Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Источники права международной безопасности. Принципы права международной безопасности Право международной безопасности является права

Безопасности входит в отрасль современных отношений между странами. Под ними подразумеваются нормы и принципы, которые регулируют взаимоотношения между государствами. Цели просты, понятны и очень важны для человечества - предотвращение локальных военных и силовых конфликтов и повторения глобальной мировой войны.

Круг регламентирующих отношений

Права международной безопасности выделяют следующие виды взаимоотношений:

  • Взаимодействия с целью предотвращения военных и силовых конфликтов. Сюда также относится международное посредничество для «охлаждения» противоборствующих сил.
  • Взаимодействия, связанные с созданием международных систем коллективной безопасности.
  • Отношения по ограничению различных видов вооружения.

Основные принципы

Система международных отношений как отдельная правовая система имеет свои правила:

  • Принцип равенства. Под ним подразумевается, что государство как субъект международного права имеет одинаковые права с другими странами. Знаменитая речь президента России В. В. Путина на международной конференции по безопасности в Мюнхене в 2006 году показательна в этом плане. Именно тогда глава российского государства во всеуслышание заявил, что данный принцип часто нарушается Соединенными Штатами Америки. Эта страна в одностороннем порядке не считается с другими независимыми государствами. Может разорвать все имеющиеся договоренности и на правах силы начать военные действия с более слабыми в военном отношении государствами. До этого все признавали нарушение принципа равенства, но никто открыто не заявлял об этом. Само по себе государство как субъект международного права не обладает равными правами с более развитыми в экономическом и военном плане странами. Нужны инструменты для реализации данного принципа. Только эффективная система международных отношений позволит защитить такие страны и предотвратить напряженную ситуацию.
  • Принцип недопустимости нанесения ущерба другому государству. Сводится к тому, что национальная и международная безопасность ставится под угрозу от целенаправленных разрушительных действий субъекта международного права. Ни одно государство не может применять военную силу в отношении другого без согласия и одобрения мировой общественности.

международной безопасности

Перечислим только основные, поскольку в мире их множество. Любое двустороннее соглашение между государствами в данной сфере подпадает под понятие «источник права международной безопасности». Но из основных выделяют следующие документы:

  • Устав ООН. как раз и была создана после Второй Мировой войны с целью предотвратить конфликты и решать все противоречия дипломатическим (мирным) путем. Сюда же можно отнести и Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Например, «О неприменении силы в международных отношениях и запрещении применения ядерного оружия» и другие.
  • Международные договоры, которые условно подразделяются на несколько групп: удерживающие гонку ядерных вооружений и запрещающие их испытания на каком-либо пространстве; ограничивающие наращивание любых видов вооружения; запрещающие создание и распространение определенных видов вооружения; предотвращающие случайно возникающие войны.
  • региональных организаций и военно-политических блоков (ОКБ, НАТО, ОБСЕ, СНГ).

Неэффективное обеспечение международной безопасности

Результаты провала коллективных договоренностей - военные действия. Юридически они имеют определение.

Война - взаимодействие независимых государств, при котором между ними происходят силовые (разрушительные) действия. При этом все дипломатические связи и ранние договоренности отменяются.

Юридический статус войны

Может происходить только между независимыми, то есть общепризнанными странами. Они обязательно должны иметь статус суверенитета: определять направления внутренней и внешней политики. Отсюда следует, что боевые действия против непризнанных, террористических, а также иных организаций и группировок, не имеющих статуса отдельного субъекта международного права, войной не считаются.

Виды конфликтов с точки зрения международного права

Юридически подразделяются на две категории:

  • Санкционированные. То есть законные. Такой статус в современном мире дает только Совет Безопасности ООН, состоящий из представителей нескольких государств. Россия как правопреемница СССР является постоянным членом и может наложить «право вето» на любое решение.
  • Неправомерная. Не одобрена СБ ООН, а значит, незаконная с точки зрения общемировых норм, из которых образована система коллективной безопасности

Как правило, государство, которое развязало несанкционированную войну, признают агрессором. Такая страна автоматически считается угрозой всему мировому сообществу. С ней прекращают все дипломатические, экономические и другие связи. Государство-агрессор становится изгоем в мировой политике. Остальные субъекты международного права прекращают сотрудничество с ним, чтобы также не попасть под всевозможные санкции. В истории было много подобных случаев. Например, Ирак, совершив агрессию против Кувейта. Или Иран, отказавшийся по решению СБ ООН пустить международных специалистов по ядерной энергетике на свою территорию. Также КНДР, которая с 1950 года до сих юридически находится в состоянии войны с Южной Кореей и т. д. Но были случаи, когда военные действия были несанкционированными СБ ООН, а страны-агрессоры не имели абсолютно никаких негативных последствий. Наоборот, они даже экономически выиграли от таких действий. Эти примеры касаются США, которая совершила нападение на Ирак вразрез с резолюцией ООН. Израиль, нанесший военный удар по Ливии. Это как раз говорит о том, что система коллективной безопасности несовершенна. В мире существует политика двойных стандартов, когда за совершение одного и то же действия разные субъекты международного права имели совершенно противоположные последствия. Именно это свидетельствует о нарушении принципа равенства в системе коллективной безопасности, что приводит к эскалации конфликтов, к разговорам с позиции силы.

«Цивилизационное» ведение войны

Война по своей природе ужасна и недопустима. Она прекрасна для того, кто никогда ее не видел. Но, несмотря на всю жестокость ведения войны, человечество договорилось вести ее «цивилизационными» методами, если, конечно, санкционированное массовое убийство можно так назвать. Эти методы впервые были приняты на Гаагской конвенции в 1907 году. Специалисты уже тогда предвещали массовые бойни мировых войн, которые будут нарушать все принципы международного права.

Новые правила войны

По Гаагской конвенции произошли серьезные юридические изменения способа ведения войны:

  • Обязательное открытое, дипломатическое объявление войны и мира между странами.
  • Ведение боевых действий только «разрешенными» видами вооружений. С развитием технологий под запрет попадают все новые и новые средства. Сегодня это ядерное, водородное, бактериологическое, химическое оружие, кассетные бомбы, разрывные и со смещенным центром тяжести пули и другие виды оружия, которые вызывают запредельные страдания и массовое уничтожение мирного населения.
  • Введение статуса военнопленного.
  • Защита парламентеров, медиков, переводчиков, юристов и других специалистов, которые не должны быть подвергнуты угрозе уничтожения.

Право международной безопасности представляет собой систему принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств и других субъектов международного права в целях предотвращения применения военной силы, борьбы с международным терроризмом, ограничения и сокращения вооружений, установления доверия и международного контроля.

Как любая отрасль международного права, право международной безопасности опирается на общие принципы современного международного права, среди которых особое значение имеют принцип неприменения силы или угрозы силой, принцип мирного разрешения споров, принципы территориальной целостности и нерушимости границ, а также ряд отраслевых принципов, таких как принцип равенства и одинаковой безопасности, принцип ненанесения ущерба, безопасности государств. В совокупности они составляют юридическую основу права международной безопасности.

