Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

В каком году была создана Международная федерация экспедиторских ассоциаций (FIATA)? В каком году создан международный олимпийский комитет В каком году была создана международная организация

В системе международных отношений межгосударственные отношения играют основную роль, так как государство это единственный субъект, который обладает суверенитетом, но, как это уже указывалось выше, в современном мире обозначилась тенденция расширения участников международных отношений. Все более важными субъектами становятся международные организации.

История создания же международных организаций берет свое начало в Древней Греции, где в 6 в. до н.э. были созданы такие первые постоянные международные объединения, как Лакедемонская и Делосская симмакии (союзы городов и общин). Уже на данном этапе симмакии и амфиктионии имели достаточно четкую внутреннюю структуру. Высшим органом в них было общее собрание, которое собиралось в первой - один раз в год, во второй - два раза в год. Решения общего собрания были обязательны для всех членов союза и принимались простым большинством голосов.

С развитием международных экономических связей начал формироваться механизм международных союзов по координации деятельности государств в специальных областях. Первым таким союзом (в эпоху средневековья), объединившим северо-немецкие города, был Ганзейский торговый союз.

Дальнейшее развитие международных отношений обусловило расширение и усложнение международного общения государств. Потребности экономического развития диктовали необходимость международного регулирования ряда новых областей межгосударственных отношений. Такой новой формой становятся всеобщие административные союзы или, как их называли, унии. Изначально такие союзы на базе постоянной организации стали складываться в области таможенных отношений. Это были объединения независимых государств на основе заключенного между ними договора по созданию совместных органов таможенного регулирования на таможенных территориях стран-участниц.

Международное сотрудничество государств на базе постоянных организаций в дальнейшем нашло свое продолжение и развитие в сфере транспорта. Началом послужило сотрудничество в сфере судоходства по международным рекам в рамках создаваемых для этих целей международных комиссий. Например, регламентом Рейнского судоходства (1831г.) и заменившим его актом Рейнского судоходства (1868г.) была создана такая первая комиссия, каждое из прибрежных государств назначало по одному представителю, которые образовывали Центральную Комиссию.

С 60-х гг. XIX века начинают возникать международные межправительственные организации: Международный союз для измерения земли (1864г.), Всемирный телеграфный союз (1865г.), Всемирный почтовый союз (1874г.), Международное бюро мер и весов (1875г.), Международный союз охраны промышленной собственности (1883г.), Международный союз для защиты литературной и художественной собственности (1886г.), Международный противоневольнический союз (1890г.), Международный союз для публикации таможенных тарифов (1890г.), Международный союз железнодорожных товарных сообщений (1890г.). Характерным для всех этих союзов было то, что они обладали (и обладают) постоянными органами. Руководящими органами их были, как правило, конференции (конгрессы), а исполнительными постоянными органами были бюро или комиссии.

Вторая половина XIX века ознаменовалась интенсификацией международных экономических, научных, технических связей государств. Это и ознаменовало собой новый этап в развитии и усложнении таких форм международных организационных связей как международные конференции и конгрессы. Вообще, такая форма межгосударственного общения известна еще с древности. Средневековая история дает много примеров съездов государей в той же Германии и других странах Западной Европы, в Восточной Европе, Азии, Африке, Латинской Америке.

Когда на рубеже XIX и XX века угроза войны стала очевидной, начали создаваться военно-политические коалиции между крупнейшими государствами Европы. Постепенно число государств-участников таких коалиций росло - крупные государства втягивали в их число небольшие государства в качестве своих сторонников. Такая система военно-политических блоков явно прослеживается в двух, сложившихся к 1914г. блоках: Россия, Франция, Великобритания, с одной стороны, Австрия и Оттоманская империя - с другой. К этому периоду относится попытка создания международной организации безопасности путем созыва Гаагских мирных конференций в 1899 и в 1907гг. Итогом созыва этих конференций стало учреждение в Гааге Третейского суда. Однако арбитраж был не в состоянии предотвратить то, к чему был обращен ход развития Европы и всего мира последние 100 лет.

Первой исторически новой формой организации международных отношений явилась Лига Наций, которая возникла после первой мировой войны. Это была попытка создания международной межправительственной организации политического характера на постоянной основе.

С 1915г. стали выдвигаться проекты создания международных организаций мира и безопасности: проект «Соединенных Штатов Европы» или «общества наций». Лозунгами этих проектов, учитывая военную обстановку, были: 1) прекращение войны; 2) упорядочение условий труда и порядка разрешения конфликтов между трудом и капиталом в международном масштабе; 3) устранение неравного положения колониальных народов. Указанные проекты в большей или меньшей степени легли в основу Статута Лиги Наций.

Создание Лиги - первая попытка учредить универсальную международную организацию по поддержанию мира и безопасности, а также первая попытка создания для этого универсального механизма. Лига Наций провозгласила своей целью обеспечение всеобщего мира и содействие международному сотрудничеству государств. Но, кроме этого, она была наделена еще и другими функциями. На нее, например, был возложен контроль за колониальными мандатами, защита национальных меньшинств, регистрация международных договоров.

Первыми членами Лиги Наций были 26 государств суверенных и 4 доминиона, участвовавшие в первой мировой. Вторую группу стран составили 13 «приглашенных» государств, которые не участвовали в войне. Не смотря на то, что Лига Наций была создана практически на основе американского проекта, США не принимали участие в работе этой организации, так как американский сенат не ратифицировал Версальский договор, а тем самым и Статут Лиги.

Основными органами Лиги являлись Собрание всех представителей членов Лиги (Ассамблея), Совет и Постоянный секретариат.

