Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Песочная терапия юнгианский подход. Песочная терапия. Занятия по методу Sandplay — какие игры сохранят интерес ребенка к песочной терапии


Рассказ о песках
(притча Адриса Шаха)

Река, начав путь от источника в далеких горах, миновав разнообразнейшие виды и ландшафты сельской местности, достигла наконец песков пустыни. Подобно тому как она преодолевала все преграды, река попыталась было одолеть и эту. Но вскоре убедилась, что при продвижении в глубь песков, воды в ней остается все меньше и меньше.

И хотя не было сомнения, что путь ее лежит через пустыню, положение казалось совсем безвыходным. Но вдруг таинственный голос, исходящий из самой пустыни, прошептал:

Ветер пересекает пустыню, это может совершить и поток!

Река тут же возразила, что она лишь мечется в песках и только впитывается, а ветер может летать, и именно поэтому ему ничего не стоит пересечь пустыню.

Тебе не перебраться через пустыню привычными, испытанными способами. Ты либо исчезнешь, либо превратишься в болото. Ты должна позволить ветру перенести тебя к месту твоего назначения.

Но как это может произойти?

Только в том случае, если ты позволишь ветру поглотить себя…

Это предложение было неприемлемо для реки. Ведь в конце концов никто и никогда не поглощал ее. Да она и не собиралась терять свою индивидуальность. Ведь потеряв ее однажды, как сможет она вернуть ее снова?

Ветер, продолжал песок, именно этим и занимается. Он подхватывает воду, проносит ее над пустыней и затем дает ей упасть вновь. Падая в виде дождя, вода снова становится рекой.

Но как я могу проверить это?

Это так, и если ты не веришь, ты не сможешь стать ничем иным, кроме затхлой лужи, и даже на это уйдет многие годы. А ведь лужа, согласись, далеко не то же самое, что река.

Но как же я смогу остаться той же самой рекой, которой являюсь сегодня?

Ни в том, ни в другом случае ты не сможешь остаться такой же, - ответил песок. – Твоя основная часть перенесется и снова станет рекой. И даже свою нынешнюю форму существования ты только потому принимаешь за саму себя, что не знаешь, какая часть в тебе является главной и существенной.

Какой-то неясный отклик вызвали эти слова в мыслях у реки. Смутно припомнила она то состояние, когда она, или какая-то ее часть, уже находилась в объятиях ветра. Она вспомнила также – да и вспомнила ли? - что эта, хотя и не всегда очевидная, но вполне задача выполнима.

И речка воспарила в дружелюбные объятия ветра, легко и нежно подхватившего ее и умчавшего вдаль. Достигнув горной вершины, он осторожно опустил речку вниз. А так как у нее были сомнения, она смогла запомнить и запечатлеть в своем уме подробности этого опыта более основательно.

Да, теперь я узнала истинную сущность, - размышляла река.

Река узнавала, а пески шептали:

Мы знаем, потому что это день за днем происходит на наших глазах, поскольку из нас песков, и состоит весь путь от берегов реки до самой горы.

Вот почему говорят,
что путь, по которому должен следовать поток жизни, написан на песке.


Юнгианская песочная терапия: избавление от проблем и познание себя в творчестве

Одним из наиболее комфортных и эффективных психотерапевтических методик, существующих в рамках арт-терапии, является песочная терапия, основанная на аналитических идеях Карла Густава Юнга.

Юнгианская песочная терапия стала востребованной и достигла широкой распространенности в психотерапевтических кругах. Она обрела популярность у клиентов и завоевала признание у психологов, благодаря тому, что метод:

  • является прекрасным и увлекательным способом познания своей личности;
  • дает шанс открыть свое глубинное «Я» и проявить подлинные, ранее неведанные таланты;
  • быстро и просто помогает избавиться от внутреннего напряжения, нервозности;
  • позволяет преодолеть робость и неуверенность, устранить тревоги и страхи;
  • предоставляет уникальную возможность восстановить целостность и гармонию внутреннего мира;
  • обеспечивает новыми функциональными инструментами для познания окружающего мира;
  • наделяет конструктивными навыками для противодействия жизненным трудностям.

  • В продуктах творчества на песке получают символическое отражение существующие у личности преграды, трудности, проблемы, обретают «реальную форму» волнения, страхи, комплексы. В процессе сеансов песочной терапии мешающие человеку ограничения и разрушающие обстановки покидают мир подсознания, как бы воплощаясь в создаваемых работах. Благодаря этому у творца появляется возможность удобным способом разрешить имеющийся конфликт и достичь психического исцеления. Удивительный эффект песочной терапии по Юнгу основан на хорошо изученных способностях психики: когда пугающие эмоции и разрушающие чувства находят отражение в реальном мире, то есть материализуются, становятся зримыми, осязаемыми, тогда индивидуум начинает взаимодействовать со своими воплощенными в жизнь переживаниями как с реальными объектами.