Как относительно новая отрасль современного международного права право международной безопасности обладает одной важной особенностью, заключающейся в том, что его принципы и нормы в процессе регулирования международных отношений тесно переплетаются с принципами и нормами всех других отраслей международного права, образуя, таким образом, вторичную правовую структуру, обслуживающую, по существу, всю систему современного международного права. Эта особенность дает основание говорить о том, что право международной безопасности является комплексной отраслью современного международного права.

Основным источником, регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, является Устав ООН (главы I, VI, VII). Поддержание международного мира и безопасности и принятие для этого эффективных коллективных мер - главные из целей ООН (ст. 1 Устава).

Принятые в рамках ООН резолюции Генеральной Ассамблеи, содержащие принципиально новые нормативные положения и ориентированные на конкретизацию предписаний Устава, также могут быть отнесены к категории политико-правовых источников права международной безопасности, например «О неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия» 1972 г., «Определение агрессии» 1974 г. или «О создании всеобъемлющей системы международного мира и безопасности» 1986 г. и «Всеобъемлющий подход к укреплению международного мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН» 1988 г. и др.

Важное место в комплексе источников права международной безопасности занимают взаимосвязанные многосторонние и двусторонние договоры, регламентирующие правовые аспекты обеспечения мира. Эти договоры касаются нераспространения ядерного, химического, бактериологического и иного оружия массового уничтожения; создания безъядерных зон (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г., Договор о безъядерной зоне южной части Тихого океана 1985 г. и др.); договоры, запрещающие испытания ядерного оружия в отдельных регионах Земли или враждебное использование средств воздействия на окружающую среду; договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны (Соглашение об уведомлениях запусков межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок 1988 г. и др.); договоры, направленные на предотвращение и пресечение международного терроризма.

Какого-либо единого документа, координирующего данную отрасль права, нет. Нет и необходимости его принятия, ибо современное международное право целиком направлено на предотвращение войны.

В XXI в. под национальной безопасностью уже недостаточно понимать лишь физическую и морально-политическую способность государства защитить себя от внешних источников угрозы своего существования, поскольку обеспечение национальной безопасности оказалось в диалектической взаимозависимости с международной безопасностью, с поддержанием и упрочением всеобщего мира.

Введение

1. Понятие права международной безопасности

1.1. Специальные принципы международной безопасности

1.2. Всеобщая система коллективной безопасности

1.3. Региональные системы коллективной безопасности

2. Меры доверия

2.1. Нейтралитет и его роль в поддержании международного мира и безопасности

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Тема данной работы «право международной безопасности» выбрано мною не случайно, на мой взгляд, она является наиактуальнейшей на сегодняшний день. Объяснить это можно динамично развивающейся политической обстановкой на международной арене.

Задача обеспечения международной безопасности в конечном итоге сводится к решению проблем, связанных с выработкой и реализацией политико-правовых средств предотвращения войн и вооруженных конфликтов, поддержания или восстановления международного мира. В самом широком плане весь нормативный материал современного международного права направлен на решение этих проблем. В более узком смысле решению задачи обеспечения мира служат нормы права международной безопасности, основное назначение которых так или иначе связано с реализацией принципа неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях.

Так, в теории и практике международных отношений не существует какой-то единой концепции безопасности. Выделяют, в частности, такие её разновидности, как «национальная безопасность», «глобальная безопасность», «всеобщая безопасность», «международная безопасность» и др. Каждая из них подразумевает охват особого комплекса социальных отношений, имеет различные исторические, идейно-политические и правовые истоки.


1. Понятие права международной безопасности

Одной из важнейших целей мирового сообщества является обеспечение международной безопасности. Под международной безопасностью понимается такое состояние международных отношений, при котором исключаются угрозы миру, нарушение мира и акты агрессии в какой бы то ни было форме, а отношения между государствами строятся на нормах и общепризнанных принципах международного права.

В соответствии со ст. 1 Устава ООН одной из важнейших целей этой организации является поддержание международного мира и безопасности и принятие с этой целью эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и осуществление мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживания или разрешения международных споров или ситуаций, которые могут привести нарушению мира.

Особая роль в обеспечении международной безопасности принадлежит международному праву. В настоящее время в международном праве сложилась относительно самостоятельная отрасль – право международной безопасности, которая является подсистемой в рамках целостной, единой системы международного права.

Нормы права международной безопасности закреплены во многих международно-правовых актах, прежде всего - в Уставе ООН, уставах региональных организаций коллективной безопасное, договорах о разоружении, ограничении вооруженных сил, соглашениях о мерах доверия и ряде других.

Ядро отрасли права международной безопасности составляют основные принципы международного права, такие, как неприменение силы и угрозы силой, невмешательство во внутренние дела, и другие. В то же время в праве международной безопасности имеются и свои специальные принципы - принцип равной безопасности и принцип ненанесения ущерба безопасности государств.

Установленные международным правом средства обеспечения международной безопасности можно разделить на следующие группы:

б) по роли в обеспечении международной безопасности;

в) по сфере применения (в пределах территории одного государства, в пределах региона, в масштабах всего мира).

Существует широкий комплекс международно-правовых средств обеспечения международной безопасности. Он включает в себя частности:

мирные средства разрешения международных споров;

системы коллективной безопасности (универсальную и региональные);

меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению;

неприсоединение и нейтралитет;

меры доверия.

Одной из самых важных мер поддержания международного мира является система коллективной безопасности. С точки зрения международного права, коллективная безопасность представляет собой совокупность совместных мероприятий государств и международных организаций по предотвращению и устранению угрозы международному миру и безопасности и пресечению актов агрессии и других нарушений мира. Юридически система международной безопасности оформлена международными договорами.

Различают всеобщую и региональные системы коллективной безопасности.

Всеобщая (универсальная) система коллективной безопасности предусмотрена Уставом ООН и предусматривает следующие меры:

средства мирного разрешения международных споров;

меры по обеспечению мира с использованием региональных организаций безопасности;

временные меры по пресечению нарушений международного мира и безопасности;

принудительные меры в отношении государств-нарушителей без использования вооруженных сил;

принудительные меры в отношении государств-агрессоров с использованием вооруженных сил.

Региональные системы коллективной безопасности создаются в соответствии с гл. VIII Устава ООН «Региональные соглашения». Устав ООН ни в коей мере не препятствует существованию региональных соглашений или органов для разрешения таких вопросов, как поддержание международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий, при условии, что такие соглашения или органы и их деятельность совместимы с целями и принципами ООН. Государства, заключившие такие соглашения или составляющие такие органы, должны прилагать все свои усилия для достижения мирного разрешения местных споров при помощи таких региональных соглашений или таких региональных органов до передачи этих споров в Совет Безопасности ООН.