В 1926г. после заключения договора в Локарно, в Лигу Наций вступила Германия. Этот факт породил внутри организации массу разногласий, которые закончились в 1933г. заявлением о выходе из нее двух государств - Японии и Германии. Советский Союз вступил в Лигу 15.09.1934г. по инициативе французской дипломатии, эту инициативу поддержали 30 государств-членов Лиги Наций. Однако, вступая СССР, отмежевался от ряда принятых ранее Лигой Наций решений, например, Советское правительство заявило об отрицательном отношении к системе колониальных мандатов, и подчеркнуло, что считает серьезным пробелом отсутствие признания равноправия всех рас и наций.

Лига Наций юридически была ликвидирована лишь 18.04.1946г., а фактически она прекратила свою деятельность еще в сентябре 1939г.

В соответствии с Версальским договором 1919г. те из бывших германских колоний, которые после первой мировой войны не попали непосредственно в руки держав-победительниц, поступали в распоряжение Лиги Наций, в ее распоряжение перешли также арабские земли бывшей Турецкой империи - Сирия, Палестина, Транс Иордания, Ирак. Все эти территории были переданы Лигой наций в управление отдельным государствам-победителям в соответствии с особыми договорами - мандатами за неимением первой возможностей и инструментария управлять данными колониями. Контроль за осуществлением мандатов со стороны организации был чисто формальным и фактически, колонии Германии и Турции были просто разделены между победителями, как и те, которые были непосредственно завоеваны в ходе войны.

И в целом, если говорить о деятельности Лиги Наций, то она с самого начала была скорее общеевропейской, нежели по-настоящему международной организацией. Она не смогла справиться со своей уставной задачей, связанной с мирным урегулированием международных конфликтов. Она не смогла предотвратить вторую мировую войну, а также нападение Японии на Китай, Италии - на Эфиопию и Испанию, Германии - на Австрию и Чехословакию.

Однако, не смотря на все недостатки, Статут Лиги был замечательным документом для своего времени. Его статьи об ограничении вооружений, урегулировании споров в судебном порядке или путем обращения в Постоянную палату международного правосудия, о взаимной гарантии территориальной целостности, о мерах в целях поддержания мира, о санкциях в отношении государства, прибегнувшего к войне в нарушение обязательств по Статуту Лиги Наций, об обеспечении соблюдения международных договоров и норм международного права, об обязательности сотрудничества государств-членов были в то время новшеством. Эти положения были впоследствии заимствованы и развиты в Уставе ООН. Как положительный, так и отрицательный опыт не прошел бесследно, из него были извлечены соответствующие уроки при создании ООН, самым главным из которых было понимание необходимости более тесного сотрудничества даже самых разных государств в рамках международной организации.

План.

Введение стр.2-3

Глава 1. История создания международных организаций. Виды. Стр.3-5

Глава 2. Виды и классификация международных организаций. Стр.5-9

Глава 3. Современные международные организации. Стр.9-17

Заключение . стр.17-19

Список литературы . стр.20

Введение .

Данная тема реферата выбрана с целью изучения взаимодействия различных государств на международном уровне, т.е. в каких именно вопросах, направлениях происходит это взаимодействие, на каком уровне решаются вопросы, касающиеся взаимопомощи, решения споров между государствами.

В настоящее время в период быстрого развития научно-технического прогресса невозможно существование государств без их взаимодействия. Их взаимодействие может осуществляться как через экономические, так и политические отношения. В современном мире именно с помощью международных организаций осуществляется сотрудничество между государствами. Международные организации не только регулируют межгосударственные отношения, но и принимают решения по глобальным вопросам современности.

В данном реферате показано структура современных международных организаций, их классификация. На сегодняшний день существует много острых вопросов: экология, вопросы войны и мира, борьба со СПИДом и наркоманией. Таким образом, каждая международная организация призвана решать данные вопросы.

Кроме того, в этом реферате отражена история возникновения международных организаций, для создания которых было необходимо, чтобы в мире произошли определённые исторические события, которые привели бы человечество к мысли о взаимодействие. Историческое познание о создания международных организаций позволяет проследить весь сложный путь возникновения взаимодействия между государствами. Рассматривая вопрос с исторической стороны, можно понять на каких принципах основывались, и как совершенствовались международные отношения, и к чему стремится человечество.

Глава 1

Международные организации возникли уже в древности и совершенствовались по мере развития общества.

В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В VI веке до нашей эры появились первые постоянные международные объединения в виде союзов городов и общин (например, Лакедиминская и Делосская Симмакии), или религиозно-политических союзов племён и городов (например, Дельфийско-Фермопильская амфиктиония). Подобные объединения явились прообразами будущих международных организаций. Многие учёные справедливо подчёркивали, что на том этапе эти союзы сближали греческие государства и смягчали их замкнутость.

Следующим этапом развития международных организаций явилось создание международных экономических и таможенных объединений. Один из первых таких союзов был Ганзейский торговый союз, который вывел из состояния средневекового варварства всю Северную Германию. Этот союз был окончательно оформлен в XVI веке. Во главе этого объединения находился Любек.

В начале XIX был создан Германский таможенный союз. Все государства, вошедшие в этот союз, должны были подчиняться одинаковым законам относительно ввоза, вывоза и транзита товара. Все таможенные пошлины признавались общими и распределялись между членами союза по количеству народа населения

Специалисты, изучающие историю международных организаций, считают, что первой межправительственной организацией в её классическом понимании была Центральная комиссия по судоходству на Рейне, образованная в 1831г.

Уже во второй половине XIX века были созданы международные союзы для измерения земли (1864г.), Всемирный телеграфный союз (1865г.), Всемирный почтовый союз (1874г.), Международное бюро мер и весов (1875г.), Международный союз для защиты международной и художественной собственности и другие. В этот период сотрудничество государств становится более обширным, затрагивая всё большие сферы жизни. Все организации данного периода имели постоянные органы фиксированных членов и штаб-квартиры. Компетенция их ограничивалась обсуждением специализированных проблем.