    Творчество на песке, как метод психотерапии, разработанный Дорой Калфф, базируется на естественных способах избавления от разрушающих ощущений, к которым прибегала каждая личность в свои детские годы: самовыражение в игре. Практически каждый из нас, будучи ребенком, любил создавать волшебный мир на песке. Мы воплощали свои смелые фантазии и дивные грезы, возводя сказочные песочные замки на морском побережье или берегу реки. Мы создавали странные фигурки в песочнице, наделяя их магическими качествами. Таким образом, в работах на песке юная особа смело выражала свои чувства, проявляла отношение к миру, тем самым не давая возможности тревогам и переживаниям отложиться глубоко в подсознательной сфере и сохраняя стабильное психоэмоциональное равновесие.

    Для работы с взрослой аудиторией последователи юнгианской песочной терапии используют стандартный набор инструментов:

  • поднос из дерева, дно и бортовые конструкции которого имеют небесно-лазурный цвет, символизирующий водную гладь и безоблачное небо;
  • ослепительно-чистый, сверкающий песок, цвет которого уже сам улучшает настроение и позволяет достичь гармонии;
  • вода;
  • коллекция форм фигурок небольших размеров.

  • Имеющиеся в наборе фигурки для песочной терапии представляют собой миниатюрную копию имеющихся в реальном мире объектов: как живых существ, так и предметов, создаваемых человеком. Каждая копия живого объекта наделена своеобразными чертами и качествами: она может быть ужасной или красивой, отталкивающей или привлекательной, доброй и злой, смелой или трусливой, грустной или веселой. В коллекции для песочной терапии присутствуют звери и птицы, дома и сооружения, предметы мебели и домашнего обихода, музыкальные инструменты и экипировка, одежда и продукты питания. В наборе для песочной терапии также имеются фигурки мифологических, фантастических объектов, как отрицательных, так и положительных персонажей: монстров, чудовищ, демонов и ангелов, волшебниц, фей.

    В отличие от иных психотерапевтических методов юнгианская песочная терапия отличается рядом очевидных выгод:

  • возможностью подбора своей коллекции фигурок с учетом особенностей каждого клиента;
  • простотой проводимых манипуляций и отсутствием необходимости для получения каких-то специальных навыков;
  • вероятностью не просто создания самобытного «песочного мира» каждым пациентом, но и возможностью вносить коррективы, изменения, разрушать или дополнять конструкцию.

  • Во время сеансов юнгианской песочной терапии клиенту предлагается создать свой неповторимый мир из песка, дать ему и каждому персонажу наименование, рассказать историю «их жизни». При этом персона может самостоятельно составлять свой арсенал фигурок, выбирая из предложенных вариантов те, которые ему симпатичны или, наоборот, пугают.

    Еще одним достоинством песочной терапии по Юнгу является то, что человек может создавать объемный мир, наделять своих персонажей особенными чертами, «общаться» со своими героями, их «воспитывать», «обучать». Создание на песке свободного и защищенного мира, в атмосфере которого воплощен весь понимаемый и неосознаваемый опыт индивидуума – перенос драмы из внутреннего мира в сферу реальности. То есть такой метод позволяет открыто выражать свои ощущения, не стесняясь своих чувств и не боясь быть непонятым окружающими. Любой травматический опыт индивида находит отражение в продуктах творчества на песке, при этом происходит оценка и исследование проблемы с другой точки зрения, глубокое переосмысление и иная интерпретация.

    Стоит отметить позицию психотерапевта во время сеанса юнгианской песочной терапии. Он не авторитарный руководитель, а активный наблюдатель, внимательный спутник, наблюдательный сопровождающий. Психотерапевт не вмешивается в процесс творчества и не направляет клиента по какому-то определенному сценарию. Он мудрый попутчик и свидетель процесса творения.

    Секрет успеха песочной терапии по Юнгу базируется на трех китах:

  • использование для самовыражения творчества, где нет ограничений и запретов;
  • возвращение в мир игры, благодаря которому можно легко отыскать оптимальные и адекватные решения трудных задач;
  • инсценировка желаемого, воплощение в жизнь фантазий человека.
  • Кто из нас в детстве не играл в песочнице, не строил замки? На морском берегу словно некая невидимая сила влечёт нас сотворить причудливый замок. Морские волны накатывают, смывают наши строения, а мы продолжаем строить вновь и вновь.

    Песок удивительный материал, приятный на ощупь и настолько податливый, что можно создавать целые фрагменты мира, затем ещё, - и так до бесконечности.

    Переживая уникальную тайну бытия, человек достигает состояния внутреннего равновесия, освобождаясь от повседневной суеты.
    Мы погружаем руки в песок и удивительные ощущения охватывают нас. Он может рассыпаться сквозь пальцы и ему можно придавать форму. Песок - это неведомая и известная вселенная, из которой можно создавать свой неповторимый мир...

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Техника Юнгианской песочной терапии

    Техника “песочной терапии” возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития. Автором этого метода, возникшего в 50-х годах прошлого века, считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф.