1.1. Специальные принципы международной безопасности

Основополагающими принципами международной безопасности являются принцип равной безопасности и принцип ненанесения ущерба безопасности государств.

Указанные принципы нашли свое отражение в Уставе ООН. Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 2734 (XXV), Декларации об укреплении международной безопасности от 16 декабря 1970 г., Декларации об усилении эффективности принципа отказ от угрозы силой или ее применения в международных отношений (18 ноября 1987 г.), Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН50/6, Декларации по случаю пятидесятой годовщины Организации Объединенных Наций от 24 октября 1995 г., Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г. и других международно-правовых документах.

Так, в соответствии с Уставом ООН все члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами таким чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость, воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом несовместимым с целями Организации Объединенных Наций.

Принципы международной безопасности нашли свое отражение и в Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях (18 ноября 1987 г.). В соответствии с Декларацией каждое государство обязано воздерживаться в своих международных (отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, а также от любых других действий, несовместимых с целями Организации Объединенных Наций. Такая угроза силой или ее применение являются нарушением международного права и Устава ООН и влекут за собой международную ответственность. Принцип отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях является универсальным по с характеру и обязательным, независимо от политической, экономической, социальной или культурной системы или союзнических отношений каждого государства. Никакие соображения не могут использоваться в качестве оправдания угрозы силой или ее применения в нарушение Устава.

Государства обязаны не побуждать, не поощрять и не оказывать содействия другим государствам в применении силы или угрозы силой в нарушение Устава.

В силу принципа равноправия и самоопределения, воплощенного в Уставе, все народы имеют право свободно определять, без вмешательства извне, свой политический статус и осуществлять экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава. Государства, должны выполнять возложенные на них в соответствии с международным правом обязательства воздерживаться от организации, подстрекательства, пособничества или участия в полувоенных, террористических или подрывных действиях, включая действия наемников, в других государства от потворствования организованной деятельности, направленной на совершение таких действий, в пределах своей территории.

Государства обязаны воздерживаться от вооруженного вмешательства и всех других форм вмешательства или попыток угрозы направленных против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ. Ни одно государство не должно применять или поощрять применение экономических, политических или каких-либо других мер с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от этого каких бы то ни было преимуществ. В соответствии с целями и принципами ООН государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн.

Ни приобретение территории в результате угрозы силой или ее применения, ни какая бы то ни было оккупация территории в результате угрозы силой или ее применения в нарушение международного права не будут признаваться в качестве законного приобретения или оккупации.

Все государства - члены мирового сообщества призваны прилагать усилия к тому, чтобы строить свои международные отношения на основе взаимопонимания, доверия, уважения и сотрудничества. В параметрах сказанного ставится цель развивать двустороннее и региональное сотрудничество как одно из важных средств усиления эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях.

В рамках установленных критериев должного поведения государства руководствуются своей приверженностью принципу мирного разрешения споров, который неразрывно связан с принципом отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях. Государства, являющиеся сторонами в международных спорах, должны разрешать свои споры исключительно мирным средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. С этой целью они и пользуют такие средства, как переговоры, расследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям или иные мирные средства по своему выбору, включая добрые услуги.

В развитие своих обязательств по Уставу ООН государства принимают эффективные меры, с тем, чтобы предотвратить угрозу любых вооруженных конфликтов, включая конфликты, в которых может быть применено ядерное оружие, предотвратить гонкувооружений в космическом пространстве и остановить и повернуть вспять гонку вооружений на Земле, снизить уровень военного противостояния и укрепить глобальную стабильность.

В развитие заявленной приверженности делу укрепления законности и правопорядка государства осуществляют сотрудничество на двустороннем, региональном и международном уровнях в целях:

предотвращения международного терроризма и борьбы с ним;

активного содействия устранению причин, лежащих в основе международного терроризма.

В порядке обеспечения высокого уровня доверия и взаимопонимания государства добиваются принятия конкретных мер и ее создания благоприятных условий в области международных экономических отношений с целью достижения международного мира, безопасности и справедливости. При этом учитывают заинтересованность всех стран в сокращении разрыва в уровнях экономического развития, и в частности интересы развивающихся стран всем мире.

Принципы международной безопасности были закреплены вДекларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. Так, в соответствии с Декларацией каждое государство в своих международных отношений обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения к против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями ООН. Такая угроза силой или её применение являются нарушением международного права и УставаООН; они никогда не должны применяться в качестве среде урегулирования международных вопросов.

Агрессивная война является преступлением против мира, которое влечет ответственность по международному праву.

В соответствии с целями и принципами ООН государства обязано воздерживаться от пропаганды агрессивных войн. Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров ивопросов, касающихся государственных границ. Равным образом каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или применения с целью нарушения международных демаркационных линий, таких, как линии перемирия, установленных или соответствующих международному соглашению, стороной которого является данное государство, или которое это государство обязано соблюдать на каком-либо ином основании. Ничто в вышесказанном не должно толковаться как наносящее ущерб позициям заинтересованных сторон в отношении статуса и последствий установления таких линий согласно их особым режимам или как нарушающее их временный характер.

Государства обязаны воздерживаться от актов репрессалий связанных с применением силы. Каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится в конкретизации принципов равноправия и самоопределения, их права на самоопределение, свободу инезависимость. Каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства.

Каждое государство обязано воздерживаться от организации, подстрекательства, оказания помощи или участия в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или от потворствования организационной деятельности в пределах собственной территории, направленной на совершение таких актов, в том случае, когда акты связаны с угрозой силой или ее применением. Территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава. Территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными. Ничто в вышесказанном не должно толковаться как нарушающее:

а) положения Устава или любое международное соглашение заключенное до принятия Устава и имеющее юридическую силу соответствии с международным правом; или

б) полномочия Совета Безопасности в соответствии с Уставом.
Все государства должны добросовестно вести переговоры с целью скорейшего заключения универсального договора о всеобщем и полном разоружении под эффективным международным контролем и стремиться принимать соответствующие меры для ослабления международной напряженности и укрепления доверия между государствами.

Все государства должны на основе общепризнанных принципов и норм международного права добросовестно выполнять свои обязательства в отношении поддержания международного мира и безопасности и стремиться к повышению эффективности, основывающейся на Уставе системы безопасности Организации Объединенных Наций.

Ничто в параметрах сказанного не должно толковаться как расширение или ограничение каким-либо образом пределов действия положений Устава, касающихся тех случаев, когда применение силы является законным.

Государства разрешают свои международные спорымирными средствамитаким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость. Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государства мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость.

Государства должны, поэтому стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитраж судебного разбирательства, обращения к региональным органе или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору. В поисках такого урегулирования стороны должны согласовывать такие мирные средства, которые соответствовали и обстоятельствам и характеру спора.

