Проект для детей старшей группы на тему «Животный и растительный мир родного края. Проект «обитатели родного края. дикие животные» проект на тему Проект на тему животный мир родного края
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №7 «Калинка»
ПРОЕКТ
«Обитатели родного края. Дикие животные»
Проект выполнен
Воспитателем
МДОУ № 7 «Калинка»
Пименовой Людмилой Робертовной
г. Егорьевск
2014 г.
Введение
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс, в основе которого, лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы отобрать из массы впечатлении, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных (дома, детского сада, края); труд людей; традиции; общественные события и т.п. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес. Поэтому начиная работу по воспитанию любви к родному краю, воспитатель должен продумать, что целесообразней показать и рассказать детям, выделяя наиболее характерное для данной местности или данного края.
Развивать личность ребенка, его познавательные и творческие способности воспитателю помогает интегрированный метод обучения. Как один из вариантов интеграции в дошкольном образовании рассматривается метод проектов. Проектный метод деятельности выбран как наиболее эффективное средство обучения и воспитания, как метод развития творческого познавательного мышления.
Актуальность. Проблема нравственного - патриотического воспитания детей дошкольного возраста является одной из актуальных. Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Ознакомление дошкольников с родной природой - первые шаги в познании родного края, воспитания любви к Родине. Понятие Родины связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко - с любовью к родителям, своему дому, природе, окружающей его. Умение видеть и понимать состояние живого существа - тонкое движение души, зависящее от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств, с этого начинается ответственность за все живое.
Впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь. Воспитателю необходимо ввести ребенка в мир природы, сформировать у него реалистические знания о ее объектах и явлениях, научить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать, т.е. активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, навыками и умениями.
Общение с природой украшает нашу жизнь, делают её насыщеннее и духовно богаче. Чуткость, любовь, внимание, нежное и трепетное отношение ко всему живому нужно воспитывать с детства. Ребёнок будет расти любящим и ответственным, только если взрослые своим примером научат бережному отношению к животным и окружающей природе. Поэтому, очень важно организовывать занятия, направленные на познание окружающей среды, жизни животных и растений, воспитывать в детях бережное отношение ко всему живому.
Вид проекта: познавательно-творческий.
По характеру: ребенок и животные.
Продолжительность: средней продолжительности – 1 месяц (сентябрь 2014 года).
Участники: воспитанники старшей группы «Пчелка», воспитатели, родители.
Проблема: бережное отношение к животным и окружающей среде родного края.
Объект исследования: дикие животные лесов Егорьвского района.
Образовательная область: познание, речевое развитие.
Цель проекта: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.
Задачи проекта:
Закрепить понятие малая родина;
Дать представления о диких животных обитающих в лесах Егорьевского района, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу.
- активизировать и обогатить словарный запас детей, за счет имен существительных, прилагательных и глаголов по теме занятия;
Развивать связную речь, через составление описательного рассказа о диких животных родного края;
Воспитать бережное отношение к животным и окружающей среде родного края;
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение;
Воспитывать усидчивость и аккуратность.
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы его построения:
Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
Принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает:
Признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
Признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
Уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным в начальной школе. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
Предполагаемые результаты проекта:
Повышение уровня знаний о диких животных в природных условиях;
Выявление устойчивого интереса к живой природе;
Обучение детей применять полученные знания в продуктивной деятельности;
Развитие связной речи и обогащение словарного запаса детей.
Ресурсное обеспечение проекта.
Нормативно-правовое обеспечение :
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Закон Московской области «Об образовании» от 27.07.2013 №94/2013-03.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях».
Устав МДОУ №7 «Калинка».
Материально-техническое обеспечение:
Развивающая предметная среда детского сада и конкретно старшей группы оборудована с учётом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по масштабу, содержанию и художественному решению. В детском саду имеется методический кабинет, кабинет логопеда, музыкальный, спортивный зал, спортивная площадка, участки для прогулок детей, групповые помещения оборудованы с учётом возрастных особенностей детей. Подобрана фонотека современной, классической музыки, музыкальный центр, DVD- проигрыватель, телевизор, что способствует более полному восприятию проводимой работы с детьми. В наличие также дидактический материал по ознакомлению с окружающим миром.
Информационно-методическое обеспечение:
Интернет-ресурсы,
Библиотека детской художественной литературы;
Инновационная методическая литература;
Дидактический материал по ознакомлению с окружающим миром;
Фотоальбомы;
Плакаты.