Следующим важным этапом в развитии международных организаций является период после первой мировой войны, когда государства приступили к созданию международной организации по поддержанию мира и международной безопасности. Так в 1919г. была образована Лига Наций. Основными органами Лиги Наций являлись собрание всех представителей членов Лиги, совет и постоянный секретариат.

Главной её задачей являлось поддержание мира, и предотвращение новых войн. Лига Наций должна была предпринимать все меры для сохранения мира. Если какой-либо член Лиги прибегал к войне вопреки принятым на себя обязательствам, то основные члены Лиги обязывались немедленно порвать с ним всяческие торговые и финансовые отношения, а Совет должен был предложить различным заинтересованным правительствам выставить тот или иной контингент войск.

В уставе Лиги Наций были предусмотрены различные эффективные меры по поддержанию мира. В нём признавалось необходимым ограничение национальных вооружений до минимума, необходимого для обеспечения национальной безопасности. Совету Лиги представлялось выбрать планы ограничения вооружений для каждого государства и внести их на рассмотрение заинтересованных правительств.

Но по мнению специалистов, Лига Наций не смогла справиться со своей основной задачей: сохранение мира и мирное урегулирование международных конфликтов. Те разногласия, которые возникли между членами Лиги повлекли за собой не выполнение взятых обязательств. Она не смогла предотвратить Вторую мировую войн, а также нападение Японии на Китай, Италии– на Эфиопию, Германии – на Австрию и Чехословакию, Италии – на Испанию и т. д. И 18 апреля 1946г. лига Наций была ликвидирована, т. к. Лига Наций не выполнила своих функций и на этом историческом этапе прекратила своё существование.

Таким образом, создание международных организаций и их развитие происходило поэтапно. Постепенно государства осознавали необходимость международного сотрудничества в различных сферах жизни, что приводило к обмену изобретениями в области науки, в военной технике, искусства.

Международные организации прошлого стали прообразами современных международных организаций, которых в настоящее время большое количество, и которые играют большую роль в современных международных отношениях.

1.1 История создания международных организаций

Интересно отметить, что «знание» о международных организациях появилось задолго до их внедрения в международные отношения.

Мечты о такой форме организации человеческого общества можно обнаружить в трудах многих ученых и политиков прошлого. За пятьсот лет (1300-1800) было составлено до 30 проектов международных организаций, направленных на обеспечение международной безопасности, а в начале двадцатого столетия появилось более 80 таких проектов. Среди первых, кто предложил создать международную организацию под названием «Союз человечества», был римский писатель, государственный деятель и оратор Марк Туллий Цицерон (106 – 43 годы до нашей эры). По его мнению, основной целью данного союза явилась бы борьба за мир и предотвращение войны.

В Древней Греции в VI веке до нашей эры появились первые постоянные международные объединения. Они создавались в виде союзов городов и общин (например, Лакедиминская и Делосская Симмахии), а также как религиозно – политические союзы между племенами и городами (например, Дельфийско – Фермопильская амфиктиония). Подобные объединения были прообразами будущих международных организаций. Ф.Ф.Мартенс в своей работе «Современное международное право цивилизационных народов» писал, что «хотя эти союзы и были вызваны специально религиозными целями, но оказывали свое действие вообще на сношения между греческими государствами: подобно другим социальным факторам, они сближали народы и смягчали их замкнутость».

Среди русских просветителей широкую известность приобрел в 1803 году Василий Федорович Малиновский (1765 -1814 годы) благодаря своей работе «Рассуждения о мире и войне». В данной работе он выдвигал идею организации всемирного союза народов, который разрешал бы международные споры «по установленному порядку», что позволило бы избегать войн. В середине девятнадцатого столетия появились первые международные межправительственные организации. Появление этих организаций было вызвано двумя взаимоисключающими причинами. Во-первых, образованием в результате буржуазно-демократических революций суверенных государств, стремящихся к национальной независимости, и, во-вторых, успехами научно-технической революции, породившими тенденцию к взаимозависимости и взаимосвязанности государств.

Научно-технический прогресс привел к тому, что интеграционные процессы проникли в экономику всех развитых стран Европы и вызвали всестороннюю связь и взаимозависимость наций друг от друга. Необходимость примирения этих двух противоположных тенденций – желания развиваться в рамках суверенного государства и невозможности делать это без широкого сотрудничества с другими независимыми государствами – и привела к появлению такой формы межгосударственных взаимосвязей, как международные межправительственные организации. Последние, в свою очередь, эволюционировали к дистанционированию от национальных государств, к оформлению статуса самостоятельных субъектов международного права.

Вопрос о возникновении первой международной организации до сих пор остается спорным, чаще всего называют таковой Центральную комиссию судоходства по Рейну, возникшую в 1815 году. Она учреждалась особыми статьями Заключительного генерального акта Венского конгресса, который был подписан 9 июля 1815 года. Данные статьи предписывали установление международных правил судоходства и сбора пошлин по рекам Рейн, Мозель, Маас и Шельда, которые служили границей государств или же протекали через владения нескольких государств. Специалисты в области международных отношений выделяют три этапа развития международных организаций. Первый – вторая половина XIX века - начало XX века. Это было время бурного развития науки и техники, которое вызвало появление таких международных организаций, как Международный союз для измерения земли (1864 год), Всемирный телеграфный союз (1865 год), Всемирный почтовый союз (1874 год), Международное бюро мер и весов (1875 год), Международный союз для защиты литературной и художественной собственности (1886 год), Международный союз железнодорожных товарных сообщений (1890 год). Все указанные организации имели свои постоянные органы, неизменных членов, а также штаб – квартиры. Их полномочия ограничивались лишь обсуждением специализированных проблем.