Стороны в споре обязаны в случае, если они не достигнут разрешения спора одним из вышеупомянутых мирных средств, продолжать стремиться к урегулированию спора другими согласованными между ними мирными средствами.

Государства, являющиеся сторонами в международном спор также другие государства должны воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение настолько, что подвергнут

угрозе поддержание международного мира и безопасности, и должны действовать в соответствии с целями и принципами ООН.

Международные споры разрешаются на основе суверенного равенства государств и в соответствии с принципом свободного выбора средств мирного разрешения споров. Применение процедуры урегулирования спора или согласие на такую процедуру, о которой было свободно достигнуто соглашение между государствами отношении существующих или будущих споров, в которых они являются сторонами, не должно рассматриваться несовместимым принципом суверенного равенства.

Государства обязаны не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства. Ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства. Вследствие этого вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства или всякие угрозы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права.

Ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических мер или мер любого иного характера с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от него каких бы то ни было преимуществ. Ни одно государство не должно также организовывать, помогать, разжигать, финансировать, поощрять или допускать вооруженную, подрывную или террористическую деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве.

Применение силы для лишения народов формы их национального существования является нарушением их неотъемлемых прав и принципа невмешательства.

Каждое государство имеет неотъемлемое право выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства.

Важным является и закрепленный в данной Декларации принцип суверенного равенства государств, в том числе и в сфере безопасности. Все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо о различий экономического, социального, политического или иного характера.

В частности, понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

государства юридически равны;

каждое государство пользуется правами, присущими полномусуверенитету;

каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

территориальная целостность иполитическая независимо государства неприкосновенны;

каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

1.2. Всеобщая система коллективной безопасности

Основным инструментом для сохранения мира и предупреждения возникновения войн является всеобщая система коллективной безопасности, предусмотренная Уставом ООН. Устав закрепляет основы современного мирового правопорядка, принципы взаимоотношений государств на международной арене и предусматривает целый комплекс мер по сохранению международного мира пресечению актов агрессии. В их числе:

· средства мирного разрешения международных споров;

· меры по обеспечению мира с использованием регионалы организаций безопасности;

· принудительные меры в отношении государств-нарушителей без использования вооруженных сил;

· принудительные меры в отношении государств-агрессоров с использованием вооруженных сил.

Одним из важнейших элементов всеобщей системы коллективной безопасности является мирное разрешение международных споров, которое определяется гл. VI Устава ООН «Мирное разрешение споров». В соответствии с данной главой Устава ООН стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности должны, прежде всего, стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, или иными мирными средствами по своему выбору. Совет Безопасности ООН, когда он считает это необходимым, требует от сторон разрешения их спора при помощи таких средств. Он уполномочивается расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности.

Кроме того, любой член ООН о любом споре может довести до сведения Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи. Государство, которое не является членом Организации, также может довести до сведения Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи о любом споре, в котором оно является стороной, если оно примет на себя заранее в отношении этого спора обязательства мирного разрешения споров.

В соответствии с Уставом ООН для обеспечения международного мира могут быть применены меры с использованием региональных организаций безопасности. В соответствии со ст. 53 Устава Совета Безопасности ООН использует, где это уместно, такие региональные соглашения или органы для принудительных действий под его руководством. Однако региональные организации не могут применять никакие принудительные действия без полномочий от Совета Безопасности, за исключением мер, связанных с отражением вооруженного нападения на одно из государств - участников региональной системы коллективной безопасности.

Важным элементом всеобщей системы коллективной безопасности являются также действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии, предусмотренные гл. VII Устава ООН.

Так, Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Чтобы предотвратить ухудшение ситуации, Совет Безопасности уполномочивается, прежде чем сделать рекомендации или решить о принятии мер, потребовать от заинтересованных сторон выполнения тех временных мер, которые он найдет необходимыми или желательными. Такие временные меры не должны наносить ущерба правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон. Совет Безопасности должным образом учитывает невыполнение этих временных мер.

Совет Безопасности уполномочивается решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и он может потребовать от

членов Организации применения этих мер. Эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.

Если Совет Безопасности сочтет, что указанные меры могут оказаться недостаточными или уже оказались недостаточными, он уполномочивается предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов Организации. Все члены Организации, для того чтобы внести свой вклад в дело поддержания международного мира и безопасности, обязуются предоставлять в распоряжение Совета Безопасности по его требованию и в соответствии с особым соглашением или соглашениями необходимые для поддержания международного мира и безопасности вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания, включая право прохода. Так соглашение или соглашения определяют численность и род войск, степень их готовности и их общее расположение и характер предоставляемых средств обслуживания и помощи.

Планы применения вооруженных сил составляются Совете Безопасности с помощью Военно-Штабного Комитета, который создается для того, чтобы давать советы и оказывать помощь Coвету Безопасности по всем вопросам, относящимся к военным потребностям Совета Безопасности в деле поддержания международного мира и безопасности, к использованию войск, предоставленных в его распоряжение, и к командованию ими, а также Регулированию вооружений и к возможному разоружению. Военно-Штабной Комитет состоит из начальников штабов постоянных членов Совета Безопасности или их представителей. Любой член Организации, не представленный постоянно в Комитете, приглашается Комитетом сотрудничать с ним, если эффективное осуществление обязанностей Комитета требует участия этого члена Организации в работе Комитета. Военно-Штабной Комитет, находясь в подчинении Совета Безопасности, несет ответственность за стратегическое руководство любыми вооруженными силами, предоставленными в распоряжение Совета Безопасности. Вопросы, относящиеся к командованию такими силами, должны быть разработаны позднее.

Устав ООН не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на члена Организации, до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. Меры, принятые членами Организации при осуществлении этого права на самооборону, должны быть немедленно сообщены Совету Безопасности и никоим образом не должны затрагивать полномочий и ответственности Совета Безопасности, в соответствии с настоящим Уставом, в отношении принятия в любое время таких действий, какие он сочтет необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

1.3. Региональные системы коллективной безопасности

Создание и деятельность региональных систем коллективной безопасности определяется гл. VIII Устава ООН «Региональные соглашения», документами этих организаций и другими международно-правовыми документами.

В соответствии с Уставом ООН члены региональной организации, заключившие такие соглашения или составляющие такие органы, должны приложить все свои усилия для достижения мирного разрешения местных споров при помощи таких региональных соглашений или таких региональных органов до передачи этих споров в Совет Безопасности. Совет Безопасности должен поощрять развитие применения мирного разрешения местных споров при помощи таких региональных соглашений или региональных органов либо инициативе заинтересованных государств, либо по своей собственной инициативе.

Совет Безопасности должен быть всегда полностью информировано действиях, предпринятых или намечаемых в силу региональных соглашений или региональными органами, для поддержания международного мира и безопасности.

