Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Самое главное качество духовника. Старца Кирилла вспоминают духовные чада и однокурсники

Я часто задаюсь вопросом: кто из нас может сказать, подобно Иеремии, что слово Его «было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог» (Иер.20:9)?

Если мы будем честными, то признаем, что сила Святого Духа отсутствует в жизни многих христиан.

Несколько лет назад я наткнулся на вдохновляющую книгу «Они нашли секрет», где содержались краткие биографии таких христианских лидеров, как Д.Л. Муди, Джон Буньян, Эми Кармайкл, Чарльз Финней, Адонирам Гудзон, Освальд Чамберс, Хадсон Тэйлор, Эндрю Мюррей и других, которые получили мощное наполнение Святым Духом после своего обращения… иногда спустя годы. Во многих случаях, только после того, как они полностью отдавали всю свою жизнь Богу, они столь сильно переживали рождение от Духа.

По словам Освальда Чамберса, до того, как Дух сошел на него, Бог использовал его, но у него не было осознанного общения с Ним. А Библия была «самой скучной и неинтересной книгой…» Спустя несколько лет он писал: «Если предыдущие четыре года были для меня адом на земле, то последующие пять поистине стали раем на земле. Слава Богу, болезненная бездна человеческого сердца переполнена теперь Божьей любовью» .

Когда Муди понял, что его служение мотивировалось плотскими амбициями, он так писал о своем опыте: «В моей душе появился великий голод. Я не знал, что это было, и я начал взывать к Богу, как никогда раньше. Какое-то время спустя я прогуливался по Нью-Йорку, и тогда Бог ответил на мои молитвы. Я не могу это описать, и я редко об этом говорю, этот опыт кажется мне слишком священным, чтобы облекать его в слова. Я лишь могу сказать, что Бог открылся мне, и я пережил Его любовь с такой силой, что должен был просить Его сдержать Свою руку».

В начале служения Билли Грэма евангелист в Уэльсе рассказал Грэму, как Бог полностью перевернул его жизнь силой Святого Духа. Билли понял, что ему нужна та же сила, и он помолился молитвой полного посвящения. С того дня Билли Грэм стал новым человеком и теперь в его проповедях была сила. Пусть не каждый из нас призван к столь большому служению, но мы все призваны быть наполненными Святым Духом.

И тому есть бесчисленное количество примеров. В Новом Завете мы впервые встречаемся с описанием этого излияния Духа на верующих (иногда в момент их обращения). Посвятите время на этой недели чтению книги Деяния. Совершенно ясно, что описанная там переливающаяся через край, измененная, сияющая, сильная, динамичная и победоносная жизнь - это жизнь, как задумал её Бог. И не только харизматы могут принимать работу Святого Духа. Пуритане, например, Джон Оуэн и Томас Гудвин писали о «невыразимом восхищении ума» и «свете за пределами света обычной веры», когда пытались описать работу Духа.

Силу Святого Духа мы видим в биографиях Джорджа Уайтфилда, Дэвида Брейнерда и Джона Уэсли, а также в жизни таких проповедников 20 столетия, как Э.У. Тозер, Адриан Роджерс и многих многих других. Пасторы-кальвинисты и реформаторы, как например Джон Пайпер и Д. Мартин Ллойд-Джонс старший, также принимали крещение Духом. Новый Завет так говорит об этом: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями…» (Деян.1:8)

Муди был очень опечален и расстроен учителями Библии в его дни. Он спрашивал: «Неужели они не понимают, что это как раз то единственное, в чем они сами нуждаются? Они хорошие учителя, они прекрасные учителя, но почему же они не видят, что крещение Святым Духом есть то самое единственное прикосновение, которое им так необходимо?» Эти вопросы актуальны и сегодня.

Я думаю, есть несколько хороших ответов на вопрос Муди: «Почему они не видят своей нужды в силе Духа?» Наверное, самым частым ответом будет гордыня, за которым последует нежелание менять взгляды, традиционным образом сложившиеся внутри определенных деноминаций. Многие не хотят признаваться, что в их учении чего-то может не хватать. Конечно, трудно одобрять и поддерживать то, что мы никогда не переживали сами. Гордость же может получить много очков за силу быть препятствием для христиан пережить силу Бога, изменяющую жизнь. Я верю, что мы все имеем всего Духа Святого целиком, но имеет ли Он нас целиком?

Подписывайтесь:

В качестве иллюстрации: прошлым летом мой трехлетний сын включил в саду воду, но вода еле капала из шланга. Озадаченный, он спросил, почему не работает шланг. Я объяснил, что нам нужно убрать все перегибы и узлы. Когда мы начали распрямлять шланг, он с трудом мог держать его в руках: такой сильный был напор воды.

Точно так же, если мы действительно хотим пережить силу Бога, все перегибы и узлы гордости, упрямства, осуждения, самодовольства, сомнений и страха должны быть удалены. Тогда, и только тогда, «реки живой воды», как говорил Иисус, смогут течь свободно. И как Иеремия мы, наконец, сможем сказать, что Его слово в нашем сердце - как горящий огонь глубоко внутри, и мы больше не можем удерживать его.

Что знают священники и ученые о крещенской воде?