    Считается, что истоки «песочной терапии» - в книге известного писателя-фантаста Г. Уэллса «Игры на полу» (1911г.). В ней он описывает, как его сыновья, играя с миниатюрными фигурками, находили выражение и облегчение трудностям в отношениях с членами семьи и друг с другом. Именно эта книга вдохновила детского психиатра Маргарет Лоуэнфелд, основавшую Лондонский Институт Детской Психологии, поставить на полки своего кабинета миниатюрные фигурки. Первый же ребенок, увидевший эти фигурки, перенес их в песочницу, стоявшую рядом и стал играть с ними в песке. Именно это и положило начало «технике построения мира» - диагностической и терапевтической методике, детально разработанной и описанной Маргарет Лоуэнфельд. Дора Калф, прошедшая обучение у М.Лоуенфельд, увидела в этой методике не только возможность помочь детям выразить и отреагировать тяготящие их чувства, но и способ усилить связь с глубокими бессознательными слоями психики и помочь процессу индивидуации и развитию трансцендентной функции (психическая функция, возникающая в результате напряжения между сознанием и бессознательным и поддерживающая их объединение), которые она изучала у К.Г. Юнга.

    Главным принципом, положенным Дорой Капф в основу работы является “создание свободного и защищенного пространства”, в котором пациент - ребенок или взрослый - может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы.

    “Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым”. (Дора Калф, «Sandplay», 1980г.)

    Для работы используются два деревянных подноса с песком размером примерно 60 х 70 х 10 (пространство, которое одномоментно может быть легко охвачено взглядом). Один поднос наполняется сухим песком, а другой используется, если клиент хочет работать с влажным песком. Внутренняя поверхность подносов окрашивается в голубой цвет - таким образом, дно подноса может изображать море или реку, а также служит символом бессознательного. Также необходимо множество разнообразных фигурок, из которых клиент выбирает то, что притягивает или, наоборот, пугает или отталкивает его.

    В песочной терапии обычно применяют следующие предметы:

    • люди - разнообразные фигурки людей - дети, взрослые, представители разных профессий, сказочные персонажи (колдуны, ведьмы), боги и богини разных народов, ангелы, и т.п.;
    • животные - рыбы (акула, дельфин, золотая рыбка) и другие водные млекопитающие (морские котики, моржи, киты), земноводные, пресмыкающиеся, грызуны, домашние животные и хищники, птицы, насекомые (муравьи, мухи, жуки, пауки, кузнечики, бабочки) - т.е. разнообразные представители животного мира;
    • растения - деревья, кустарники, цветы. Можно использовать искусственные и натуральные растения;

    ® объекты небесного пространства - солнце, луна, звезды, радуга, облака, молния;

    • объекты среды обитания - заборы, ворота, дорожные знаки, мосты;
    • аксессуары - кусочки тканей, нити, пуговицы, цепочки, небольшие гвоздики, монетки.
    • естественные природные объекты - камешки, кости, кусочки металла и дерева, ракушки, семена, желуди, каштаны, перья, сухие растения, кристаллы, отполированные стеклышки.

    Заполнение частей песочницы и ее секторов расскажет много интересного о человеке. Например, если заметно смещение действия в песочнице к верху, перед нами человек, склонный к мечтаниям. Если у него нет уравновешивающих фигурок внизу, нужно проработать аспект реализации задуманного, составление планов. Люди «приземленные» заполняют нижние секторы песочницы. В этом случае развитие фантазии на занятиях песочной терапии станет уравновешивающим моментом. Смещение в левую или правую часть покажет человека, которым владеет либо прошлое, либо будущее. Также анализ «песочных картин» происходит исходя из схемы разделения подноса: прошлое - настоящее - будущее (с лева на право) и осознанное - бессознательное (сверху в низ); анализируются и выбранные фигуры исходя из символического значения, как они расположены, повернуты, в том числе по отношению друг к другу, что находится рядом с ними и т.д.

    Использование миниатюрных фигурок в песочной терапии, объединение их в некоторый сюжет наводит на мысль о спектаклях внутреннего театра личности. Фигурки могут символизировать субличности (некое «мини Я», у которого есть определенный набор характеристик - страхов, потребностей, убеждений и т.д.) автора песочной картины. Наблюдая за взаимоотношениями героев песочной картины, человек может установить актуализированные в данный момент субличности и вступить с ними в диалог. В этом случае основной акцент делается на построении диалога с фигурками. Получается, что в процессе песочной терапии клиент строит новые взаимоотношения с самим собой. Однако фигурки, использованные в песочнице, могут не только отражать субличности человека, но и символизировать реальных людей и явления той среды, в которую включен клиент. В песочной среде могут драматизироваться реальные жизненные ситуации, относительно которых человек испытывает определенные трудности. В этом случае песочная терапия представляет собой миниатюру психодрамы. Преимущество психодраматического подхода здесь заключается в том, что для создания спектаклей не требуется помощь группы, - все роли исполняют игрушечные фигурки. Таким образом, песочница создает условия для спектакля не только в групповом режиме, но и в индивидуальном.

    а Ритуальные предметы.

    • Миниатюрные часы, весы, маятник.