Региональные системы коллективной безопасности характеризуются следующими чертами:

· закрепляется обязательство участников договора решать споры между собой исключительно мирными средствами;

· предусматривается обязанность участников оказывать индивидуальную или коллективную помощь государству, подвергшемуся вооруженному нападению извне;

· о принятых мерах коллективной обороны немедленно извещается Совет Безопасности ООН;

· в договоре участвуют, как правило, государства одного региона, а сам договор действует в пределах заранее определенного района, указанного в соглашении сторон;

· принятие новых государств в установленную договором систему безопасности возможно лишь с согласия всех ее участников.

К региональным системам коллективной безопасности относятся:

1) Система коллективной безопасности в рамках СНГ

В соответствии с Договором о коллективной безопасности 1992 г. Соглашением об утверждении Положения о Совете коллективной безопасности 1992 г. (участвуют Армения, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, Узбекистан) в рамках СНГ учрежден Совет коллективной безопасности. Место пребывания Совета - Москва.

В состав Совета входят главы государств-участников и Главнокомандующий ОВСС. Решением Совета назначается Генеральный секретарь Совета, а также Главнокомандующий вооруженными силами государств - участников Договора.

Совет, в частности, устанавливает и предпринимает меры, которые он найдет необходимыми для поддержания или восстановления мира и безопасности. О таких мерах немедленно извещается Совету Безопасности ООН.

В рамках СНГ созданы также Объединенные вооруженные силы Содружества - войска, силы и органы управления ими, выделенные из вооруженных сил государств Содружества и оперативно подчиненные Главному командованию ОВСС, однако остающиеся непосредственном подчинении органов военного управления своих государств.

Уставом СНГ предусматривается, что в случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности одного или нескольких государств-членов либо международному миру и безопасности члены Содружества осуществляют взаимные консультации для принятия мер, по устранению возникшей угрозы включая миротворческие операции и использование, вооруженные сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону по ст. 51 Устава ООН. Решение о совместном использовании вооруженных сил принимается Советом глав государств или заинтересованными членами СНГ.

2) Организация американских государств

Организация американских государств (ОАГ) была создана на основании Межамериканского договора о взаимной помощи 1947г., Устава ОАГ 1948 г., Межамериканского договора о мирном разрешении международных споров 1948 г. В 60 -70-х гг. в Договор 1947 г. и Устав ОАГ были внесены существенные изменения.

Целями ОАГ являются достижение мира и безопасности на Американском континенте, укрепление солидарности и сотрудничества, защита территориальной целостности, организация совместные выступлений в случае агрессии, мирное разрешение споров.

Членом ОАГ может быть любое американское государство, ратифицировавшее его Устав. В настоящее время в ОАГ участвую все государства Америки, за исключением Канады и Кубы.

В соответствии со ст. 25 Устава ОАГ любая агрессия против одного из американских государств рассматривается как агрессия против всех остальных. Устав дает расширительный перечень случаев, когда государства вправе применять меры «законной коллективной самообороны»: если неприкосновенность или целостность территории, или суверенитет, или политическая независимость любого американского государства будет нарушена посредством вооруженного нападения или акта агрессии, или внутриконтинентального конфликта между американскими государствами, или в результате ситуации, которая может поставить под угрозу мир Америке.

В отличие от других региональных систем коллективной безопасности, Устав ОАГ не предусматривает обязанности ОАГ извещатьСовет Безопасности ООН о принятых мерах военного характера, что, как представляется, не согласуется с положениями Устава ООН.

Структура ОАГ более сложна, чем у других региональных организаций.

Высшим органом ОАГ является Генеральная ассамблея, в которой представлены все государства - члены ОАГ.

Для рассмотрения проблем срочного характера создано Консультативное совещание министров иностранных дел. При нем учрежден Консультативный комитет обороны для координации деятельности участников по вопросам военного сотрудничества.

В функции Совета ОАГ, состоящего из представителей государств - членов ОАГ, входит ознакомление со всеми межамериканскими договорами, заключаемыми государствами ОАГ, разработка проектов конвенций в рамках ОАГ, обеспечение работы т.н. Панамериканского Союза, оказание содействия связям с ООН и т.д.

Генеральный секретариат ОАГ (ранее - Панамериканский Союз) возглавляет Генеральный секретарь ОАГ, избираемый на пять лет.

Помимо главных органов в ОАГ существуют вспомогательные структуры: специализированные конференции и специализированные организации (межамериканская комиссия по правам человека, межамериканский юридический комитет и т. д.).

3) Северо-Атлантический договора (НАТО)

Северо-Атлантический договор был подписан в 1949 г. Первоначальными участниками НАТО являлись США, Великобритания, Франция, Италия и др., всего - 26 государств. В настоящее время в НАТО 16 членов.

Согласно положениям Северо-Атлантического договора (ст. 5 и 7), вооруженное нападение против одного или нескольких государств-участников будет рассматриваться как нападение против всех них; если такое нападение произойдет, каждый участник будет помогать стороне, подвергшейся нападению, всеми средствами, включая применение вооруженной силы. Нападение включает в себя вооруженное нападение, как на территории государств-членов, так и на их суда и самолеты в определенном районе.

О всяком таком нападении и всех принятых мерах немедленно сообщается Совету Безопасности ООН, который принимает меры для восстановления и поддержания международного мира и безопасности.

В соответствии с Договором создается Совет НАТО, в котором представлены все члены. Совет учреждает вспомогательные органы - Комитет обороны, Комитет начальников штабов и др. Вступить в НАТО, согласно положениям Договора, может любоедругое европейское государство, которое в состоянии проводить в жизнь принципы этого Договора, по соглашению всех сторон.

4) Договор об обороне Юго-Восточной Азии

Договор об обороне Юго-Восточной Азии был подписан в 1954 восемью государствами (США, Англия, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Пакистан, Таиланд, Филиппины). Согласно положениям Договора (ст. 4), в случае вооруженного нападения против одной из сторон в районе, охватываемом Договором, государства-участники обязаны оказывать индивидуальную и коллективную помощь в отражении агрессии в соответствии со своими конституционными положениями. При этом понятие «район охватываемый договором» включает все территории азиатских участников договора и район юго-западной части Тихого океана. О принятых мерах немедленно извещается Совет Безопасности ООН.

Для рассмотрения вопросов реализации положений договора создается Совет. Стать участником Договора можно с единодушного согласия всех его членов.


2. Меры доверия

Важную роль в предотвращении угрозы войны играет институт мер доверия. Меры доверия представляют собой систему организационно-правовых мероприятий, осуществляемых в целях снижения военной опасности и обеспечения доверия между государствами.

Действующая в Европе система мер доверия основана, прежде всего, на положениях документов СБСЕ и включает в себя как меры по обеспечению взаимодействия и связи между государствами, так и уведомление о военной деятельности, и направление наблюдателей на военные учения.