Ежегодно в Крещенскую ночь с 18 на 19 января в нашем мире происходит величайшее чудо – Дух Божий сходит на все земные воды, и они становятся целительными. Так считают верующие, а ученые пытаются объяснить это явление со своих позиций…
По преданию
Праздник Крещения называют еще Богоявлением: по преданию, в этот день людям явился Бог в виде Пресвятой Троицы. Иисус Христос в возрасте тридцати лет был крещен в реке Иордан Иоанном Крестителем. Когда Он выходил из воды, раскрылись небеса, и Предтеча увидел Духа Божия, в виде голубя спустившегося на Иисуса, а с неба был голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». Считается, что с крещения Христа берет начало христианство.
Когда Спаситель вошел в Иордан и принял крещение, произошло соприкосновение Богочеловека с материей. И поныне в день Крещения, когда в храмах освящается вода, «освящается всех вод естество», поэтому все воды приобретают свойство нетления. Вода становится Святыней – Великой Агиасмой, как называет ее Церковь. Крещенская вода освящает, исцеляет благодатью Божией каждого человека, с верой причащающегося ее...
Народные обычаи
В народе Крещение всегда было одним из самых популярных праздников. К нему готовились заранее, вырубали во льду прорубь в виде креста (иордань). Рядом ставили деревянный крест. После освящения воды молодые мужчины обязательно окунались в ледяную воду, и лишь потом верующие набирали освященную воду из водоема. Несмотря на морозы, нырнуть в прорубь норовили не только здоровые, но и больные. А кто не отважился, старались умыться водой из иордани.
В полночь собирали крещенский снег. Старушки – для того, чтобы отбеливать холстину, а девушки – кожу. Считалось, что вытаянная из этого снега вода может лечить различные недуги, а вылитая в колодец – делает его неиссякаемым даже в самый засушливый год.
Как использовать святую воду?
Богоявленская вода обладает большой целительной силой. Известны случаи, когда буквально несколько капель ее, влитые в рот находящемуся без сознания больному, приводили его в чувство и изменяли ход болезни.
Святую воду принято употреблять натощак, с благоговением и молитвой. Но по особой нужде пить ее можно в любое время. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий, когда кто-нибудь сильно болел, благословлял принимать по столовой ложке святой воды каждый час. А также советовал окроплять пищу этой водой. Он говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, нет.
Святую воду не следует брать ведрами. И небольшого ее количества хватит до нового Крещения. Ведь крещенскую воду можно разлить по емкостям и добавить обычной – «капля святой воды море освящает». Те, кто не успел набрать святой воды в день Крещения, могут прийти за ней в Храм, там она всегда есть. Эту воду хранят рядом с иконами. Окропляют ею жилище и всякую вещь.
Феномен крещенской воды
Впервые упоминает о целебных свойствах крещенской воды Святой Иоанн Златоуст в IV веке. И вот уже более 17 веков противники христианства пытаются доказать, что феномена крещенской воды не существует. Её способность долго не портиться объясняют тем, что священники опускают в чаши серебряные монеты и кресты, (ионы серебра, как известно, губительно действуют на микроорганизмы), а также тем, что вода в водоемах набирается в зимнее время, когда количество микроорганизмов минимальное.
Однако «водосвятие» часто проводится на реке, откуда и берется верующими крещенская вода. Да и само понятие «святая вода» относится ко временам, когда еще не была наработана церковная атрибутика: серебряные кресты, распятия и пр.
Но современный человек, привыкший получать научные объяснения явлений природы, не может удовольствоваться объяснением феномена крещенской воды, которое дает Церковь.
Что говорят ученые?
Чтобы ответить на вопрос, что же происходит с водой, физики взялись за приборы и микроскопы. Исследования показали, что оптическая плотность крещенской воды выше, чем воды из тех же источников в обычные дни. Более того, она близка к оптической плотности воды из реки Иордан.
Целебные свойства крещенской воды некоторые ученые объясняют особенностями магнитного поля Земли. В этот день оно отклоняется от нормы и вся вода на планете омагничивается. О том, с чем связаны эти изменения, известно мало.
Профессор А. Бельский, российский физик-экспериментатор, как-то в ночь на 19 января взял в ближайшем пруду пробы воды в полиэтиленовые бутылки. Они стояли у него в лаборатории много лет. Вода в них оставалась прозрачной, без запаха и осадка.
На одной из научных конференций он рассказал об этом «эксперименте» знакомому профессору из НИИ ядерной физики при МГУ, занимавшемуся исследованием нейтронных потоков из космоса и от Земли. Тот, хмыкнув, пообещал посмотреть свои экспериментальные данные за последние годы. Вскоре Бельский получил по электронной почте весьма любопытную информацию.
По его данным, перед 19 января целый ряд лет регистрировались интенсивные всплески потока нейтронов, превышающие фоновые уровни в 100-200 раз! Жесткой привязки к 19 января не было: максимумы приходились и на 18 и на 17 февраля, но иногда точно на 19-е. А стерилизующая роль интенсивных нейтронных потоков общеизвестна.
Сотрудник Института экологии человека, физик В. Жуков пять лет отбирал крещенскую воду в разных местах, брал воду, освященную священнослужителями в другие дни, а также заряженную экстрасенсами и сравнивал, как эти воды лечат организм человека:
- 19 января рано утром мы взяли воду из крана, из старого колодца и в церкви. Все образцы крещенской воды воздействовали на человеческий организм одинаково: почти мгновенно и сильно, как целитель. То есть, вода сразу стала оздоравливать организм, что и зафиксировал аппарат. Правда, через несколько недель все патологии стали снова проявляться.
Исцеляет вода или вера?
Журналисты С. Демкин и В. Потапов рассказывают, как однажды заведующая филиалом Московского института информационноволновых технологий, к.м.н. И. Мартьянова ушла в отпуск, а когда вернулась, к ней на прием пришла ее пациентка с тяжелой формой онкологического заболевания. Если месяц назад она была исхудавшей и едва передвигала ноги от слабости, то теперь она выглядела настолько лучше, что ее трудно было узнать.
Выяснилось, что больная на Крещение ездила в Троице-Сергиеву лавру к отцу Герману, слывшему целителем. Священник наказал больной ежедневно принимать ванну, добавляя в нее ложку святой воды. Результат всего лишь недельного курса лечения был налицо.
И. Мартьянова решила проверить свойства Богоявленской воды с помощью специальной аппаратуры, в частности, сверхчувствительного приемника миллиметрового диапазона радиоволн. Его дистанционный зонд улавливает слабое электромагнитное излучение исследуемого объекта, например, излучение биологически активных точек человека.
Для эксперимента была использована святая вода из Новодевичьего монастыря. Для контроля взяли водопроводную воду. Результаты были такими: святая вода и обычная, с добавлением святой, выдавали сигнал, аналогичный сигналу здорового органа человека, а сигнал от водопроводной воды – больного. А спектры, полученные от воды, в которой лежала серебряная ложка, существенно отличались от спектров простой и крещенской воды.
Феномен Богоявленской воды изучен мало и исследователям, похоже, еще не скоро удастся разгадать ее секрет. Она не проходила научные исследования, которым подвергают лекарственные средства, и никаких медицинских заключений о свойствах крещенской воды пока нет. Но есть многовековой опыт огромного количества людей. И, наверное, не так важно, что излечивает – вода или твердая вера человека в то, что это ему поможет. Главное – результат.