С середины XIX века и до начала Первой мировой войны увеличилось число международных организаций, основную регистрацию которых ведет Союз международных ассоциаций, учрежденный в Брюсселе в 1909 году. Он координировал деятельность международных организаций и собирал информацию по общим вопросам их деятельности.

Второй период развития международных организаций – 20-е годы XX века – начало Второй мировой войны. Первая мировая война задержала развитие международных организаций и привела к роспуску многих из них. В то же время осознание губительности мировых войн для развития человеческой цивилизации стимулировало появление проектов создания международных организаций политической ориентации в целях предотвращения войн. Один из таких проектов лег в основу Лиги Наций, созданной в 1919 году. Основными органами Лиги Наций были Собрание всех представителей членов данной организации, Совет и постоянный секретариат.

Главной ее задачей являлось поддержание мира и предотвращение новых войн. Лига Наций признавала, что всякая война «интересует Лигу в целом» и она должна принять все меры для сохранения стабильности в мировом сообществе. Совет Лиги Наций мог созываться по немедленному требованию любого из ее членов. При возникновении конфликта между членами Лиги Наций спор разрешался либо в третейском суде, либо в Совете. Если кто – либо из членов Лиги начинал войну вопреки принятым на себя обязательствам, то остальные участники должны были немедленно прекратить с ним всякие финансовые и торговые отношения. Совет, в свою очередь, предлагал различным заинтересованным правительствам предоставить войска для поддержания уважения к обязательствам Лиги.

Учредительным актом, на основании которого действовала Лига Наций, являлся устав. Именно он предусматривал необходимость ограничения национальных вооруженных конфликтов и сведение их до минимума, необходимого для обеспечения национальной безопасности.

Но, по мнению специалистов, а именно И.И Лукашука, Лига Наций не смогла справиться с основной ее задачей: сохранение мира и мирное урегулирование международных конфликтов. Те разногласия, которые возникли между членами Лиги, повлекли за собой невыполнение взятых обязательств. Она не смогла предотвратить Вторую мировую войну, а также нападение Японии на Китай, Италии – на Эфиопию, Германии – на Австрию и Чехословакию, Италии – на Испанию. 18 апреля 1946 года Лига Наций была ликвидирована, так как она не выполнила своих функций и на этом историческом этапе прекратила свое существование. Третий этап относится к периоду после окончания Второй мировой войны, когда в 1945 году появилась первая универсальная международная организация – Организация Объединенных Наций (далее ООН).

В целом за период от Первой до Второй мировой войны разработка проблем организации международного мира и безопасности двигалась крайне медленными темпами, однако можно было наблюдать тенденцию к расширению роли международных организаций в развитии международного права. С.Б. Крылов писал, что « в то время как функционирование международного права основывалось ранее в основном на действиях государств, то на современном этапе оно в значительной мере опирается на организации, такие как ООН и специализированные учреждения, которые группируются вокруг ООН».Вторая мировая война в силу ее масштаба дала мощный толчок правительственной и общественной инициативе во многих государствах по разработке проблем послевоенной организации мира и безопасности. Необходимость в создании организации международной безопасности появилась уже с первых дней войны, поскольку одновременно с военными усилиями, направленными на то, чтобы выиграть войну, государства – члены антигитлеровской коалиции также занимались разработкой принципов и планов будущей всемирной организации. От ранее существовавших организаций ООН отличали ярко выраженный политический характер, проявляющийся в ориентации на вопросы мира, безопасности, и предельно широкая компетенция во всех сферах межгосударственного сотрудничества. После принятия Устава ООН наступила новая эпоха в развитии международных организаций. Огромное значение ООН как гаранта международного мира и безопасности, подчеркивают в своих работах как отечественных, так и зарубежные юристы – международники.

Выступая на 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что «структура и функции ООН формировались в преимущественно иной международной обстановке, время только подтвердило их всеобщую значимость. А инструменты ООН сегодня не только востребованы, они как показывает сама жизнь, в ключевых случаях просто незаменимы». Нынешний этап развития международных отношений характеризуется заметным повышением активности международных организаций. Так, например, за последние два столетия их общее число выросло более чем вдвое. Всего согласно данным союза международных ассоциаций в 2005 году в мире насчитывалось более 6300 международных организаций. По мнению ученых, если учитывать все без исключения структуры, связанные с международной деятельностью (благотворительные фонды, конференции), то их общее число достигнет около 50 тысяч. Современные международные организации отражают единство сотрудничества многих народов и наций. Для них характерны дальнейшее развитие компетенции и усложнение своих структур. Наличие большого числа организаций, а также специфика каждой из них позволяют сделать вывод, что сформировалось система международных организаций, центром которой является ООН.

О концессии и соглашениями о разделе продукции, нефтяные компании приобретают право собственности на часть добытой продукции соответственно в устье скважины и месте назначения продукции. Глава 2. Международно-правовой механизм эксплуатации углеводородных месторождений: проблемы и пути решения 2.1 Правовое обоснование платности при эксплуатации углеводородных месторождений На...

Точки, географические координаты которых утверждаются Правительством Российской Федерации. Иная ширина территориальных вод устанавливается международными договорами Российской Федерации. Воздушное пространство Российской Федерации составляет воздушное пространство над сухопутной территорией и над территориальными водами Российской Федерации. Сама воздушная граница представляет собой вертикальную...

Историю становления и развития международных организаций следует рассматривать через призму эволюции международных отношений и человечества в целом. Это вызвано обусловленными объективными экономическими и политическими факторами, такими как потребность субъектов в международном общении.

На заре человеческой цивилизации племена и первые государства общались между собой и взаимодействовали для совместной обороны или ведения войн, торговли и др. В результате образовывались временные межплеменные и межгосударственные союзы.