Критерии эффективности проекта:
Полученные результаты соответствуют ожиданиям при наименьших затратах ресурсов;
Произошли инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;
Педагогический опыт интересен коллегам;
Растет мотивация педагогического коллектива к широкому применению опыта;
К деятельности привлечены родители.
Этапы реализации проекта.
I. Подготовительный этап:
Подбор иллюстрированного материала по теме;
Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме;
Подбор материалов для изготовления поделок своими руками.
Цель: Сформировать у детей знания о диких животных родного края. Усвоить названия диких животных, определить основные особенности внешнего вида, среды обитания, питания, взаимодействия диких животных друг с другом.
II. Деятельный этап:
Познавательная беседа «Дикие животные» (Приложение 1);
Проведение физкультминутки «Ежик топал по тропинке» (Приложение 2);
Разгадывание загадок согласно выбранной тематике «Угадай, кто это?» (Приложение 3);
Проведение игры-разминки «На водопой» (Приложение 4) ;
- чтение художественной литературы про диких животных: «Кот и лиса», «Маша и медведь», «Лисичка сестричка», «Три медведя»;
Поделки из шишек своими руками на тему «Дикие животные» (Приложение 5);
Проведение пальчиковой гимнастики «Здравствуй», «В Егорьевске», «Дом и ворота», «Серый волк», «Бурый мишенька» (Приложение 6).
III. Подведение итогов:
Детальное рассматривание картинок с дикими животными;
Выставка поделок из шишек своими руками на тему «Дикие животные».
Цель: Обобщить, уточнить, сформировать и расширить знания о диких животных лесов Егорьевского района. Развивать познавательную деятельность и мышление. Вызвать интерес, за счет совместных выполнений заданий и творческой деятельности.
Раздаточный материал: клеенки для лепки, пластилин, шишки.
Заключение
В процессе реализации проекта все виды деятельности были взаимосвязаны. Воспитательно-образовательный процесс был выстроен на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми, с применением здоровье сберегающих технологий, социоигровых технологий. Применение данных технологий позволило избежать физической и эмоциональной перегрузки воспитанников, создать условия для появления индивидуальности, удовлетворение потребности в двигательной активности детей.
Проект дает возможность закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.
О перспективности метода проектов свидетельствуют те факты, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности
Список литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Закон Московской области «Об образовании» от 27.07.2013 №94/2013-03.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях».
5. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.-М: ЦГЛ, 2005.
6. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» (сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003
7. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».-М.: Просвещение, 2010.
8. Молодцева Л.П. Игровые экологические занятия в детском саду.-М.: Наука, 1996
9. Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика. М.: ВЛАДОС,2000.
10. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду.-М.: 2003
11. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2005г.
Приложение 1
Ход.
Познавательная беседа «Дикие животные»
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Все мы с Вами живем в великой огромной стране – России. Все мы очень любим нашу страну и особенно любим наш родной город, имя которого Егорьевск. Наш прекрасный город окружает удивительная природа. Летом мы можем отдыхать на берегах рек и озер, дышать свежим воздухом и наслаждаться пением птиц, прогуливаясь в лесу, собирая ягоды и грибы.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в удивительное и увлекательное путешествие по величественному лесу Егорьевского района, где живут дикие животные. Я расскажу Вам, о жизни этих замечательных животных. Но сначала, скажите, пожалуйста, каких диких животных Вы знаете? (лиса, медведь, волк, рысь, белка, заяц, лось, кабан, бобр, еж, крот, мышка полевка)
Молодцы! И так, посмотрите на эту картинку (рассматривание картинки с изображением лисы) .
Кто на ней изображен? (лиса)
Правильно, лиса.
Лиса - одна из самых известных обитательниц наших лесов. Зверь этот среднего размера с длинным, очень красивым хвостом и крупными острыми ушами и белой грудкой. Уши с обратной стороны черные, а кончик хвоста белый, также есть черные пятна на лапах. Зимой лиса имеет рыжий окрас, а летом серый. Лиса всеядна, в основе её питания лежат мелкие грызуны, главным образом полевые мыши, а также зайцы, ежи и птицы, растения, фрукты, плоды, ягоды, грибы. Живут лисы в норах. Лиса – очень умное и хитрое животное.