II. Сила Святости

1. Ты, вероятно, всё еще считаешь святость недоступной для понимания, ибо не видишь, как ее продолжить, чтобы она в себя вобрала всех. Ведь уже говорилось: чтобы она была святою, в нее должны включаться все. Пусть тебя не заботит продолжение святости, поскольку ты не понимаешь природы чудес. Да и свершаешь их не ты. Именно их продолжение, превосходящее пределы твоего восприятия, и говорит о том, что не ты их творишь. Стоит ли беспокоиться о том, как чудеса продолжить ко всему Сыновству, если природа самого чуда не ясна тебе? Познать какое–либо свойство целого не труднее, чем всё целое. И если существуют чудеса, то все их свойства, будучи их частью, должны быть чудодейственны.

2. Существует тенденция: разбить целое на фрагменты, а после проникнуться заботой об истинности какой–то малой его части. Подобное - не что иное, как способ уйти или свернуть от целого к тому, что тебе кажется наиболее понятным. Иначе говоря, это еще одна попытка сохранить понимание для одного себя. Гораздо лучше и полезней мыслить о чудесах в таком разрезе: ты их не понимаешь ни полностью, ни частью. Однако они вершились через тебя. И следовательно твое понимание не так уж важно. Но ведь по–прежнему недостижимо то, чего ты не понимаешь. Поэтому в тебе должно быть Нечто, что понимает.

3. Чудо не предстает естественным, поскольку вред, тобою причиненный разуму, сделал его настолько неестественным, что он уже не помнит, что для него естественно. Когда же тебе толкуют о естественном, ты не берешь этого в толк. Признать часть целым и целое увидеть в каждой части - вполне естественно, ибо так мыслит Бог, а что естественно для Бога, естественно и для тебя. Вполне естественное восприятие в миг показало бы тебе, что в чудесах немыслима градация по трудности, ибо она противоречит смыслу чудес. А будь тебе понятен смысл чудес, вряд ли их свойства вызвали бы такое замешательство.

4. Ты чудеса творил, но совершенно ясно, что ты творил их не один. Удача сопутствовала тебе всякий раз, когда ты потянулся к другому разуму, когда соединился с ним. Если два разума соединяются в один, одну идею равно разделяя, первое звено в цепи осознания Сыновства единым целым установлено. Поскольку в этом единении ты следовал советам Святого Духа и отдал сей союз в Его распоряжение, Его естественное восприятие дара позволило Ему твой дар понять, тебе же - использовать Его понимание себе во благо. Тебя не убедить в реальности достигнутого через твою готовность, покуда ты веришь, что должен понимать его реальность, в противном случае, оно нереально.

5. Как же довериться реальности, покуда все твои усилия направлены на то, чтоб сделать ее нереальной? Неужто безопасней поддерживать реальность иллюзий, нежели с благодарностью и радостью принять истину тем, что она есть? Почти же истину, которая тебе дана, и радуйся, что ты ее не понимаешь. Чудеса естественны для Того, Кто говорит за Бога. Ибо Его задача - перевести чудо в знание, олицетворяемое чудом, которое сокрыто от тебя. Пусть Его понимание чуда станет для тебя достаточным, не отворачивайся от свидетелей Его реальности, Им предоставленных тебе.

6. Никакие доводы не убедят тебя в подлинности того, чего ты не желаешь. А вместе с тем, твои взаимоотношения с Ним реальны. Прими же это с радостью, без страха. Тот, Кого ты позвал - с тобою. Приветствуй Его и почитай свидетелей, несущих тебе благовесть Его прихода. Как ты и опасался, признание Его означает отказ ото всего, что, как тебе казалось, ты знал. Но всё, что ты казалось знал, не было истинным. Чего же ради так цепляться за прошлое и отрицать доводы истины? Ты уже слишком близок к истине, чтобы теперь отречься от нее, и ты уступишь ее неодолимому влечению. Возможно, еще помедлишь с этим, но уже недолго. Радушный Хозяин Божий к тебе воззвал, и ты Его услышал. Более никогда уже не согласишься ты не слушать вовсе.

7. Сей год - год радости, когда всё более и более ты вслушиваешься, и сообразно этому, тобой всё более завладевает покой. До твоего сознания доходят и сила святости, и немощь атаки. Всё это происходит в том самом разуме, который был убежден, что святость - это немощь, а атака - сила. Разве подобного чуда недостаточно, чтобы учить тебя: Учитель твой - не от тебя? Припомни также, что когда бы ты ни внял Его интерпретации, исход всегда был радостен. Разве же честно взглянув на результат своей интерпретации, ты предпочтешь ее? Господь желает тебе лучшей доли. Разве же ты не отнесешься с большим милосердием к тому, кого Бог возлюбил любовью совершенной?

8. Так не толкуй против Любви Господней, ведь пред тобою столько красноречивых ее свидетелей, что только тот, кто слеп и глух, способен их не видеть и не слышать. В этом году реши не отрицать того, что дал тебе Господь. Проснись и это раздели, приняв, ведь с этой целью Он и позвал тебя. Голос Его звучал предельно ясно, но ты не верил в то, что слышал, поскольку предпочел гораздо больше веры вложить в те бедствия, что создал сам. Давай же вместе решим сегодня принять благую весть о том, что нереальны бедствия, и что реальность не есть бедствие. Реальность и невредима, и цела, добра всецело ко всем и вся. Разве принять благую весть и ей возрадоваться - не станет высшим проявлением любви? Ведь только одного и просит у тебя любовь - чтоб ты был счастлив; всем, что для этого необходимо, она тебя одарит.

9. Ты никогда не задал и не задашь Святому Духу такой задачи, какую Он не разрешил бы для тебя. Пытаясь разрешить проблему сам, ты никогда не достигал успеха. Быть может, время сопоставить факты и сделать выводы? Год этот - год приложения подаренных тебе идей. Ибо идеи - могучая сила, которой нужно пользоваться, а не держать втуне. Идеи уже доказали свою силу в достаточной мере, чтобы вложить всю свою веру в них, а не в их отрицание. В этом году отдай всю свою веру истине и пусть она работает в покое. Поверь в Того, Кто верит полностью в тебя. Задумайся о том, что ты, в действительности, видел и слышал; это признай. Разве ты одинок, имея подле себя таких свидетелей?