На ранних этапах развития человечества межплеменные и межгосударственные отношения выражались в двусторонних контактах, возникающих по мере необходимости между соседними или близко расположенными образованиями. Постепенно эти контакты расширялись, периодически возникали союзы и коалиции, главным образом военного характера.

По мере прогресса человечества развивались и совершенствовались методы и приемы международного общения. Так, уже в глубокой древности наряду с двусторонними встречами все шире применяются другие формы, характерные для позднего периода развития: конгрессы и конференции. Средневековая история дает много примеров съездов государей в Азии, Африке, Латинской Америке, Западной и Восточной Европе.

Изначально конференции и конгрессы созывались от случая к случаю. Затем постепенно начались практиковаться международные совещания, создающие более или менее постоянные органы. На эти органы возлагались задачи созыва и обслуживания конгрессов и конференций, а иногда и осуществление других функций в перерывах между конференциями. Именно эти органы стали прообразами будущих международных межправительственных организаций.

В целом историю создания и развития международных организаций можно условно подразделить на четыре этапа.

Первый этап берет начало с древнейших времен до созыва в 1815 г. Венского конгресса. В этот период формируются идеи и концептуальные основы создания международных организаций.

Древний Рим практиковал учреждение смешанных согласительных комиссий для рассмотрения споров с иностранными государствами.

Первые постоянные международные объединения в Древней Греции появились в VI в. до н.э. в виде Лакедемонской и Делосской симмахий (союзы городов и общин) и Дельфийско-Фермопильской амфиктионии (религиозно-политический союз племен и народов).

Характеризуя упомянутые объединения, известный русский ученый юрист-международник Ф. Ф. Мартенс отмечал, что эти союзы, созданные специально с религиозными целями, "оказывали свое действие вообще на сношение между греческими государствами и... сближали народы и смягчали их замкнутость".

Греческие симмахии и амфиктионии имели достаточно четкую внутреннюю структуру. Высшим органом в обоих межполисных образованиях было собрание. В симмахии оно собиралось один раз в год, а в амфиктионии – два раза. Решения общего собрания принимались простым большинством голосов и были обязательны для всех членов союза. Каждый член этих союзов независимо от величины и значения города или племени имел в симмахии по одному голосу, а в амфиктионии – по два голоса.

Греческие симмахии и амфиктионии сыграли важную роль для развития межплеменных, межгосударственных и международных отношений древнегреческих полисов. Они также заложили основу определенным организационно-правовым принципам и формам будущих международных организаций.

Дальнейшее свое развитие прообразы сегодняшних международных организаций получают в Средние века. Определенное влияние на них оказывала международная торговля, а также католическая церковь.

Заметную роль в развитии международных торговых отношений сыграл Ганзейский торговый союз (XIV– XVI вв.), который объединил северонемецкие города и, по словам Ф. Энгельса, "вывел из состояния средневековья всю северную Германию".

Параллельно международные отношения сопровождались такими событиями, как заключение в 1648 г. Вестфальского мира, который покончил с 30-летней войной, признал католичество и протестантство равноправными конфессиями католицизма в целом. С Вестфальским миром связано признание суверенитета государств и равенства между государствами, прежде всего равенства государств христианского мира.

Второй этап истории развития международных организаций охватывает период начиная с 1815 по 1919 г. Начало этого этапа связано с окончанием наполеоновских войн и созывом в 1815 г. Венского конгресса. В этот период происходит формирование организационно-правовых основ международных организаций. Потребности экономического развития диктовали необходимость международно-правового регулирования ряда новых областей межгосударственных отношений, что оказывало воздействие на эволюцию функционирования старых и появление новых форм многостороннего общения. Такой новой формой становятся всеобщие административные союзы (унии). Этот период отмечается тем, что начинается формирование механизма международных союзов по координации деятельности государств в специальных областях. Первоначально такие союзы начали складываться в области таможенных отношений.

Таможенные союзы являли собой объединения государств на основе заключенного ими договора по созданию совместных органов таможенного управления и установления общего таможенного правопорядка на национальных таможенных территориях.

Одним из таких союзов был Германский таможенный союз. Причины создания данного союза коренились в крайнем экономическом упадке немецких государств, которые входили в состав Германского союза 1815 г. Упадок экономики был вызван разнообразными торговыми стеснениями, множеством таможенных застав, различными тарифами и торговым законодательством в пределах союзной территории. Таможенный союз складывался постепенно, и к 1853 г. вся Германия организовалась в один таможенный союз.

Все государства, вошедшие в союз, подчинялись одинаковым законам относительно ввоза, вывоза и транзита товаров; все таможенные пошлины признавались общими и распределялись между членами союза по количеству народонаселения.

В дальнейшем международное сотрудничество государств на базе постоянно действующей организации находит свое продолжение в сфере транспорта. Началом в этом отношении послужило сотрудничество государств в деле судоходства по международным рекам в рамках создаваемых ими для этого международных комиссий. Так, Регламентом Рейнского судоходства 1831 г. и заменившим его Актом Рейнского судоходства 1868 г. была создана первая такая специальная международная комиссия. Для совместного обсуждения вопросов Рейнского судоходства каждое прибрежное государство назначало по одному представителю, которые вместе образовали Центральную комиссию, имевшую первоначальное местопребывание в г. Мангейме.

Вторая половина XIX в. ознаменовалась интенсификацией международных экономических, научных, технических связей государств, которые постоянно углублялись и расширялись. В этот период возникают первые MMПO: Международный союз измерения земли (1864); Всемирный телеграфный союз (1865); Всемирный почтовый союз (1874); Международное бюро мер и весов (1875); Международный союз охраны промышленной собственности (1883); Международный союз для защиты литературной и художественной собственности (1886); Международный противоневольнический союз (1890); Международный союз для публикаций таможенных тарифов (1890); Международный союз железнодорожных товарных сообщений (1890).