Хельсинкский Заключительный акт 1975 г. предусматривает осуществление следующих мер доверия между государствами СБСЕ:

· предварительное (за 21 день) уведомление о крупных военных учениях, в которых участвуют свыше 25 000 чел.;

· обмен наблюдателями на военных учениях;

· предварительное уведомление о крупных передвижениях войск.

Меры доверия, зафиксированные в Заключительном акте,усовершенствованы Итоговым документом Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружения в Европе 1986 г.

Документ, в частности, устанавливает:

предварительное (за 42 дня) уведомление об определенных видахвоенной деятельности (например, уведомлению подлежит военная деятельность, в которой участвуют свыше 13 000 чел., 300 танков, или 5000 десантников);

осуществление наблюдения и контроля за определенными видами военной деятельности. Государства приглашают наблюдателей из всех других участников за деятельностью, в которой участвуют свыше 17 000 военнослужащих или 5000 десантников. При этом наблюдателям во время выполнения их функций предоставляются дипломатические привилегии и иммунитеты, обязательный обмене ежегодными планами военной деятельности, подлежащей уведомлению;

запрет проводить деятельность, подлежащую уведомления не включенную в соответствующие планы;

обеспечение проверки соблюдения мер доверия. Государства СБСЕ вправе проводить по запросу инспекции в зоне применения мер доверия (но не более трех в год и не более одной от каждого участника).

Венские документы СБСЕ 1990 и 1992 гг. существенно расширили как перечень мер доверия, так сферу их применения и стоящее время система мер доверия включает в себя новые институты (инспекции на месте, технический контроль и т. д.).

2.1. Нейтралитет и его роль в поддержании международного мира и безопасности

Важным международно-правовым средством обеспечения международной безопасности является нейтралитет. В современных международных отношениях существуют следующие виды нейтралитета: постоянный, позитивный, традиционный и договорный.

Постоянный нейтралитет - это международно-правовой статус суверенного государства, в соответствии с которым оно обязано не участвовать в вооруженных конфликтах, не входить в военные союзы (блоки), не разрешать строительство военных баз иностранных государств на своей территории.

Целостность и неприкосновенность такого государства, с одной стороны, закрепляется внутригосударственными актами, с другой стороны, может гарантироваться международным договором, участниками которого являются другие государства.

Постоянно нейтральнымигосударствами являются, в частности, Швейцария и Австрия.

Позитивный нейтралитет (движение неприсоединения) предполагает неучастие в военных союзах государств, активное участие вборьбе за предотвращение войны, сохранение мира, за разоружение. Политику позитивного нейтралитета проводят около 100 государств Азии, Африки и Латинской Америки.

Движение неприсоединения руководствуется следующими принципами: обеспечение международного мира и безопасности, разрядка международной напряженности, прекращение гонки вооружений, перестройка международных экономических отношений на справедливых и демократических началах, установление нового международного информационного порядка.

Высшим форумом движения неприсоединения является Конференция глав государств и правительств неприсоединившихся стран, которая созывается один раз в три года. Реализация решений Конференции возложена на Координационное бюро, созданное в 1973 г. Члены бюро избираются на основе принципа представительства по регионам.

Традиционный нейтралитет- это не оформленный в международном договоре нейтралитет государства, но соблюдаемый им добровольно в течение длительного времени (например, Швеция). Основным признаком традиционного нейтралитета является то, что он выражает нейтральную позицию государства во время войны.

Традиционный нейтралитет отличается от постоянного тем, что постоянно нейтральное государство проводит нейтралитет, основанный на международном договоре, постоянно. Традиционный нейтралитет не связан с международно-правовыми обязательствами и может быть прекращен в одностороннем порядке в любой момент.

Договорный нейтралитет- это такой нейтралитет, при котором права и обязанности сторон определяются международным договором.

Так, в соответствии с Договором о согласии и сотрудничестве между Российской Федерацией и Канадой (Оттава, 19 июня 1992 г.) Российская Федерация и Канада соглашаются воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости друг друга и решать любые взаимные споры мирными средствами, используя для этого механизмы ООН, Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и другие международные соглашения, участниками которых являются. Если одна из сторон станет объектом вооруженной агрессии, другая сторона, в соответствии со своими договоренностями отношениями в области безопасности и обороны, не будет оказывать агрессору военную или любую другую помощь. Если одна сторона считает, что возникающая ситуация угрожает международному миру или жизненно важным интересам ее безопасности, то по ее просьбе будут проведены двусторонние консультации.


Заключение

В заключении, хочу так же осветить одну из ключевых проблем международной безопасности - разоружение. В настоящее время в международном праве сложился широкий комплекс норм по ограничению вооружений и разоружению. Основными направлениями международного сотрудничества в данной сфере являются:

· ядерное разоружение (Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (Москва, 5 августа 1963 г.), Договор о нераспространении ядерного оружия (Женева, 1 июля 1968 г.), Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний от 24 сентября 1996 г.;

· запрещение производства и ликвидация отдельных видов оружия (Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г., Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г.);

· ограничение отдельных видов оружия (Договор между СССР США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 г., Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1993 г.)

· ограничение территорий размещения некоторых видов оружия (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г., Договор о запрещении размещения на дне морей и океанови в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. идр.);

· ограничение и сокращение вооруженных сил (Договор об обычных вооруженных силах в Европе 1990 г.);

· демилитаризация и нейтрализация отдельных территорий (Антарктика - по Договору 1958 г.);

· меры общего характера по обеспечению безопасности (Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 г.).

Таким образом, международная безопасность является сложное политико-правовое понятие, имеющие конкретно-исторический характер. На процесс формирования в общественном правосознании представлений о средствах и методах обеспечения международной безопасности, военно-политическом и правовом содержании этого понятия, о характере взаимосвязи международной и национальной безопасности, а так же на соответствующую нормотворческую и правоприменительную деятельность государств в разные эпохи человеческой истории существенное воздействие оказывали результаты длительного и далеко не прямолинейного процесса осмысления проблем войны и мира, соотношения права и силы в международных отношениях.


Список используемой литературы

1. Устав Организации Объединенных Наций

2. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций,24октября 1970г.

5. Конституция Российской Федерации, 1993 г.

7. Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств - участников Содружества Независимых Государств, 15 апреля 1994 г.

8. Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, 16 ноября 1945 г.

11. Международное право: Учебник \ отв.ред. В.И.Кузнецов. – М:. Юристь 2005 – 672с.

12. Международное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп.- Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. 2006г. – 736с.

Право международной безопасности – это совокупность норм, регулирующих военно-политические отношения между субъектами международного права в целях предотвращения применения вооруженной силы, разоружения и ограничения вооружений. Международная безопасность основана на балансе интересов и может быть обеспечена только соблюдением этого баланса. Концепция международной безопасности изложена в Уставе ООН (ст. 39–51). Устав возложил на государства обязанность применять вооруженные силы только в общих интересах, т.е. закрепил принцип централизованного применения вооруженных сил. Право на индивидуальную и коллективную самооборону – это неотъемлемое право всех государств, но оно возможно только в ответ на агрессию. Право на самооборону представляет собой исключение из общего принципа централизованного применения силы.