Из книги Ключ к теософии автора Блаватская Елена Петровна

О святости обета Спрашивающий. Есть ли у вас какая-либо этическая система, которой следуют в Теософическом Обществе? Теософ. Этика у нас есть, и достаточно ясная для всех, кто бы захотел ей следовать. Это суть или сливки мировой этики, собранные из учений всех

Из книги Тайная власть. Незримая сила автора Горбовский Александр Альфредович

Без святости, вне благодати Итак, углубленное молитвенное состояние, религиозный экстаз – условие появления феномена. Именно в таких состояниях тело внезапно теряет вес и человек поднимается в воздух. Однако помимо случаев, когда в воздух поднимались люди, осененные

Из книги Закон привлечения и сила мысли автора Аткинсон Вильям Волкер

Из книги Курс чудес автора Уопник Кеннет

IX. Отражение святости 1. Искупление не делает святым. Святым ты сотворен. А Искупление приводит порок к святости или же то, что ты создал, к тому, что ты есть. Сведение иллюзии с истиной или эго - с Богом - единственная функция Святого Духа. Не прячь тобою созданное от Отца,

Из книги Очищение. Том.2. Душа автора Шевцов Александр Александрович

Глава 20 - ВИДЕНИЕ СВЯТОСТИ I. Святая неделя 1. Сегодня - Вербное Воскресенье, празднование победы и приятие истины. Давай же проведем эту святую неделю не в грустных думах о распятии Сына Божьего, а в радостном обряде его освобождения. Ведь Пасха - символ покоя, а не боли. В

Из книги Как лечить себя водой автора Стефания Сестра

Из книги Мастерская перехода. Восхождение в Любовь. Учебник Мастера Жизни автора Усманова Ирина Александровна

Сила воды – сила самой жизни Хочу сразу вас предупредить, что, в отличие от «Большой книги целебных свойств воды», в этой, малой, я теорию даю совсем коротко, доходчиво, чтобы она не занимала места – так, как говорится, намечаю вешками. Если вы раньше не читали о лечении

Из книги Свами Вивекананда: вибрации высокой частоты автора Николаева Мария Владимировна

Сила единства, сила целостности Всё во Вселенной вышло из одного Источника и есть продукт творческой мысли Создателя. Созданные «по образу и подобию», мы являемся частичками-клеточками единого организма и живём в поле действия божественного принципа: «Часть стремится к

Из книги Механика тел автора Данина Татьяна

Сила творения, сила соответствия (Аналогии) «Как в большом, так и в малом», «что внутри, то и снаружи», «как вверху, так и внизу». Принцип этой Силы – принцип отражения. Понимать его следует так: если вокруг вас происходят определенные события, то внутри вас есть «магнит»,

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

Сила свободной воли, или сила выбора Человек обладает свободой выбирать сам: как думать, как чувствовать, как говорить, как действовать. Если он не пользуется своей Волей, то ею пользуются другие (безвольный человек). По доброй Воле (то есть добровольно) человек может

Из книги Высший вкус жизни. Выход из материальной игры автора Усанин Александр

Сила любви. Сила гармонии и красоты Божественная Любовь является энергоинформационной матрицей нашей Вселенной, основой Гармонии и Совершенства. Весь Мир, физический и нефизический, тонкоматериальный стремится к Гармонии, её смысл состоит в насыщении всех уровней

Из книги Освобождение от неприятных мыслей и эмоций автора Ингерман Сандра

Идеал святости – «для себя просветленный» Древние арийцы отличали душу человека как «ясное тело», отделяющееся после смерти от тела тленного, от единого вечного духа – Атмана (Самости). Изначально путь к просветлению понимался как слияние Атмана с Брахманом – всеобщим

Из книги автора

21. Центробежная Сила – это Сила Инерции Если любое тело заставить вращаться вокруг собственной оси или по кругу, вокруг какого-либо центра, химические элементы, входящие в его состав, будут следовать по криволинейным (круговым) траекториям. При этом, элементы тела,

Из книги автора

Из книги автора

Три аспекта Абсолютной Истины. Три уровня святости Арджуна спросил: Кто более преуспел в йоге – те, кто преданы Тебе как личности, или те, кто поклоняется безличному Брахману, недосягаемому для чувств, непроявленному? («Бхагавад-Гита», 12.1) Для того, чтобы понять нашу

Из книги автора

Сила утверждений и сила просьб Когда мы используем слова для того, чтобы исцелить окружающих и самих себя, мы можем либо взывать о помощи, либо заявлять о том, что все, что нам необходимо, уже находится в вашем распоряжении прямо сейчас.Я не говорю, что любая просьба –


Федор Ефимович Василюк

Женщина с веслом
Вы спрашиваете, насколько сострадательность, жалостливость, способность сочувствовать свойственны мужчинам? По существу это два разных вопроса - насколько мужчины способны на эти чувства и насколько они готовы признавать их в себе. Вот, например, навернулась у человека слеза. Женщина принимает ее как естественное проявление своей натуры. Для мужской же слезы не случайно существует литературный штамп - «скупая мужская слеза». Этим подчеркивается, что мужчина пытается сдерживать слезы, скрывать их от окружающих и даже от самого себя. У каждого человека имеется идеальное представление о том, каким он должен быть. Качества, как плохие, так и хорошие, которые не соответствуют этому идеалу, человек старается не показывать.
Известно, что в каждом обществе, в каждой культуре есть свой образ женственности и мужественности. Он изменчив и по-своему подвержен моде. В одни времена ценятся женоподобные мужчины, в другие - мужеподобные женщины, Например, в советскую эпоху царил культ атлетичных женщин - спортсменок, ударниц, общественниц. Настоящая советская женщина - это «девушка с веслом».
Если человек зависим от общественного мнения, оно будет во многом определять его «образ Я». Когда сострадательность и мягкость в мужском характере считаются «не модными», мужчина не хочет принимать их в себе.
Таким образом, представление о том, что мужчине труднее следовать заповедям в силу его психологических особенностей, не имеет под собой достаточных оснований. Считается, что простить обидчика, подставить вторую щеку мужчине труднее, поскольку это выглядит как слабость. Но для меня не очевидно, что женщина легче прощает. Ей бывает проще претерпеть, не ответить явным ударом, смириться, но часто это смирение без преображения. Если представится физическая или социально одобряемая возможность отомстить, я не уверен, что женщина окажется милосерднее. Для меня остается вопрос - что происходит в женской душе, когда она подставляет другую щеку?
Действительно, в этой ситуации мужчина может думать, что он таким образом проявляет свою слабость. На самом же деле настоящая сила не нуждается в подтверждении. Например, человек, владеющий приемами боевых искусств, крайне редко попадает в обстоятельства, когда он вынужден их применять. Ему вполне хватает уверенности в себе, чтобы любые инциденты разрешать мирным путем. Если же на удар человек всегда реагирует ответным ударом, это, напротив, выдает его слабость и сомнение в своих силах.
Однако нельзя отменить тот факт, что для мужчины в значительно большей степени, чем для женщины, характерно стремление к состязанию, победе, лидерству. Для него не типично следовать за «митьками», которые «никого не хотят победить», он, как правило, всегда хочет кого-нибудь победить. По сути дела, это языческая установка, и она находит почву в мужском характере. Так что на поверхности доля истины в сформулированном вами утверждении все-таки есть, но в глубине - я не уверен.