Характеризуя в целом эти союзы (международные организации), можно отметить следующее: все они обладали постоянно действующими органами. Руководящими органами этих союзов, как правило, были конференции или конгрессы, а постоянными исполнительными органами являлись бюро или комиссии. Компетенция этих союзов ограничивалась регулированием специализированных сфер.

Создание первых международных организаций в лице административных союзов с постоянно действующими органами являло собой прогрессивное движение вперед по пути развития и расширения конкретных сфер такого сотрудничества государств. Международные административные союзы положили начало постоянно действующим международным организациям в отличие от всемирных конгрессов и конференций, принадлежавших к числу временных международных форумов, функционировавших в международной жизни с XVII в.

На рубеже XIX–XX вв. международная обстановка обостряется. Создаются два непримиримых военных блока: Антанта и Тройственный союз. В этот же период предпринимаются попытки создания международной организации безопасности путем созыва Гаагских мирных конференций 1899 и 1907 гг., итогом которых явилось учреждение Постоянной палаты третейского суда в Гааге и заключение Конвенции о мирном решении международных столкновений. Однако предпринятые усилия на международном уровне не могли предотвратить развязывание Первой мировой войны.

Начало третьего этапа связано с заключением Версальского мирного договора 1919 г. и учреждением Лиги Наций – первой международной межправительственной организации по поддержанию международного мира и безопасности.

Идеи и предложения по созданию подобной организации выдвигались еще во время войны. Проекты по созданию международной организации исходили от правительств США, Великобритании, Франции, которые в той или иной степени легли в основу Статута Лиги Наций. Окончательный вариант Статута Лиги наций был утвержден Парижской мирной конференцией в 1919 г. как составная часть Версальского мирного договора. Статут содержат 26 статей, которые одновременно в качестве первой главы были включены в тексты всех пяти Парижских мирных договоров, завершивших Первую мировую войну: Версальского, Сен-Жерменского, Триапонского, Нейльского, Севского. Из них первым по времени заключения был Версальский – 28 июня 1919 г., вступивший в силу 10 января 1920 г. Исходя из этого, датой основания Лиги Наций принято считать дату подписания Версальского договора, т.е. 28 июня 1919 г.

Создание Лиги Наций – это не только первая попытка учреждения универсальной международной организации по поддержанию мира и безопасности, но и создания для этого специального механизма.

Основной целью Лиги Наций было обеспечение всеобщего мира и безопасности и содействие международному сотрудничеству государств. По Статуту Лиги Наций на нее также были возложены такие функции, как, например, контроль над мандатариями, защита прав национальных меньшинств и регистрация международных договоров.

Первоначальными членами Лиги Наций были 26 суверенных государств и четыре доминиона . Другую группу государств-членов составили 13 так называемых приглашенных государств, которые не участвовали в Первой мировой войне .

Несмотря на то что Лига Наций была создана при активном участии правительства США, Сенат посчитал, что участие США в Лиге в условиях, когда там заведомо будет доминировать влияние Великобритании и Франции, неоправданно. Впоследствии США не стали участниками Лиги Наций.

В 1925 г. были заключены Локарнские соглашения, которые вступили в силу с момента вступления Германии в Лигу Наций в 1926 г.

Вступление в Лигу Наций государств – противников Великобритании и Франции в Первой мировой войне постепенно породило внутри этой организации серьезные треиия и разногласия, что закончилось тем, что в 1933 г. из ее членства выходят две державы – Япония и Германия, а в 1937 г. – Италия.

СССР долго не мог вступить в Лигу Наций из-за того, что Запад нс признавал советскую власть. Однако после того как Япония и Германия покинули Лигу и в 1933 г. к власти в Германии пришли фашисты со своими реваншистскими настроениями, стало очевидно, что без участия СССР глобальных проблем в Европе и мире в целом не решить, западная дипломатия предприняла определенные шаги по вступлению СССР в Лигу Наций. Так, по инициативе французской дипломатии 15 сентября 1934 г. СССР был приглашен 30 государствами – членами Лиги Наций вступить в эту международную организацию. 18 сентября 1934 г. Ассамблея Лиги Наций постановила принять СССР в Лигу и предоставить ему место постоянного члена Совета Лиги Наций. Вступая в Лигу Наций, СССР официально выразил свое отрицательное отношение к некоторым положениям ее Статута. Так, например, правительство СССР сделало заявление о непризнании им отдельных статей Статута Лиги, которые фактически легализировали право государства развязывать войну под предлогом защиты "национальных интересов" (ст. 12, 15), вводили систему колониальных мандатов (ст. 22) и игнорировали равноправие всех рас и наций (ст. 23).

Де-факто Лига Наций прекратила свою деятельность в сентябре 1939 г., а юридически была ликвидирована 18 апреля 1946 г. после создания ООН.

Статут Лиги Наций имел определенные недостатки, которые в конечном счете можно свести к следующему: его положения не содержали безоговорочного запрещения агрессии; большое отрицательное воздействие на деятельность Лиги Наций оказал и такой недостаток, как международно-правовое закрепление так называемой мандатной системы (ст. 22 Статута).

В силу указанных обстоятельств и других причин Лига Наций не смогла справиться со своей уставной задачей – мирным урегулированием международных конфликтов. Каждый раз, когда возникал какой-либо конфликт, приводивший к военным действиям, Лига Наций обнаруживала свое бессилие.