Концепция всеобъемлющей безопасности основана на концепции глобального развития (выдвинута Независимой комиссией по вопросам разоружения и безопасности – Комиссия Пальме). Система коллективной безопасности по Уставу ООН не стала эффективной, поскольку военнополитическое противостояние Востока и Запада после Второй мировой войны заблокировало реальное осуществление ст. 39–51 Устава, предусматривающих создание Вооруженных сил ООН и наделяющих СБ ООН средствами воздействия на мировое сообщество. Право на коллективную самооборону привело к созданию двух противостоящих военных блоков – ОВД и НАТО.

Концепция всеобъемлющей безопасности основана на признании взаимозависимости всех государств и необходимости создать такой международно-правовой механизм, который являлся бы выражением приоритета общечеловеческих ценностей, обеспечивал верховенство права в политике. Окончание "холодной" войны, прекращение существования социалистического лагеря и ОВД сделали возможным выработать современную концепцию всеобъемлющей безопасности. Смысл этой концепции – необходима такая организация международных отношений, которая исключала бы возможность возникновения войны. Особенность концепции – ее комплексный подход: всеобъемлющий уровень мер, направленных на установление всеобщего мира, охват различных областей общественных отношений (экономических, культурных, экологических, гуманитарных, военных, политических).

Концепция всеобъемлющей безопасности выражена в специальных резолюциях ГА ООН о создании всеобщей системы мира и безопасности – Декларация ООН об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 г.; Декларация ООН о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о повышении роли ООН в этой области 1988 г.; Декларация об установлении фактов в области поддержания международного мира и безопасности 1991 г.; Декларация о совершенствовании сотрудничества между ООН и региональными соглашениями или органами в области поддержания международного мира и безопасности 1994 г.

Ядро права международной безопасности составляют общие принципы международного права – прежде всего, принципы неприменения силы и угрозы силой, мирного разрешения международных споров, территориальной целостности и нерушимости границ. В системе права международной безопасности действуют специальные принципы:

  • – принцип равенства и одинаковой безопасности – государства и военные блоки, между которыми существует стратегическое равновесие, обязаны не нарушать этого равновесия, стремясь при этом к разоружению;
  • – принцип ненанесения ущерба безопасности государства – нельзя укреплять свою безопасность за счет безопасности других; никто не может иметь односторонних преимуществ в обеспечении собственной безопасности;
  • – принцип равной безопасности – право каждого государства на безопасность; обеспечение безопасности для всех в равной мере; учет интересов всех договаривающихся сторон в любом переговорном процессе; достижение соглашения на основе баланса интересов.

Особенности права международной безопасности как отрасли права – ее принципы и нормы переплетаются с принципами и нормами других отраслей международного права. Право международной безопасности – это комплексная отрасль права, включающая в себя нормы других правовых отраслей и институтов.

В настоящее время формально юридически существует обширный арсенал средств обеспечения международной безопасности. Наиболее важные – системы коллективной безопасности на универсальной и региональной основе, коллективные мер по предотвращению вооруженных конфликтов, разоружение. Особенности этих средств:

  • – их исключительно мирный характер – демилитаризация и нейтрализация, неприсоединение, нейтралитет, разоружение, ликвидация военных баз, укрепление доверия, мирное разрешение споров;
  • – возможность правомерного применения силы в ответ на агрессию или угрозу агрессии – применение принудительных мер по постановлению СБ, право на индивидуальную и коллективную самооборону;
  • – возрастание роли международного контроля – инспекции на местах, приглашение наблюдателей на военные учения, проверка выполнения государствами их обязательств по разоружению.

Международная безопасность - это миропорядок, в котором созданы благоприятные международныеусловия для свободного развития государств и иных субъектов международного права.

Международная безопасность в широком смысле включает в себя комплекс политических, экономических, гуманитарных, информационных, экологических и иных аспектов безопасности.

Международная безопасность в узком смысле включает в себя только ее военно-политические аспекты.

Право международной безопасности -отрасль международного права, представляющая собой систе-

му принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств в целях обеспечения мира и международной безопасности . Нормы данной отрасли направлены на обеспечение как международной, так и на-циональной безопасности.

Источниками права международной безопасности являются международный договор, международный обы-чай, обязательные решения международных организаций, прежде всего Совета Безопасности Организации Объеди-ненных Наций.

Основу права международной безопасности составляют общепризнанные принципы современного между-народного права, в том числе: неприменение силы или угрозы силой, территориальная целостность государств, не-рушимость государственных границ, невмешательство во внутренние дела государств, мирное разрешение споров, сотрудничество между государствами. Помимо общепризнанных принципов международного права право между-народной безопасности имеет и отраслевые принципы :

    Принцип неделимости международной безопасности означает, что в XXI в. мир, как никогда ранее, неде-лим. Планета Земля - небольшая часть Вселенной. Государства нашей планеты тесно взаимосвязаны. Лю-бой кризис в одной части земного шара, будь то природные катаклизмы, вооруженные конфликты или акты международного терроризма, сразу же негативно сказывается в других его частях. Государства ставят перед собой задачу совершенствования универсальной системы международной безопасности, основы которой заложены положениями Устава Организации Объединенных Наций.

    Принцип ненанесения ущерба безопасности других государств предполагает проведение такой внешней политики государством, которая в максимальной степени учитывает безопасность не только своего государ-ства, но и всего мирового сообщества. Безусловно, обеспечение национальной безопасности государства - один из приоритетов деятельности его высших органов, ибо речь идет о безопасности общества, обеспече-нии и защите прав человека и гражданина. В то же время каждое государство при выработке и осуществле-нии своей внешней политики, осуществлении военно-политических и военно-технических связей с други - ми государствами должно максимально учитывать все аспекты обеспечения безопасности как своих союз-ников, так и международного сообщества в целом.

    В праве международной безопасности длительное время обосновывался принцип равной и одинаковой без-опасности, который по своей сути развивает и конкретизирует предыдущий принцип - ненанесения ущерба безопасности других государств. Имеется в виду, что государство должно обеспечивать свою без-опасность, соизмеряя ее с возможностями обеспечения безопасности других государств. Речь идет о своего рода паритете безопасности. Однако реальная практика показывает, что данный принцип применим только в отношениях между мощными в военном отношении государствами, например постоянными членами Со-вета Безопасности ООН. Что касается государств, которые нельзя отнести к крупным и мощным, то часто по отношению к ним данный принцип не применялся 45 .

    Система коллективной безопасности в рамках ООН

Универсальная безопасность создается в целом для планеты Земля. Она основана на системе международных договоров, направленных на обеспечение международной безопасности для всех субъектов международного права.