Плюс капля жестокости
Часто в понятие милосердия включают способность сострадать, жалеть, утешать. Но всегда ли милосердие строится на эмоции?
Приведу пример. Тридцать лет назад у моего новорожденного сына обнаружилась какая-то инфекция, все тельце его покрылось мелкими красными гнойничками. Врачи предписали выдавливать их пинцетом и мазать зеленкой. Ни мать, ни бабушка не могли этого вынести, и делал это я. Хотя мне тоже было невыносимо жалко это маленькое существо, пришлось свою жалостливость подавлять. Для того чтобы совершился акт милосердия, необходимо сдерживать эмоции. Если для них в душе отведено слишком много места, ничего не получится.
В Священном Писании есть такие слова: «Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются» (Пс. 84, 11). Бывает милость без правды, без реальной пользы. Тогда она вырождается в пустую эмоцию, в жалостливость. Но бывает и правда без сердечного чувства, и мы видим тогда сухое, рациональное, безлюбовное добро. Не это ли имел в виду Гоголь, когда говорил - «грусть от того, что не видишь в добре добра»?
В чем же разница «мужского» милосердия и «женского»? В той или иной степени все в мире можно отнести к мужскому или женскому роду. Третьего рода в жизни не существует. Если взглянуть с этой точки зрения на понятия «жалость» и «правда», то интуитивно жалость попадет в женский ряд, а правда - в мужской. (Разумеется, это не означает, что все мужчины правдивы, а женщины - жалостливы.) А милосердие, на мой взгляд, это союз правды (пользы) и милости (чувства), мужское и женское начала должны гармонично соединиться в нем. Есть плохие «женские» формы милосердия, в которых доминирует жалостливость. Тогда получаются, простите, одни «слюнки». Есть и плохие «мужские» формы, когда остается только один суровый долг, строгая обязанность.
Надо сказать, что в Библии слово «милосердие» употребляется, как правило, по отношению к Богу, а не к человеку. Существует, например, устойчивое выражение - «великое милосердие Божие». В Боге нет раздвоенности на мужское начало и женское. Таким образом, милосердие - это свойство совершенной целостной Личности.
В 80-х годах у меня вышла книжка под названием «Психология переживания». С ней случился забавный казус, связанный, кстати, с нашей темой. Она была уже набрана, когда появился донос, в котором говорилось, что в ней содержится религиозная агитация и пропаганда. Меня вместе с редактором, как положено, вызвали в партком, а там постановили назначить нового рецензента. Прочитав текст, он потребовал повсюду изъять слово «милосердие», имевшее, на «советский» взгляд, подозрительный религиозный оттенок, и заменить его словосочетанием «служение людям». Однако по невнимательности рецензента в одном месте слово «милосердие» все-таки осталось...
Так вот, в книге анализируется роман «Преступление и наказание». Помните знаменитую сцену, в которой Раскольников открывает свою душу Соне Мармеладовой? Она выслушивает его исповедь, и это оказывается решающим для будущего покаяния героя и его преображения.
«Что вы над собой сделали?» - с болью говорит Соня и обнимает Раскольникова. Она призывает его пойти на перекресток, поцеловать землю, которую тот осквернил, поклониться на все четыре стороны и сказать: «Я убил!» «Тогда Бог опять тебе жизни пошлет». Прояви она только сострадание и жалость, т.е. милость без правды и справедливости, он остался бы со своим преступлением, и Соня стала бы его соучастником. Они понесли бы один грех, их охватило бы одно душевное расстройство.
Если бы она справедливо осудила его, то он оказался бы отвергнутым и тем единственным человеком, которому доверился. Это разделило бы их навсегда. Но ее подвиг, ее творчество, ее милосердие состояло в том, что ей удалось соединить в своем порыве одно и другое - немыслимое по масштабам женское, материнское принятие и совершенно твердое, решительное, «мужское» утверждение истины - «иди, объяви...». Именно это и необходимо для исцеления души.
Милосердие предполагает известную крупицу жесткости, которая со стороны может даже показаться жестокостью. Так горькую приправу нередко добавляют в блюдо, но это делает его вкус полнее и богаче.