Например, существование Лиги Наций не помешало агрессорам осуществлять активную подготовку к войне, а затем и развязать ее. Япония в 1931 г. вторглась в Китай и оккупировала Маньчжурию, Италия оккупировала Албанию в 1939 г. и Эфиопию в 1936 г., Германия – 7 марта 1936 г. в одностороннем порядке расторгла Локарнские соглашения и ввела свои войска в демилитаризованную Рейнскую зону, а в 1938 г. произвела аншлюс Австрии, в 1939 г. захватила Чехословакию, Австрию, часть Литвы. Германия и Италия совершили объединенную интервенцию против Испанской республики (1936–1937). Далее, 1 сентября 1939 г., Германия напала на Польшу. Так началась Вторая мировая война, которая длилась шесть лет.

Несмотря на все эти недостатки, Статут Лиги Наций был знаменательным документом своего времени. Его статьи об ограничении вооружений, урегулировании споров в судебном порядке или путем обращения в Постоянную палату международного правосудия, о взаимной гарантии территориальной целостности, о мерах в целях поддержания мира, о санкциях в отношении государства, прибегнувшего к войне в нарушение обязательств по Статуту Лиги Наций, об обеспечении соблюдения международных договоров и норм международного права, об обязательности сотрудничества государств-членов были в послевоенный период новацией.

И еще одно новшество в международных отношениях и международном праве – появление международной гражданской службы в современном понимании.

Опыт деятельности Лиги Наций не прошел бесследно. Многие положения ее Статута и практический опыт впоследствии были заимствованы или учтены при создании ООН.

Четвертый этап развития международных организаций связан с созданием ООН и ее системы, а также формированием современной системы международных организаций.

Началу учреждения ООН предшествовало создание антигитлеровской коалиции. Первая встреча по формированию антигитлеровской коалиции состоялась между президентом США Ф. Рузвельтом и премьер-министром Великобритании У. Черчиллем 14 августа 1941 г. на линкоре "Принц Уэльский", в результате чего появилась Атлантическая хартия. В ней лидеры двух государств декларировали отказ от захвата территорий, признавали право всех народов избрать себе форму правления, при которой они хотят жить, и т.д.

Следующим шагом мирового сообщества по созданию антигитлеровской коалиции было проведение Межсоюзнической конференции в Лондоне 24 сентября 1941 г. с участием представителей СССР, Великобритании и ряда других европейских стран. На конференции было объявлено о присоединении СССР к Атлантической хартии и оглашена декларация советского правительства, призывавшая сконцентрировать все экономические и военные ресурсы свободолюбивых народов для скорейшего и решительного разгрома фашистских агрессоров.

Первое упоминание в официальном международном документе о необходимости создания международной организации по поддержанию мира содержалось в Декларации правительства СССР и правительства Польской Республики о дружбе и взаимной помощи от 4 декабря 1941 г. В Декларации говорилось, что прочный и справедливый мир в послевоенный период может быть достигнут только новой организацией международных отношений, основанных на объединении демократических государств в прочный союз. При создании такой организации, отмечалось далее в документе, решающим моментом должно быть уважение к международному праву, поддержанному коллективной вооруженной силой всех союзных государств .

Большое значение для создания антигитлеровской коалиции имела Декларация Объединенных Наций, которая была принята на Вашингтонской конференций 1 января 1942 г. Само название "Объединенные Нации" союзникам по антигитлеровской коалиции предложил президент США Ф. Рузвельт в декабре 1941 г. В последующем этот термин становится синонимом для союзников по коалиции. Декларацию подписали представители 26 государств – участников антигитлеровской коалиции, включая СССР, США, Великобританию и Китай. Среди них также девять государств Центральной Америки и Карибского бассейна, доминионы Британской короны, Британская Индия и восемь европейских правительств в изгнании. В течение 1942–1945 гг. к Декларации присоединилось 21 государство.

К концу войны к Декларации присоединились другие страны, в том числе Филиппины, Франция, все латиноамериканские страны (кроме Аргентины), а также некоторые независимые государства Ближнего Востока и Африки. Странам "оси" не позволили присоединиться к Декларации.

Практические шаги по созданию новой международной организации мира и безопасности были предприняты на Московской конференции министров иностранных дел трех союзных держав: СССР, США и Великобритании (19– 30 октября 1943 г.). 2 ноября 1943 г. была опубликована Декларация четырех государств (СССР, США, Великобритании и Китая) по вопросу о всеобщей безопасности. В ней говорилось, что они "признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все государства – большие и малые". Таким образом в данном документе была заложена принципиальная основа универсальной ММПО.

В дальнейшем вопрос о создании международной организации мира и безопасности обсуждался на Тегеранской конференции руководителей трех союзных держав – СССР, США и Великобритании (Сталина, Рузвельта и Черчилля), которая проходила в период с 28 ноября по 1 декабря 1943 г.

Па Тегеранской конференции было достигнуто соглашение по широкому кругу вопросов, включенных в специальный документ, получивший название "Предложения относительно создания Всеобщей международной организации безопасности", содержавший перечень положений, подлежавших, по мнению государств-участников, закреплению в уставе будущей организации: о целях, принципах, членстве в организации; о составе, функциях, полномочиях главных ее органов; о международном суде; о мероприятиях по поддержанию международного мира и безопасности, включая предотвращение и подавление агрессии; о международном сотрудничестве по экономическим и социальным вопросам; о секретариате, процедуре внесения поправок в устав и др.

В заключительную часть данного документа был внесен специальный раздел – "Мероприятия переходного периода", в котором предусматривалось, что до вступления в силу специальных соглашений о контингентах вооруженных сил в соответствии с Московской декларацией государства-участники должны консультироваться друг с другом и, в случае необходимости, с другими членами организации с целью таких совместных действий от имени организации, которые легли в основу Устава ООН, и в этом их огромное историческое значение. Они стали предметом обсуждения правительств многих стран антигитлеровской коалиции, представивших по ним свои замечания.