    и Ларцы, коробочки.

    И Миниатюрные музыкальные инструменты.

    а Разноцветные стеклянные и хрустальные шарики и многое другое.

    3. Технические устройства

    Фотоаппарат, набор фотопленок.

    Процесс песочной терапии

    Продолжительность одной сессии песочной терапии с подростками и взрослыми в среднем 50-60 минут. Продолжительность одной консультации зависит от возраста клиента и особенностей его интеллектуального развития.

    Периодичность консультаций зависит от остроты проблемы. Рекомендуется 1-2 раза в неделю.

    Полный курс песочной терапии может составить 12-15 сессий.

    На первой консультации, если принято положительное решение об использовании песочной терапии, необходимо познакомить клиента с тем, как организован ее процесс.

    1. Демонстрация песочницы. Обычно клиенту говорят следующее: «Посмотрите, наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, борта символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет: если мы с вами «раздвинем песок», то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем нужно? Действительно, дно символизирует воду. Однако если вы почувствуете, что символической воды вам недостаточно, пожалуйста, воспользуйтесь кувшином с водой. Сухой песок легко превращается во влажный. Вы можете создать любой ландшафт - и горный, и холмистый, и равнинный. Словом, здесь все подвластно воле вашей фантазии.
    2. Демонстрация коллекции фигурок. Обычно клиенту говорят следующее: «Посмотрите - здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки».
    3. Построение песочной картины. Инструкция: «Выберите, по

    > шуйста, все те фигурки, какие привлекают вас или отталкивают избирайте столько фигурок, сколько хочется. У нас есть один час, М им можете сами определить себе время для выбора. Все, что вы (■мберете, вы должны разместить на подносе (в песочнице)».

    1. Обсуждение песочной картины. При обсуждении с клиентом ю картины и связанных с ней переживаний психолог не дает ин- | 1 >нретаций или рекомендаций. Он только «отзеркаливает» кли-
    • шу его собственные переживания. Основные вопросы психоло- ы акцентируют для клиента значимость опыта создания им пе-

    очной картины и место этого опыта в общей картине жизни | шента.

    Основные вопросы психолога к клиенту

    Основные вопросы психолога к клиенту могут быть следующими:

    • Если бы поднос был картиной, какое бы название имела эта картина?
    • Каковы ваши впечатления, ощущения от процесса создания песочной картины?
    • Что является для вас особенно важным или полезным в этой картине?
    • Как сюжет или герои вашей композиции могут помочь вам в вашей жизни?
    • Быть может, вы сделали для себя некое открытие или важное наблюдение: если это так, хотели бы вы об этом рассказать?

    Таким образом, стратегия психолога заключается в максимальном содействии клиенту в процессе понимания самого себя и осмысления закономерностей собственной жизни .

    Ключевые характеристики песочных картин

    Среди ключевых характеристик песочных картин выделяют:

    1. Энергоинформационное поле песочной картины.
    2. Основную идею песочной картины.
    3. Сюжет (или сюжеты) песочной картины.
    4. Конфликтное содержание песочной картины.
    5. Ресурсное содержание песочной картины.
    6. Символическое поле песочной картины.
    1. Энергоинформационное поле песочной картины

    Чаще всего у психолога возникает адекватный ответ на энерге- J | тику картины, то есть включается некое «рабочее состояние». Его первым признаком является искренний интерес к картине, желание узнать о ней как можно больше.

    Мы еще слишком мало знаем об энергоинформационном поле песочной картины, но понимаем всю важность этой ключевой I характеристики. Фактически энергоинформационное поле песочной картины и является главным хранилищем знаний о композиции, однако нам пока еще трудно формализовать это знание. Поэтому на помощь приходят другие ключевые характеристики.

    1. Основная идея песочной картины

    Основная идея песочной картины отражает актуальные жизненные ценности, потребности, «зону ближайшего развития» автора. Иными словами, основная идея расскажет нам о том, что является для клиента наиболее значимым в данный момент. Над чем он сознательно или бессознательно работает, к чему стремится. Узнать основную идею песочной картины можно, как минимум, тремя способами.

    1. Попросить клиентадать название миру, созданному в песочнице.
    2. Предложить клиенту ответить на один из вопросов:

    в Что это за мир?

    а Что это за страна?

    ® Что самое главное жители этой страны могли бы сказать жителям других стран и миров?

    Я Чему нас может научить опыт путешествия по этой стране, по этому миру?

    1. Предложить клиенту описать песочный мир.
    1. Сюжет (или сюжеты) песочной картины

    Сюжет песочной картины отражает динамику некоторого внутреннего процесса. Иногда бывает, что внутри картины имеются два и более связанных между собой сюжета. Например, две

    фаны, три мира, два и более главных героя. Бывает, что сюжеты посвящены одному действующему лицу, но описывают разные иозрастные промежутки его пути: детство, юность, зрелость.

    Условно можно разделить картины по сюжетной динамике пи фи вида:

    1. динамичные;
    2. статичные;
    3. смешанные.