Русский врач Н.И. Пирогов (на рис. - в центре), по инициативе которого была создана первая община сестер милосердия, считал, что «уже один вид женщин, помогающих страждущим, утешителен для них»

Мать, отец и сестра
Возвращаясь к оппозиции «мужское-женское», надо заметить, что женское (жалость) означает еще и материнское, а мужское (жестокость, правда), соответственно, отцовское начало. У Эриха Фромма есть довольно точное, как мне кажется, различение материнской и отцовской любви. Материнская любовь безусловна - «я тебя принимаю по самому факту твоего бытия и люблю, каким бы ты ни был». Отцовская любовь - это, напротив, любовь по заслугам. «Хорошо учишься, правильно поступаешь - тогда люблю». В жизни, разумеется, это встречается в той или иной пропорции, но сама логика такова.
В целом каждый человек нуждается и в том, и в другом. Ему недостаточно одного абсолютного принятия, ему необходимы и оценки, и критические суждения. Я спрашивал у многих детей, нужно ли ребенка иногда наказывать? И всякий раз слышал ответ: «Иногда нужно». В отличие от некоторых слишком либерально настроенных взрослых ребенок сам интуитивно чувствует, что ему требуется какой-то внешний контроль.
Что такое «отцовский подход»? Вот история, которую рассказал мне академик Владимир Михайлович Мунипов - один из основателей эргономики в нашей стране. Много лет назад он с коллегами проектировал в Институте дизайна такси для инвалидов. Когда проект был готов (такси, кстати, признали одним из лучших в мире, но в России оно оказалось никому не нужно), Владимир Михайлович задался вопросом: а как инвалид доберется до такси? Тогда он решил посоветоваться с одним молодым человеком, инвалидом, заточенным в четырех стенах, и в раз говоре узнал, что в инвалидной коляске не то что до такси, даже по квартире передвигаться трудно (проемы узкие, комнаты тесные), а в туалет, например, без посторонней помощи вообще заехать невозможно.
После этой беседы Владимир Михайлович подключил архитекторов, и они спроектировали квартиру для инвалида в коляске, а тому конкретному парню сделали перепланировку всех комнат и санузла, чтобы он мог обслуживать себя сам.
Мне кажется, это замечательный пример милосердия «мужского» типа. Женщина скорее пожалела бы инвалида, может, даже сама стала бы ухаживать за ним, но таким образом возник бы риск оставить человека беспомощным, т.е. в каком-то смысле ребенком. Мужское, отцовское милосердие делает его самостоятельным, независимым, дает ему уверенность, силу, стимул для роста.
Мне рассказывали, как однажды бывший декан факультета психологии МГУ Евгений Александрович Климов позвонил тяжело заболевшей преподавательнице факультета (у нее была серьезная проблема с ногами): «Можно я к вам заеду?» Приехал, молча достал инструменты и соорудил в коридоре такие поручни, которые позволяли ей перемещаться без костылей. Сделал и уехал - без сантиментов. Это тоже яркий пример «мужского» милосердия.
При этом некоторые профессии, такие как, например, медсестра, нянечка, сиделка, воспринимаются исключительно как женские. Языковая интуиция подсказывает, что словосочетание «брат милосердия» несколько режет слух. Видимо, есть ситуации, в которых женская, материнская, сестринская позиции более востребованы. Заметьте, мы говорим именно «сестра милосердия». Почему?..
В притче о милосердном самарянине Христос отвечает на вопрос «кто мой ближний?», и ответ Его парадоксален. Он не говорит, как человеку узнать, кто его ближний. Он говорит иначе - соверши акт милосердия, стань сам ближним, и тогда ближний появится у тебя!
Милосердие ломает условности и социальные границы. Самарянин не имел права даже общаться с иудеем, но стал для него ближним, причем в самом точном значении этого слова. Может быть, поэтому мы говорим: «сестра милосердия»? Милосердие сближает, роднит, преодолевает любые барьеры, и в этом его удивительная особенность.
Нам часто кажется, что милосердие - это некий моральный, духовный избыток, нечто большее, чем «норма» жизни. Да, милосердие прекрасно, но это роскошь, мы не очень-то ждем его друг от друга, воспринимая отчужденность как нечто само собой разумеющееся. Однако, ощутив его однажды, мы открываем настоящую норму, о которой в суете жизни, пронизанной эгоизмом, забыли. Мы забыли, что все мы родные, все братья. В одной из проповедей на «Исцеление расслабленного» владыка Антоний Сурожский говорил так:
«...В этом была сила ранней христианской общины; каждый человек был другому свой, не было чужих, не было пришедших, а были только люди, которые были друг другу дороги - дороги один другому, как член тела дорог всему телу...
Разве трудно и нам так друг ко другу отнестись, если мы только вспомним, что мы друг другу свои, родные! Аминь».

Беседовала Инна КАРПОВА


Для христиан одним из самых ярких примеров милосердия является притча о милосердном самарянине, рассказанная Христом. Ближним человеку, пострадавшему в пути от разбойников, оказываются не соплеменники - священник и левит, а представитель презираемого самарийского народа, оказавший ему милость. На иконе в виде милосердного самарянина изображен Сам Христос

Помню, как рассеянно открывала в Интернете материалы о кончине старца: биографию, воспоминания, впечатления... Было много трогательных. А в одном месте наугад попала на обсуждение новости. Кто-то спрашивал: «А кто это - архимандрит Кирилл?» И получил ответ: «Ну, я читал его проповеди - ничего особенного...».

Надо же - кто-то оценивает отца Кирилла (Павлова) по проповедям! Грустно усмехаюсь и вспоминаю анекдот: «Бабушка, а ты динозавров видела?» Оттого, что есть множество людей, для которых старец Кирилл - история, я начинаю чувствовать себя современницей египетских пирамид...

Впервые у старца

Впервые я попала к отцу Кириллу 27 лет назад. Приехала в Москву к одной давно воцерковленной женщине, очень гостеприимной и энергичной. Сама с трудным поиском пришедшая к вере, она понимала всё с полуслова - сомнения, жажду знаний, метания среди крайностей. Недолго поговорив, сказала мне, как будто все разъясняя:

А поезжай-ка ты к отцу Кириллу!

На мой немой вопрос ей пришлось долго объяснять, кто такие старцы вообще и отец Кирилл (Павлов) в частности. Не уверена, что я тогда поняла и половину сказанного, но кое-чем прониклась.

Старцем (или старицей) называют духовное лицо, которое за святость жизни получило от Бога дар назидать других людей.

Назидать? - неуверенно переспросила я.

Ну да... говорить на пользу.

Понятно... А откуда он знает, что мне на пользу?

Это же ДАР.

Есть механизмы духовной жизни, и механизмы эти объективны

Позже, через воцерковление и общение с духовными людьми, стало ясно, что далеко не всегда они вещают пророческим даром; многое говорят просто из своего опыта. Есть какие-то, условно говоря, механизмы духовной жизни, которые человек познал личным опытом борьбы со злом. И механизмы эти объективны, потому их хороший знаток может помогать окружающим, делясь своим опытным знанием.