Следующим этапом создания ООН стала Конференция государств – членов антигитлеровской коалиции, проходившая в Думбартон-Оксе (США) в два этапа: с 21 августа по 28 сентября 1944 г. и с 29 сентября по 7 октября 1944 г. На ней государства-участники не смогли договориться по некоторым вопросам, в том числе по процедуре голосования в СБ ООН; о составе его непостоянных членов; о статуте, составе и порядке избрания Международного Суда ООН; о международной опеке; о месте пребывания ООН; об участниках учредительной конференции ООН и первоначальном членстве в ООН и об иммунитете представителей государств.

Практически вопрос об учреждении ООН был решен на Крымской (Ялтинской) конференции руководителей трех держав антигитлеровской коалиции, проходившей с 4 по 11 февраля 1945 г. Ялтинской конференции принадлежит особое место в политической и дипломатической истории Второй мировой войны. На ней были приняты решения о согласовании вопросов по процедуре голосования в СБ ООН, принципе единогласия постоянных членов СБ ООН и составе государств – учредителей ООН.

По вопросу о создании международной системы опеки была достигнута договоренность о том, что такая система будет применяться:

  • – к существующим мандатам Лиги Наций; – территориям, отторгнутым от вражеских государств в результате войны;
  • – любой другой территории, которая может быть добровольно поставлена под опеку.

На Крымской конференции было принято решение, что учредительная конференция ООН откроется 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско и что в работе этой конференции примут участие государства ООН "по составу на 8 февраля 1945 г.", а также "те из присоединившихся Наций, которые объявили войну общему врагу к 1 марта 1945 г.".

Учредительная конференция ООН проходила в Сан- Франциско с 25 апреля по 26 июня 1945 г. Она вошла в историю международных отношений как событие большого политического значения и одна из крупнейших конференций. В работе Конференции приняли участие 282 делегата, свыше полутора тысяч экспертов, советников, членов секретариатов делегаций и т.д.

Работа Конференции была сосредоточена в четырех главных комитетах, четырех комиссиях и двенадцати технических комитетах. Большое значение при этом имели неофициальные заседания четырех глав делегаций – СССР, США, Великобритании и Китая, на которых обсуждались наиболее острые вопросы Конференции и согласовывалась общая точка зрения великих держав. Всего было проведено шесть таких неофициальных встреч, на которых было принято 27 совместных поправок к Уставу ООН.

В целом обсуждение проекта Устава ООН и согласование позиций государств – участников Конференции проходило в острой и сложной дипломатической борьбе между СССР, с одной стороны, и США и Великобританией – с другой. Тем не менее в течение двух месяцев Конференция проделала огромную работу, об объемах которой можно судить хотя бы по тому факту, что на ней было рассмотрено 1200 одних только поправок по проекту Устава ООН, отражающих различные позиции государств. Все они были систематизированы и направлены для обсуждения в соответствующие комитеты Конференции.

В результате большой и кропотливой работы Конференции были выработаны Устав ООН и Статут Международного Суда ООН, что явилось бесспорным достижением в деле прогрессивного развития международного права.

26 июня 1945 г. Устав ООН был подписан всеми государствами – участниками Конференции (в количестве 50). Официально он вступил в силу 24 октября 1945 г. после его ратификации и сдачи на хранение правительству США ратификационных грамот пятью государствами – постоянными членами Совета Безопасности и 24 другими государствами- членами.

День 24 октября, по решению ГА ООП в 1947 г., был объявлен Днем ООН и ежегодно отмечается всей прогрессивной общественностью земного шара.

Летом 1945 г. в Лондоне была учреждена Подготовительная комиссия в составе всех государств – членов ООН для решения организационных и других практических вопросов (структура органов ООП, правила процедуры, порядок финансирования, местонахождение ООН и др.). По вопросу о местонахождении возникли серьезные закулисные споры: Великобритания и некоторые другие государства выступали за размещение штаб-квартиры ООН в Европе (Женеве), а США и латиноамериканские государства местом нахождения ООП видели территорию США. 10 декабря 1945 г. Конгресс США единогласно принял резолюцию о приглашении ООН в США. 14 февраля 1946 г. в ходе голосования в Подготовительной комиссии за Женеву было подано 23 голоса, против – 25 (в том числе СССР, Югославия, УССР, БССР и Чехословакия), воздержались две делегации (Эквадор, США). За США проголосовало 30 представителей, против – 14, воздержались – 6. Таким образом, большинством голосов было принято решение о размещении штаб-квартиры ООН в США. Первая сессия ГА ООН открылась 10 января 1946 г. в Лондоне (по причине отсутствия у ООН своего здания). Там же 17 января 1946 г. состоялось первое заседание Совета Безопасности ООН.

Определенную сумму (8,5 млн долл.) на приобретение нынешнего участка на Манхэттене выделил Дж. Д. Рокфеллер. Власти города Нью-Йорка тоже выделили прилегающие к этому месту участки земли и осуществили расчистку территории, строительство необходимых инфраструктурных сооружений и обустройство прилегающей территории на сумму 30 млн долл. В 1948 г. ООН подписывает договор с правительством США о предоставлении им беспроцентного займа в 65 млн долл, на строительство штаб-квартиры ООН. Закладка его фундамента состоялась 24 октября 1949 г. Само здание было построено довольно быстро. Уже в 1952 г. и ГА, и СБ ООН проводили свои заседания в новом здании.

  • Крылов С. Б. История создания Организаций Объединенных Наций. М., 1960. С. 17.
  • См.: Федоров В. Н. Организация Объеденных Наций, другие международные организации и их роль в XXI веке. М., 2007. С. 44.
  • Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Многозначные слова — это примеры разных граней русского языка
    Вера божья и вера человеческая
    Притчи про добро и зло Маленькая притча о добре и зле