    Динамичные картины, как правило, имеют героя (или героем), который куда-то идет, стремится, чего-то хочет, что-то ищет. 11л картине мы застаем таких героев на определенном отрезке пут Мы можем увидеть их прошлое (мир, из которого они вышли) и их будущее (мир, куда они стремятся).

    Преимущество динамичных картин для психолога состой i и том, что фактически клиент уже сам рассказывает о целях консул!, шрования (правда, в зашифрованном виде). Он знает, к чему он должен прийти, что получить, какие средства для этого исиомь ювать.

    Статичная картина - это стоп-кадр некоего сюжета. В ста гич ной песочной картине время остановилось. Герои таких картин, как правило, ведут оседлый образ жизни. Или мы застаем их и мо мент какого-то действия (работа, игра, трапеза, купание, загорл ние, охота и пр.). Но в любом случае это привычный для них и ид деятельности. Чтобы выявить сюжет в статичной картине, можно дать клиенту такие задания: «Расскажите историю этой страны. С чего все начиналось, кто ее создавал, как это происходило? Что ожидает эту страну в будущем? Представьте себе, что первы й день творения в этой стране закончился, наступила ночь, аза ней и но вый день. Расскажите, что произошло в этой стране».

    Если в стране не происходит никаких значимых событий, сюжетная динамика проявляется только в смене видов деятельности героев, это может означать, что человек нашел для себя некую «зону стабильности» и пока не стремится ее покидать. По-видимому, ему нужно некоторое время «пожить» в этой стране, чтобы набраться сил для путешествий и приключений.

    В смешанных песочных картинах статическое благополучие нарушается динамизмом некоего героя.

    Смешанные картины могут содержать два мира: статичный и динамичный. Но в любом случае смешанная картина говорит о внутреннем противоборстве, противоречии и поиске стабильности. Данный вид картин проливает свет и на конфликтное содержание песочных композиций [ 18].

    1. Конфликтное содержание песочных картин

    Конфликтное содержание песочных картин отражает внутреннее напряжение человека. Оно бывает явным и скрытым.

    Конфликтное содержание песочной картины может быть описано следующими характеристиками:

    1. уровень агрессии;
    2. направленность агрессии;
    3. адресность агрессии;
    4. динамика проработки внутреннего конфликта.

    Уровень агрессии может быть высоким, средним и низким.

    Уровень агрессии высокий, если в песочнице разворачиваются баталии или имеется персонаж, по отношению к которому проявляются активные агрессивные действия.

    Если герои картины только готовятся к войне или во внешне спокойном мире есть некоторое количество вооруженных фигур, не задействованных в активных военных действиях, - можно говорить о среднем уровне агрессии. Если песочная картина представляет собой мирное зрелище, мы наблюдаем низкий уровень агрессии.

    Направленность агрессии может проявляться как аутоагрессия и гетероагрессия. Аутоагрессия видна в разрушительных действиях по отношению к главному герою песочной сказки, в неприятностях, которым подвергает его автор. Гетероагрессия выражается через противоборство армий в песочнице, а также в активных агрессивных действиях главного героя по отношению к другим персонажам и элементам композиции.

    Адресность агрессии показывает адресата агрессивных действий. Фигурка (или фигурки), на которую направлен агрессивный поток, может ассоциироваться у клиента с конкретным лицом из реальной жизни (мать, сестра, отец, бабушка, муж, жена, ребенок, начальник, подруга и пр.).

    1. Ресурсное содержание песочной картины

    Ресурсное содержание песочной картины служит опорой для т ихологического консультирования и является интегральной мрактеристикой .

    Проявление ресурсного содержания:

    1. Наличие особой позитивной энергетики в картине. Какой- 1 о участок картины или композиция в целом греет душу. Если попросить рассказать об этом подробнее, можно актуализировать ресурсные ипостаси личности.
    2. В картине или рассказе о ней имеется созидательная идея,
    • гремление. Если психолог на этом акцентирует внимание клиента, можно актуализировать его ресурсные возможности.
    1. Сюжет песочной картины жизнеутверждающий - и на этом можно построить линию консультирования.
    2. Ощущение освобождения от напряжения после отыгранного конфликта. Теперь, когда добро одержало победу над злом, можно «начинать новую жизнь».
    3. Гибкость и изобретательность героя композиции в поиске способов преодоления трудностей. Обычно это можно установить из рассказа клиента о картине. Если герой комбинирует прямую агрессию, хитрость, покровительство, избегание, взаимопомощь и другие способы для преодоления трудной ситуации, можно го- норить о его адаптивных ресурсах. У него имеется высокий потенциал, для того чтобы приспособиться к различным условиям, а также для успешного разрешения сложных ситуаций.
    4. Потенциальные ресурсные возможности человека проявляются в его песочной картине в качестве чудесных предметов, несущих избавление или счастливое разрешение ситуации. Впоследствии мы сможем к ним обращаться для поддержки и усиления Я клиента.
    5. Наличие фигур-помощников.
    1. Символическое поле песочной картины

    Символическое поле песочной картины отражает информацию о внутреннем мире клиента, зашифрованную в образах и символах. Для исследователя эта ключевая характеристика, быть может, является наиболее привлекательной .