Но тогда, первый раз собираясь к старцу, я была уверена, что он просто сделает своеобразный духовный рентген моей души и выдаст мне все диагнозы с рекомендациями.

К тому времени я уже почти год помогала в храме, но в основном на стройке, как волонтер. Ходила в джинсах, а если делала что-то в храме, то сердобольные бабушки давали мне длинный рабочий халат - чтоб защитить от несердобольных.

А тут меня поставили перед фактом, что в лавру в брюках ехать нельзя. Я вроде как уже слышала что-то про смирение и говорю - ну, ладно... а только юбки у меня всё равно нет, кроме одной совсем лёгкой, летней.

Был тогда январь или февраль - холодно. Новая знакомая обречённо вздохнула и за ночь сшила мне теплую юбку. Дала кучу ценных советов по передвижению в Подмосковье и лавре и затемно отправила в Сергиев Посад (тогда еще Загорск). Дорога, поиски, несколько часов ожидания в очереди - и батюшка открыл дверь и сказал: «Заходите»

Для чего люди попадают к старцу? Чаще всего, чтобы спросить совета... Непонятно - зачем, ведь следовать ему почти никто не собирается.

Батюшка, не знаю, куда мне идти учиться, так как интерес к прежней специальности начисто потерян...

Батюшка задал несколько ничего не значащих, с моей точки зрения, вопросов и умолк. Меня предупредили, что старец может какое-то время помолчать, так как будет молиться. Поэтому мне в это время лучше «не трещать».

Не помню, что было тогда в моей голове, но «трещать» я не посмела. Старец помолчал сосредоточенно с полминуты, а потом сказал внезапно и как-то даже радостно:

Иди на регентский.

На регентский?!

Я уже знала, что регентский класс при Московской духовной академии готовит тех, кто поет на клиросе сам и (что было для меня еще ужасней) управляет другими певчими и чтецами. Конечно, положение певчих, а тем более регента в храме всегда почетное, но музыка была для меня явлением из параллельной реальности - я твердо знала, что не имею ни слуха, ни голоса!

Вот так прозорливый старец!

Ошеломленная, я воскликнула:

Да я и «Господи, помилуй» не спою!

Батюшка почему-то весело хмыкнул и спросил:

А врачом не хочешь быть?

Час от часу не легче... В полной растерянности я брякнула первое (и единственное), что ассоциировалось у меня с врачебным искусством:

Да я крови боюсь...

Батюшка качнул головой и сделал последнюю попытку:

А учителем?

Правда была в том, что профессия учителя по привлекательности стояла у меня на одном из последних мест - где-то перед балериной и шахтером. Я даже ничего не ответила на это нелепое предложение, только пожала плечами.

Чего же ты хочешь? - спросил батюшка.

Я пробормотала что-то про исторический факультет.

Ну, иди, иди, - старец широко благословил меня и пошел к двери - впустить следующего посетителя.

Я ушла от старца в полном недоумении...

Через год я поступила на катехизаторский факультет Богословского института; специальность - преподавание основ веры для взрослых. Преподаю и подросткам, а в последние годы все чаще приходится общаться с детьми средних и младших классов. Сознательная христианская жизнь привела к убеждению, что учительство - одно из самых благословенных Богом занятий: когда оно совершается ответственно, тогда может превращаться из профессии в настоящее служение.

То же самое относится и к делу врачевания. И если я о чем-то жалею в своей жизни, так это о том, что не получила медицинского образования. Теперь я понимаю, что не всякий врач обязан не бояться крови. А вот всякий служитель Церкви обязан бы знать, что у людей бывают болезни не только телесные и духовные, но и душевные. И Промысл Божий одарил меня знакомством и познавательным общением с удивительными специалистами, настоящими светилами медицины.

Освоить нотную грамоту и самостоятельно петь свою партию я, правда, так и не смогла, но низкий мой голос весьма ценился в женском хоре, и за ведущими я пела уверенно. А как чтецу мне долгое время было мало равных - на приезды Патриарха всегда ставили читать меня. Даже и теперь, когда голос почти пропал, я все же бываю порою полезной на клиросе. Многие годы несла еще и послушание уставщика - в монастырях не регент, а уставщик отвечает за чинность и благообразие богослужения...

Как мог отец Кирилл все эти возможности и способности увидеть тогда, за те десять минут разговора и тридцать секунд молчания? Такого не объяснишь ни опытом жизни, ни умом, ни проницательностью. Такие вещи случаются только по откровению - когда Бог нечто открывает Своим избранникам. И это чудо случилось тогда на моих глазах в крохотной приемной комнатушке старца Кирилла. Но я ничего не поняла.

Мне и после доводилось попадать к батюшке, раз шесть или семь за жизнь. Это были уже сознательные посещения, и плоды их были самые удивительные. Утешение, когда кажется, что скорбь растоптала душу безвозвратно; умиротворение, когда обиды рвут на весовой лоскут...

А теперь отца Кирилла нет.

Смирение отца Кирилла было удивительным

Запомнилось с первого посещения, что батюшка имел какую-то сугубо крестьянскую внешность, какими, по описаниям, представляются русские крестьяне начала XX века. Невысокий, сухощавый, с тяжелыми натруженными руками. К тому времени, как я попала к нему в первый раз, он был уже довольно стареньким и ветхим. Тяжелых послушаний ему уже, конечно, не поручали, но было очевидно, что в молодости и зрелости этот человек трудился много и даже надрывно.

Потом я услышала множество живописных описаний тех подвигов, которые батюшка совершил на войне. Большинство их выдумали благоговейные почитатели старца. Как водится, люди не видели настоящего подвига войны в этих натруженных руках, в безнадежно застуженных легких, в больном сердце - не видели, а потому придумывали красивые сказки.

Сам батюшка ни о наградах, ни о подвигах не рассказывал. Говорили, что по обету. Когда в 1946-м году он поступал в семинарию, то, чтобы не получить дополнительных препятствий от уполномоченных, скрыл свои награды. Впрочем, может быть, это тоже мифы... Но смирение отца Кирилла было удивительным, и никаким мифам о его смирении не дотянуться даже до подножия его истинной высоты.