Воспитатель: А теперь посмотрите на эту картинку (рассматривание картинки с изображением медведя).
Кто это? (медведь)
У медведя крупная голова, маленькие круглые ушки, небольшие глазки, на лапах когти. А цвет меха бурый, отсюда и его название. Питается растительной пищей - любит плоды, орехи, ягоды, некоторые растения, грибы и конечно же мёд. В голодные весенние периоды, после спячки, может скушать кабана , лося или оленя. Не откажется он и от рыбы. Медведь впадает в спячку зимой, для этого устраивает себе берлогу, обычно под упавшими деревьями.
Воспитатель: Этого зверя Вы, конечно же, знаете по детским сказкам (рассматривание картинки с изображением волка ).
Правильно, это волк.
Волк – предок домашней собаки. По своему общему виду волк может напоминать крупную собаку. У волка шерсть серого цвета, высокие сильные лапы. Волки стайные животные. Живут в логове, только для выведения волчат. В качестве логова, используют заросли кустарника, поваленные деревья, а иногда могут занимать норы сурков, барсуков и других зверей, и лишь в крайних случаях роют их самостоятельно. Волк, является типичным хищником, который добывает себе пищу постоянным поиском и преследованием жертв.
Воспитатель: Кто знает, чем питается волк? (копытными животными, грызунами, зайцами )
Объектом нападения волков нередко становятся и домашние животные (овцы, коровы, лошади), в том числе и собаки. Летом волки могут полакомиться кладкой яиц, птенцами или сидящими на гнёздах птицами, иногда нападают на водоплавающих и иных птиц. Также употребляют в пищу некоторые растения, грибы, ящериц и лягушек.
Воспитатель: А сейчас ребята, обратите внимание на этого замечательного зверя (рассматривание картинки с изображением рыси ).
На кого он похож? (кошка)
Правильно, на кошку.
Рысь – довольно крупный зверь, с пятнистым серо-рыжим окрасом, кисточками на ушах, широкими мохнатыми лапами и коротким хвостом. Питается рысь зайцами, а также она охотится на птиц, мелких грызунов, реже - на небольших копытных, вроде косули, оленей, а так же лисиц и других некрупных зверей, иногда нападает на домашних кошек и собак. Убежищем им служит логово под вывернутыми корнями упавшего дерева, какая-либо яма, небольшая земляная пещера, расщелина скал, старая нора барсука, расположенная в укромном, труднодоступном для людей месте.
Воспитатель: А этот зверек вам знаком? (рассматривание картинки с изображением белки )
Совершенно верно, это белка.
Белка - это мелкий зверек, имеющий вытянутое стройное тело и пушистый хвост. Зверек имеет округлую голову, большие чёрные глаза и длинные уши с кисточками, которые особенно заметны в зимний период. Летом белки в основном ярко-рыжие, бурые или тёмно-бурые, а зимой - чёрные и серые. Брюшко в любое время года светлое или чисто белое. Белки живут в дуплах деревьев, называемых гнездами, занимают пустующие жилища сорок, дроздов и ворон.
Воспитатель: Чем питаются белки? (семенами, лесными орехами, желудями, грибами, ягодами, растениями)
Также белки употребляют в пищу насекомых, яйца птиц, ящериц. На зиму все белки делают запасы: они складывают по дуплам желуди, орехи, шишки, сушат грибы, развешивая их по веткам.
Воспитатель: Этот зверек Вам тоже известен (рассматривание картинки с изображением зайца. )
Заяц - животное довольно крупное. Телосложение зайца хрупкое, уши длинные, хвост маленький, сверху чёрного или чёрно-бурого цвета. Глаза у зайца красновато-коричневые, задние лапки длиннее передних.
Воспитатель: Каким цветом шерстка у зайца летом? (серая, либо коричневая )
Зимний мех немного более светлый, чем летний, а голова, передняя часть спины и кончики ушей зимой остаются тёмными. Зайцы обитают на опушках леса, полянах и лугах, выкапывая неглубокую ямку под кустом или поваленным деревом. Норы заяц роет очень редко, но может занять заброшенные лисьи норы. В летнее время заяц поедает растения и молодые побеги деревьев и кустарников, а также овощи. Зимой заяц питается сухой травой, семенами, остатками огородных культур (картошкой, морковью), кустарниковой и древесной растительностью (кора, побеги).
Воспитатель: А что это за зверь такой, кто знает? (рассматривание картинки с изображением лося )
Это лось .