    Для удобства понимания мы условно разделим символическое поле песочной картины натри части. В символическое поле войдут:

    3 Зак. 635

    1. символизм пространственного расположения предметов в песочнице;
    2. символизм ландшафта песочной картины;
    3. символизм предметов, использованных в песочной картине.

    Мы последовательно рассмотрим каждую часть символического поля песочной картины. Условно разделяя его натри части, будем помнить о том, что они существуют в единстве друг с другом.

    Важным условием для проведения символического анализа является фиксация местоположения клиента относительно песочницы.

    Поверхность песочной картины можно условно разделить на три равные части по вертикали и три равные части по горизонтали, как в кубике Рубика. Таким образом, «песочный лист» размечается на девять секторов. Каждая вертикаль и горизонталь имеют определенное символическое значение. Мы приводим его для тех, у кого ведущая рука - правая. У левшей все будет зеркально.

    Разделение по вертикали.

    «Женская» часть. Символизирует прошлое, взаимоотношения со значимыми женщинами, матерью, связь с домом.

    Левая часть - это то, что человек уже имеет, на что может опираться.

    Левая часть также может символизировать внутренний мир человека; отражать его глубинные личностные процессы.

    Настоящее. Центральная часть символизирует актуальные в данный момент процессы человека. О чем он думает, к чему стремится, что является для него значимым. Особенно это касается фигурки, которая поставлена в центр картины. Нередко она символизирует Я клиента, тот образ, с которым он себя бессознательно ассоциирует в данный момент

    «Мужская» часть. Символизирует будущее. Социальные процессы. Взаимоотношения в социуме: детский сад, школа, институт, работа. Может отражать взаимоотношения с партнером по браку. Также символизирует планы на будущее, тревоги, связанные с будущим.

    Взаимоотношения со значимыми мужчинами, отцом, братом, мужем, другом. Иногда символизирует ограничения в реализации задуманного.

    Разделение по горизонтали.

    Верхняя часть символизирует ментальные процессы. О чем человек думает, фантазирует, что планирует, вспоминает.

    Центральная часть символизирует эмоциональные процессы. Что человек переживает, что он чувствует, о чем беспокоится, чему радуется.

    Нижняя часть символизирует сферу реальных действий, поступ ков человека. То, что он сделал, что делает, что хочет сделать. Зем ля, почва под ногами. Как видим, интерпретация символического значения многозначная, многоуровневая. Поэтому психолог ище г гот смысл, который более всего соответствует состоянию клиента и идее картины.

    Даже беглый взгляд на пространственное расположение фигу рок в песочнице может дать важную информацию об особенное тях клиента. Для этого нужно ответить на вопрос: «Какие части песочницы наиболее заполнены, а какие оказались пустыми?» Если наблюдается определенная дисгармония в заполнении песоч ницы фигурками, психолог может определить для себя наиболее общие задачи консультирования.

    Фигурки песочной картины.

    Попавшие в левый верхний угол фигурки символизируют про цессы, связанные либо с прошлыми воспоминаниями, либо с мыслями одоме, о матери, о другой значимой женщине.

    Фигурки, находящиеся в центральной верхней части, могут от ражать то, о чем в данный момент думает, фантазирует клиент.

    В правый верхний угол, как правило, попадают фигурки, отражающие мечтания, планы на будущее, мысли о взаимодействии в социуме: от детского сада, школы до работы. Взаимодействие с отцом, другими значимыми мужчинами.

    Попавшие в центральную левую частьфигурки могут символизировать прошлые эмоциональные переживания, связанные с домом, матерью, значимой женщиной.

    В центральной части сосредотачиваются самые важные фигурки. Описывают они, с одной стороны, актуальное эмоциональное состояние. С другой стороны, ценностные устремления, нечто значимое, неважно, осознаваемо оно или нет.

    Фигурки в правой центральной части отражают стремления, желания автора песочной картины, а также эмоции по поводу будущего, мужчин, социальной самореализации.

    В настоящее время в психологической работе с детьми используются различные методы и техники, большинство из которых связаны с творческим самовыражением (рисование, лепка, игра, инсценировка, сочинение сказок и многое другое). Проблемы и трудности детей (впрочем, как и взрослых) находят свое символическое выражение в продуктах творчества. Порождаемые образы и метафоры одновременно являются и симптомами внутреннего состояния человека, и средствами его гармонизации.

    Одним из методов, активизирующих фантазию и позволяющих бессознательному стать видимым, является метод песочной терапии. Дж. Атертон рассматривает композиции на песке как спонтанные трехмерные сознательные ответы на вопросы внутреннего бессознательного голоса. Она пишет, что созданные в песочнице образы являются терапевтичными, поскольку они не нуждаются в интерпретации или переводе в сознание. Они также не нуждаются в истолковании, чтобы изменить порядок и равновесие в душе. Образы целительны независимо от того, понимаем мы это или нет. Они несут в себе свои собственные значения, связанные с нашей реальной жизнью.

