных этапах урока;

Адекватность эмоционального отклика;

Методы и приемы работы, уровень их сформированности;

Отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию;

Уровень освоения основных знаний и умений;

Наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.

9. Общие результаты урока:

Выполнение плана урока;

Мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач урока;

Уровни освоения знаний и способов деятельности учащихся:

1‑й – усвоение на уровне восприятия, понимания и запоминания;

2‑й – применение в аналогичной и сходной ситуации;

3‑й – применение в новой ситуации, то есть творческое;

Общая оценка результатов и эффективности урока;

Приемы активизации познавательной деятельности при изучении нового материала :

Проблемность;

Исследование ярких примеров, фактов;

Подключение учащихся к обсуждению;

Подкрепление тех или иных теоретических положений собственными примерами и фактами;

Использование наглядно-образовательного материала и технических средств в обучении.

"Чистые" уроки изучения нового материала применяются в среднем и старшем звеньях за счет:

Большого объема нового материала;

В этом возрасте школьники уже готовы к длительной работе с неизвестным материалом и большими нагрузками.

Воспитательные требования , которые предусматривают реализацию воспитательных функций обучения:

Единство морального, нравственного, трудового воспитания, формирования мировоззрения, политической культуры школьника;

Формирование инициативы, ответственности, добросовестности, трудолюбия;

Выработка привычки к систематичности работы, дисциплины и т.п..

Дидактические требования , которые заключаются:

В реализации принципов обучения;

В четком определении целей, задач обучения. Учитель должен знать, какого уравнения учебных компетентностей должны достичь учащиеся на определенном занятии (глубина, осознанность, прочность, объем, умение работать самостоятельно, по образцу, алгоритму или творчески)

В организации работы (выбор содержания, методов, приемов, определения структуры занятия, его материальное оборудование, темп и ритм и т.д.);

Психологические требования . Учитель должен учитывать психологические особенности учащихся, их реальные учебные возможности, стимулировать положительное отношение учащихся к учебно-познавательной деятельности, формировать позитивную мотивацию. Важным является и настрой учителя на проведение занятия, требующее собранности, внимательности, самоконтроля, самообладания, контакта с классом подобное.

Гигиенические требования направлены на обеспечение на уроке условий, затрагивающих здоровье учеников. Они связаны не только с соблюдением режима проветривания, норм освещения, размера и размещения парт, но и созданием положительного микроклимата в классе. Реализация отдельных гигиенических требований осуществляется учителем. Так, усталость школьников можно можно предупредить, если избегать однообразия в работе, монотонного изложения, репродуктивной деятельности и др..

Соблюдение правил техники безопасности.

Требования к организации домашних заданий .

1.Доводить ученикам мысль о необходимости выполнения домашних заданий, что требует стимулирования позитивных мотивов деятельности школьников.

2.Давать домашнее задание при полном внимании всего класса.

3.Проводить инструктаж выполнения домашних заданий.

Типы современных уроков

Традиционная типология уроков проводится на основании состава и его структурных компонентов. В этих условиях определяют следующие типы уроков:

Вводный, урок изучения нового материала, урок закрепления знаний и формирования умений и навыков, повторительно-обобщающий, контрольно-проверяющий.

По ведущим методам выделяют: урок лекцию, урок диспут, игровой урок, урок-путешествие и др.. По дидактическим замыслам (подходам) наряду с традиционными видами уроков (комбинированный, информационный) выделяют интегрированный урок, проблемный урок и др..

Сегодня наиболее распространенной является типология уроков по цели. Так, по когнитивными целями выделяют: 1-й - урок усвоения новых знаний, 2-й - урок формирования умений и навыков 3-й - урок применения знаний, 4-й - урок обобщения и систематизации знаний; 5-й - урок контроля и оценки учебных достижений; 6-й - комбинированный урок.

Все большее число ученых склоняется к мысли о целесообразности создания циклов уроков, проведение которых позволило бы привлечь учащихся к тем видам деятельности, в процессе которых достигаются намеченные цели. Циклом называют определенную последовательность уроков, объединенных по какому-либо критерию, который может повторяться. Так, например, цикл может включать:

Вводный урок;

Уроки усвоения новых знаний;

Уроки развития новых умений, навыков;

Уроки обобщения, систематизации;

Уроки контроля и коррекции знаний и умений;

Итоговый урок.

Виды учебной деятельности учащихся

1. Индивидуальная работа.

2. Фронтальная работа

3. Коллективный способ

4. Групповая работа

5. Звеньевая форма

6. Бригадная форма

7. Парная работа

Средства обучения

Под средствами обучения понимают источники информации, с помощью которых учитель учит, а ученики учатся.

К средствам обучения относят: слово учителя, учебники, учебные пособия, хрестоматии, справочники и другие дидактические материалы, технические средства обучения, в том числе и масс-медиа, устройства и др..

Средства обучения можно объединить в следующие группы:

Вербальные - устное слово учителя, печатный текст, дидактические материалы и т.п.;

Наглядные - таблицы, диаграммы, рисунки, графики, реальные объекты, модели и т.д.;

Специальные - устройства, приборы и т.п.;

Технические - экранные, звуковые, комбинированные и т.д..

К современным техническим средствам обучения (ТСО) относят:

Видеопроекторы;

Экраны больших размеров;

Персональный компьютер;

Видеокамеру; видеомагнитофон и др..

Включайся в дискуссию
Читайте также
Разработка урока на тему
Практические и графические работы по черчению «Чертеж детали c преобразованием ее формы»
Тест «Франция (Французская Республика): географическое положение, природа, экономика Франко-прусская война произошла в…