Всю жизнь он был немощным, и к смерти его приговаривали раз пятьсот... Но он жил и жил

И вроде как всю жизнь он был немощным, и из больниц не выходил месяцами, и к смерти его приговаривали за последние 40 лет раз пятьсот... Но он жил и жил...

Войну прошел - на переднем крае три года, легкие застудил уже в окопах Сталинграда, ранения, обморожения, контузии. А после войны - бандеровские леса, похороны товарищей, замученных этим зверьем. Потом - голодные послевоенные годы, беспощадное давление советской власти, травля в газетах. И монашеские труды, и бесчисленный поток страждущего народа...

Последние 13 лет, прикованный к постели, батюшка почти не говорил - каждое слово давалось ему с безмерным усилием. А люди прикладывали все старания, чтобы попасть к нему и просто постоять рядом! Молча постоять. И уйти обновленными и утешенными. Такова сила святости. И вся православная Россия умоляла Господа подольше оставить такого светильника на земле.

Батюшка всю жизнь болел и не щадил себя. А умер на 98-м году жизни.

Умер... отец Кирилл (Павлов) умер... трудно было поверить.

Ушла целая эпоха.

Судьбы Божии

Ничего удивительного, что люди, воцерковившиеся в этом веке, часто не знают про отца Кирилла. Еще до того, как слег с инсультом, он был очень немощный, и попасть к нему было непросто. Если в начале 1991 года я попала к батюшке «в порядке общей очереди», то уже с середины 1990-х двери к старцу относительно просто открывались лишь для тех, кто был тяжело обременен церковными должностями и, как правило, давно окормлялся у батюшки.

Правда, и этой категории людей поток был бесчисленный. Неудивительно, что на отпевание старца одних только архиереев съехалось несколько десятков - все это люди, которых духовно окормлял отец Кирилл.

Но, в общем-то, могли попасть к батюшке и «рядовые» верующие - когда Господь судил им быть утешенными в тяжелых испытаниях.

Моя подруга попала к батюшке летом 1995 года совершеннейшим чудом. Она пережила ужасное разочарование в священнике, к которому вся ее семья самым благоговейным образом обращалась целых пять лет. И вот они буквально носом ткнулись в самое циничное неверие «духовника» в его самых безнравственных следствиях... Тут уже елейные рассуждения о вражьей клевете, которые так любят восторженные церковные тетушки, стали совсем неуместны. И девушка задрожала на грани отчаяния...

В то время мы заканчивали Богословский институт (сейчас ПСТГУ), и она еще работала медсестрой в Первой градской больнице от Свято-Димитриевского сестричества.

И вот на каких-то «сутках» заведующая отделением говорит, что надо сопроводить больного в «Пироговку». Никому особо не хотелось мотаться по Москве в жару; все быстренько отвернулись и прикинулись глухими. А Нина осталась стоять перед заведующей, по обычной своей медлительности и робости.

Накануне она поехала к игумену Лонгину (ныне митрополит Саратовский) на Лаврское подворье - в полной уверенности, что он расскажет, как попасть к отцу Кириллу. Он, действительно, встретился сразу на пороге подворья и сказал, что к отцу Кириллу не попасть - он лежит в Пироговской больнице, в палате номер N. Она еще подумала, что за ребус: «Не попадешь, но вот тебе все координаты».

А тут, уже в машине «Скорой», до нее дошло, что она едет в Пироговскую больницу. С сиреной и мигалками.

Но было ясно, что ни сирена, ни мигалки не помогут попасть в палату отца Кирилла: в больницах давно появились охранники, на этаже, где лежал батюшка, был еще отдельный пост, а в палате со старцем жил келейник - и нянька, и санитар, и секретарь, и дополнительное препятствие для неуемных посетителей.

Сдав в «Пироговке» больного, Нина исполнилась отчаянной решимости и спросила водителя: «Подождете?» Он ответил: «Да мне голову оторвут!» Тогда ведь пробок почти не было, списать сильное опоздание было не на что.

Нина махнула рукой и говорит:

Ладно, езжайте... доберусь как-нибудь.

А как?! Она стояла во дворе больницы в форме сестры милосердия, денег не было даже на трамвай, а добираться предстояло через громадный город. Да и начальство расценит ее отсутствие как прямой прогул!

Но понять ее можно легко - когда душа в таких страданиях, то ради облегчения от них человек готов поступаться удобствами...

Она пошла по больнице, и ее ни разу не остановили. Хотя форма была необычная для «Пироговки», но охранники и персонал скользили взглядом по красному крестику на косынке и отводили глаза - будто видели его всю жизнь.

На стук из палаты вышел келейник и спросил, кто она и как здесь оказалась.

Не трогай её, у нее свои пути. Пусть подождет.

Отец Кирилл позвал Нину, и 40 минут они говорили о том, что ее волновало

Дверь закрыли. Какое-то время оттуда было слышно, как монахи пели канон Божией Матери. Потом отец Кирилл позвал Нину, поставил ей стул, и 40 минут они говорили о том, что ее волновало.

Келейник за спиной батюшки несколько раз демонстративно вытягивал руку и размашисто тыкал пальцем в циферблат наручных часов. В его обязанности входило гонять непрошеных гостей, прорвавшихся к палате разными правдами и неправдами. Батюшка был болен, люди же бесцеремонно требовали нянчиться с их нередко мелкими дрязгами.

Но тут старец, казалось, не хотел отпускать посетительницу - говорил много ласковых слов, похвалил форму сестер милосердия... И постепенно весь груз с души бедной девочки слетел и сгинул. Страшно, конечно, когда тот, кто, казалось, вел тебя ко Христу, продал Его с циничной ухмылкой. Но вот сидит человек, который не просто предан Христу, но с кем Христос тут, совсем рядом - просто чувствуешь Его присутствие! Даже и слова-то никакие, по большому счету, не нужны.

Она вышла во двор больницы, не чувствуя под собой земли. Выпорхнула. Готова была так же пройти через весь город: в медицинском халате и пешком. А во дворе их водитель как раз заводил машину - чем-то его задержали. Ошалевшая от такого стечения обстоятельств, она запрыгнула в «Скорую» за секунду до отправления. Душу распирало от страха и изумления.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Абсцесс бартолиновой железы
Как выполняется рентген органов малого таза?
Синдром парацентральной дольки