    Для ребенка игра с песком является естественным способом самовыражении. Детский кип панский психотерапевт Дж. Линии сравнивал притягательность песка для детей с магнитом: "Прежде чем они успевают осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и русла рек".

    Суть процесса песочной терапии состоит в том, что в песочнице (подносе определенного размера и цвета) с влажным или сухим песком клиент создает ландшафт и располагает миниатюрные предметы. В процессе создания песочной композиции, проигрывания истории, по мнению К. Г. Юнга, происходит высвобождение заблокированной энергии и активизация возможности самоисцеления, заложенной в человеческой психике.

    В настоящее время существует несколько направлений песочной терапии. Получив изначально методологическое обоснование в русле юнгианского анализа, песочная терапия в процессе своего развития обрела различные модификации в других направлениях (гештальт-терапии, символдраме, психосинтезе, сказкотерапии и т.д.). В связи с возникшими методическими различиями в проведении песочной терапии, на международной конференции в Сан-Франциско в 1995 г. была принята следующая классификация: Sandplay (с большой буквы) означает классическую форму юнгианской песочной терапии, a sandplay (с маленькой буквы) - это различные модификации метода.

    История метода и теоретические положения юнгианской песочной терапии

    Игру с песком как психотерапевтический метод работы с детьми впервые описала М. Ловенфельд в 1929 г. Наблюдая за детьми, она обратила внимание на то, что их часто привлекала игра с песком и водой.

    В специально установленном на полу цинковом подносе с песком дети при помощи воды (или без нее) создавали определенный ландшафт. Затем они помещали туда миниатюрные предметы и игрушки, хранившиеся в отдельной коробке. Так появилась техника "Мир" {World Technique), главной задачей которой, по определению М. Ловенфельд, являлась помощь детям в выражении "невыразимого".

    В 1950-х гг. Юнг предложил своей ученице Д. Калф изучить технику работы с песком у М. Ловенфельд. Пройдя обучение, Калф сформулировала теоретические принципы юнгианского анализа для работы с песком. Она также изменила некоторые условия работы с песком (размер песочницы, перенесла песочницу с пола па стол, добавила кувшин с водой) и назвала эту технику Sandplay (песочная терапия).

    По мнению Калф, погружение ребенка в игру с песком предоставляет ему возможность избавиться от психологического напряжения через экстериоризацию фантазии и формирование ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Выражение в символической форме бессознательных побуждений в значительной степени облегчают здоровое функционирование психики. Одной из главных задач психотерапевта в процессе песочной терапии является создание свободного и защищенного пространства, в котором клиент чувствует, что его принимают. Психотерапевт становится для ребенка "доверенным лицом", старается понять его и донести до него свое желание помочь ему. Терапевт не вмешивается в процесс создания песочной композиции, не руководит им, его задача - следовать за процессом .

    Работая с детьми, Д. Калф обращала внимание па процесс развития Эго ребенка и придавала этому развитию огромное значение. Опираясь на работы Э. Нойманна, Калф считала, что Эго начинает развиваться с самого рождения через единство матери и ребенка и достигает пика на втором-третьем году жизни .

    Сначала мать удовлетворяет потребности ребенка, телесно отзываясь на его потребности, чувства голода, холода и т.д. Ребенок, находясь в условиях материнской любви, испытывает абсолютную безопасность. Мать переживает и интегрирует негативные события как для себя, так для ребенка. Благодаря этому "Я" превращается в "Я интегрированное", способное переживать негативный опыт без вреда для себя .

    После первого года жизни чувство безопасности перерастает в отношения доверия. В результате успешного прохождения ранних этапов развития у ребенка в конце второго года жизни должно появиться чувство целостности. Нарушение отношений с матерью приводит к травматизации ребенка и препятствует нормальному функционированию Эго ребенка . Опыт проведения песочной терапии с детьми и взрослыми позволил Д. Калф утверждать, что в процессе построения песочных композиций отражаются стадии психического развития человека, выделенные в психоанализе.

    В процессе песочной терапии перед психотерапевтом стоит задача создать специальные условия, способствующие появлению ощущения единства у обоих участников, похожего по своей природе на гармоничные взаимоотношения матери и ребенка. В таком случае клиент получает возможность прожить заново эмоциональные отношения в переносе и достичь психической интеграции.

    Одним из важных качеств терапевта, влияющих па эффективность оказания помощи, является глубокое знание языка символов, находящих свое отражение в сказках, мифах, религиях и искусстве. Для успешной работы методом песочной терапии необходимо знать принципы толкования символов, разработанные Юнгом. Благодаря работам Д. Калф песочная терапия стала возможной составной частью аналитического процесса, конкретной формы метода "активного воображения" Юнга .

    Юнгианская песочная терапия предполагает использование двух подносов-песочниц, выкрашенных изнутри в голубой или синий цвет. Размер подносов составляет 42,5 см в ширину и 72,5 см в длину, глубина подносов - 8 см (считается, что такие размеры соответствуют полю восприятия). Один поднос наполовину заполнен сухим песком, второй - влажным. Песочницы располагаются на столах.