Универсальная система обеспечения международной безопасности сформирована в рамках Организации Объединенных Наций. Эта организация вправе проводить превентивные меры в случае угрозы международному сообществу, прилагая совместные усилия с заинтересованными государствами с целью мирного урегулирования споров на основании п.3 ст.2 и гл. IV Устава ООН. Действия Членов ООН должны быть направлены на реализацию принципа запрещения применения силы или угрозы силой п.4 ст.2 Устава. ООН стремится организовать широкое

    События последних двух десятилетий, когда США применяли силу в отношении Гренады (1983 г.), Никарагуа (1984 г.), Югославии (1999 г.), Ирака (2003 г.), наглядно показывают, что далеко не все руководствуются принципом равной и одинаковой безопасности. Дан-ный принцип формировался в эпоху, когда на международной арене соперничали между собой две основные экономические и политиче - ские системы - социалистическая и капиталистическая. Их олицетворением были СССР и США, которые по мощи своих вооружений к началу 70-х годов XX в. на много порядков превосходили другие государства. Именно тогда эти две, как их называли, супердержавы в военной сфере достигли стратегического паритета. Ни одна из них не могла позволить другой стороне вырваться вперед в военном отно - шении. И это было благом для всего мира, поскольку угроза ядерного катаклизма не позволяла СССР и США прибегать к оружию для выяснения споров между ними. Этот стратегический паритет позволил двум державам начать долговременный процесс ограничения и сокращения ядерного оружия и средств его доставки. После распада СССР в 1991 г. в мировые лидеры вырвались США, поскольку не только не утратили свою былую мощь, но и существенно нарастили ее. Естественно, у США появилось стремление воспользоваться своей огромной экономической, финансовой и военной мощью для обустройства мира по-американски. И сразу же существование прин-ципа равной и одинаковой безопасности оказалось под угрозой. Особенно жестким атакам указанный принцип подвергся на рубеже XX и XXI вв., когда США не только предприняли военные акции против ряда государств, но и вышли из такого базового для стратегической стабильности международного соглашения, как Договор по противоракетной обороне 1972 г.

сотрудничество государств-членов с целью разрешения международных проблем мирными средствами и тем са-мым снизить нестабильность в регионе (п.3 ст.1 гл.IV и IX Устава ООН). На эту же задачу призван решать и прин-цип разоружения (ст.11 Устава ООН).

В рамках ООН основными органами по обеспечению международного мира и безопасности являются Гене-ральная Ассамблея и Совет Безопасности.

Известно, что по результатам обсуждения Ассамблея приняла ряд резолюций, среди которых: определение агрессии в 1974 г.; укрепление международного мира, безопасности и международного сотрудничества во всех его аспектах в 1989 г и др.

Кроме того меры по обеспечению безопасности в рамках ООН могут включать:

    превентивную дипломатию – действия направленные на предупреждение возникновения разногласий и недопущения перерастания споров в крупномасштабные международные конфликты;

    миротворчество – это комплексные меры, направленные на то, чтобы с помощью переговоров и иных международных средств урегулировать спор и привести стороны к согласию;

    поддержание мира – означает организацию и поведение военных операций, как для предотвращения кон-фликтов, так и для установления мира. Кроме того, определённых усилий требуется со стороны ООН для удержания ситуации в регионе уже после проведения соответствующих операций.

Когда требуется перейти от общеполитической дискуссии к конкретным шагам по обеспечению мира, то тре-буется участие Совета Безопасности ООН. Совет Безопасности начинает свою деятельность в соответствии со ст.39 Устава с оценки ситуации. Он определяет, существует ли угроза миру, нарушение мира или акт агрессии? Совет Безопасности ООН – единственный орган, который вправе предпринять конкретные практические шаги по исправ-лению ситуации. Для этого Совет Безопасности ООН вправе ввести временные меры для выполнения своих реше-ний или резолюций Генеральной Ассамблеи ООН.

С целью снижения противостояния в «горячих точках» ООН вправе в соответствии со ст.40 Устава приме-нять операции по поддержанию мира . Операции по поддержанию мира требуют выполнения ряда условий: согла-сие правительств сторон на проведение подобных операций; наличие конкретного мандата ООН для тех сил, кото-рые привлечены к этой операции; организация руководства операцией со стороны Совета Безопасности ООН и др.

С учётом сложившейся практики, можно заключить, что подобные операции представляют собой совокуп-ность действий военного, полицейского и гражданского персонала с целью стабилизации обстановки в районе кон - фликта, достижения политического урегулирования конфликта, поддержание или восстановление международного мира и безопасности. В практике ООН проводились и проводятся такие операции двух видов :

    проведение миссии военных наблюдателей «голубые береты» 46 - применение в зоне конфликта нево-оружённых военнослужащих;

    проведение операций по поддержанию мира «голубые каски» - использование воинского контингента с лёгким стрелковым вооружением.

Если же предпринятые действия международного сообщества не увенчались успехом, то среди возможно-стей ООН есть ещё ст. 41 и 42 Устава, которая позволяет проводить военные операции с применением воинского контингента государств-членов ООН. В реализации ст.42 Устава ООН должен был бы принимать участие Военно-Штабной Комитет, но он так и не был создан в годы «холодной войны», поэтому реальное руководство возложено на одного из заместителей Генерального секретаря ООН.

Главой VII Устава ООН предусмотрено создание коалиционных сил, формируемых из воинских континген-тов государств - членов ООН и применяемых по решению Совета Безопасности и под его руководством при осу-ществлении принудительных мер для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Для этой цели Устав ООН обязывает всех членов организации предоставлять в распоряжение Совета Безопасности ООН по его требованию и в соответствии с особым соглашением или соглашениями вооружённые силы, поли-цейские силы и соответствующие средства обслуживания.

В середине 80-х годов ХХ века, политикам со всей очевидностью стало ясно, что дальнейшее наращивание вооружения не имеет смысла, подрывает экономику страны и истощает бюджет государств. Постепенно стала ме-няться отношение государств к этому вопросу, и начали заключаться двухсторонние договоры и региональные со-глашения. Важнейшими результатами такого подхода явились следующие соглашения: Договор о запрещении испы-тания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г.; Договор о нераспростране-нии ядерного оружия 1968 г.; Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. и др.

Важную роль в обеспечении безопасности играют меры по укреплению доверия – это отдельные организаци-онно-технические меры, направленные на предотвращение несанкционированного пуска ракет, уведомления о крупных передвижениях войск, приглашение военных наблюдателей на военные учения и т.п., что в конечном итоге должно привести к уменьшению военного противостояния и установления

    В 1948 году ООН впервые использовала военных наблюдателей ООН («голубых беретов») для наблюдения за условиями перемирия в Палестине.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как построить координатный луч Как определить координаты на числовом луче
Единичный отрезок, координаты
Дроби обыкновенные правильные и неправильные, смешанные и составные