    Рядом на стеллажах и (или) в коробках размещается большой набор миниатюрных предметов и персонажей, размер которых не должен превышать 10 см. Набор миниатюр должен включать в себя множество фигурок, в том числе символические, религиозные и этнические объекты, характерные для разных культур, - это обеспечивает возможность передачи содержания коллективного бессознательного. Помимо миниатюр, используются различные природные материалы: камни, раковины, шишки, перья, ткани, бумага, глина и т.д.

    В ходе сеанса клиенту сначала предлагается выбрать фигурки, привлекающие его внимание, и построить с их помощью композицию на песке. После этого его просят дать название своей композиции и рассказать об этом историю. При работе с песочницей в юнгианском подходе терапевт редко применяет интерпретацию. Это связано с тем, что психологические проблемы разрешаются и осмысливаются на бессознательно-символическом уровне.

    Психолог, арт-терапевт, член Российской арт-терапевтической ассоциаци.

    Песочная терапия – это вид психологической помощи, где главным инструментом выступает психологическая песочница стандартного размера 50х70х8 см чаще с речным песком.

    Есть два основных направления в песочной терапии: юнгианская песочница и песочница сказкотерапевта. Общим в этих двух направлениях является одинаковый размер и цвет (голубой внутри) песочницы и многообразие маленьких игрушек.

    Юнгианская песочница

    Как понятно из названия в основе лежит теоретический фундамент Карла Густава Юнга. Однако разработал этот метод не сам Юнг, а его ученица Дора Калф. В оригинале этот метод называется "Sandplay therapy" – достаточно глубокий и длительный метод работы. Клиент может работать как в сухом, так и в мокром песке.

    Обычно у психолога есть 2 песочницы на выбор: сухая и мокрая или, точнее будет сказать, влажная. Маленькие игрушки отражают все сферы жизни человека – не только реальной, но и фантазийной. Обычно клиент интуитивно выбирает игрушки и располагает их на песке. Внешне это выглядит просто игрой и человек незнающий может не понять, что на самом деле происходит.

    В действительности песочная терапия похожа на дайвинг – когда мы смотрим на поверхность воды, мы не видим ничего особенного, но стоит надеть маску, гидрокостюм, запастись кислородом и начать погружение, как через какое-то время нам открывается удивительный мир. Так и в песочной терапии мы не спешим и погружаемся на глубину постепенно и аккуратно, и точно так же как в дайвинге нам открывается удивительный мир клиента или наш собственный, если клиентом являемся мы сами.

    Песочный терапевт при этом может быть инструктором, который следит за безопасностью, обращает внимание клиента на особенно красивых и необычных рыб, кораллы и водоросли, а когда приходит время, показывает, что пора всплывать на поверхность.

    Так человек знакомится со своим внутренним миром, своим бессознательным. Он может найти там как клад, так и затопленный корабль. Метафорам и символам здесь отводится большое значение, так как каждая фигурка, поставленная в песочницу, имеет свой символизм, смысл и историю. И если клиент готов, то психолог всегда может эту историю рассказать. Игрушки не оказываются случайно в песочнице и все истории так же имеют отношение к процессу клиента.

    Песочница сказкотерапевта

    В песочнице сказкотерапевта клиентами чаще (но, не всегда!) оказываются дети. Есть такая классическая техника для работы в песке, которую любят детские психологи – "построение мира". Эту технику предложила Маргарет Ловенфельд в середине ХХ века и многие специалисты уже тогда заинтересовались ей.

    Сегодня же эта техника очень распространена и любима психологами. "Построение мира" используют как в групповой работе, так и в индивидуальной.

    Инструкция очень проста: ребенку предлагается построить свой мир в песочнице, используя имеющиеся игрушки. Эта техника очень диагностична для психолога и позволяет проводить коррекционную работу. Кроме того, ее можно повторять и видоизменять под конкретную задачу.

    В том числе работу с песком применяют и в педагогических целях, изучая с детьми дошкольного возраста темы окружающего мира, или знакомят с буквами и цифрами, которые можно рисовать на песке.

    В последние 10 лет в России стала популярна песочная арт-терапия или рисование песком. Первоначально световые песочницы с песком предлагались больше для развлечения детей, где они могли поиграть или посмотреть театр на песке. Сегодня же все чаще такие песочницы появляются в кабинетах у психологов и в детских садах. Световые песочницы могут использоваться для развития мелкой моторики, воображения, мышления, изучения заданных тем.

    Также арт-терапевты могут работать с такой песочницей, как с объектом, где ребенок или взрослый может выразить себя через рисование на песке. И здесь включается все многообразие классической арт-терапии.

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Разработка урока на тему
    Практические и графические работы по черчению «Чертеж детали c преобразованием ее формы»
    Тест «Франция (Французская Республика): географическое положение, природа, экономика Франко-прусская война произошла в…