Лось – достаточно высокое животное, у него короткие туловище и шея, высокая холка с небольшим горбом и сильно вытянутые ноги. У лося голова крупная, горбоносая, под горлом имеется мягкий кожистый вырост - так называемая «серьга». Шерсть лося очень грубая, у самцов большие рога, а у самок их нет. Окрас лося буровато-чёрный, светло-серые, почти белые ноги. Лоси питаются побегами хвойных и лиственных пород, листьями деревьев и кустарников, корой деревьев, травой, грибами. Кроме человека на лосей охотятся волки, иногда даже медведи. Их добычей становятся больные, молодые и старые животные.
Воспитатель: Посмотрите на эту картинку (рассматривание картинки с изображением кабана )
Что это за животное? (кабан)
Как Вы заметили, кабан очень похож, на известную всем свинью.
От домашней свиньи он отличается более сжатым и коротким телом, более высокими и толстыми ногами. Кроме того, у кабана голова длиннее и тоньше, длинные уши, которые острее и стоят торчком, острые, сильно развитые клыки. Все домашние свиньи произошли от диких кабанов. Шерсть буровато-серого цвета. Щетина, черно-бурая с примесью желтого, на теле кабана, не считая нижнюю часть шеи и заднюю часть живота, образует что-то вроде гривы. Его морда, нижняя часть ног, хвост и копыта - чёрные. Это крайне осторожные животные – кабан старается избегать встреч с человеком. Но они вовсе не трусливы. Они могут быть отважными, когда раздражены, ранены или защищают своих детенышей – в этот момент кабаны очень опасны. У взрослого кабана практически нет врагов, кроме человека. Но для молодых или больных животных опасны волки и рыси. Кабаны питаются растительной пищей (корни, плоды, желуди и т. п.), но включает также и различных некрупных животных и падаль. В редких случаях дикий кабан нападает на довольно крупных, но больных или раненых животных, таких, как косули или даже олени.
Воспитатель: Обратите внимание на этого зверька (рассматривание картинки с изображением бобра )
Это бобр - один из самых необычных представителей леса. Являясь крупным наземным грызуном, он при этом отлично приспособлен к водному образу жизни. Самая выдающаяся часть тела бобра – его хвост, покрытый крупными роговыми щетинками, похожий на весло. У бобра маленькие глаза, широкие и короткие уши, почти не выступающие над уровнем меха. Под водой его ушные отверстия и ноздри могут смыкаться, а глаза закрываться специальными перепонками. Зубы у бобра очень крепкие и острые, благодаря им он перегрызает стволы деревьев, чтобы построить плотину на реке или озере и возвести себе дом – хатку. У бобра очень густой и красивый мех, светло-коричневого, бурого или черного цвета. Бобры обычно селятся по берегам медленных речек, прудов и озёр, на водохранилищах, каналах и карьерах. Бобры живут в норах или хатках, причем вход туда они всегда делают под водой. Бобры роют норы под крутыми берегами. Это весьма сложный лабиринт, в котором несколько входов и выходов. Бобры строгие вегетарианцы – они едят только кору и побеги деревьев, иногда балуют себя травянистыми растениями.
Воспитатель: Этого колючего зверя Вы точно знаете (рассматривание картинки с изображением ежа ).
Правильно, это еж.
Еж - животное, ведущее ночной образ жизни. Уши у ежа относительно небольшие, морда вытянутая, нос острый и постоянно влажный. Иглы у ежа короткие, полые внутри, наполненные воздухом. Голова и брюхо ежа, покрыты грубыми и обычно тёмными волосами. Ежи предпочитают опушки, небольшие поляны, перелески, поймы рек. Они вполне могут жить рядом с человеком. Днем ежи спят в гнезде или других укрытиях. Гнёзда ежи устраивают в кустах, ямах, заброшенных мышиных норах или под корнями деревьев. У ежей, как и у многих ночных животных, плохо развито зрение, зато отличное обоняние и слух. С наступлением заморозков еж плотно законопачивает вход в норку и впадает в зимнюю спячку. Питается еж насекомыми, слизнями, гусеницами, дождевыми червями, иногда ящерицами и лягушками, поедает фрукты и ягоды. Часто ежи лакомятся птенцами или яйцами любых мелких птиц, которые гнездятся на земле, а также мышами.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим с Вами на одно из самых загадочных животных, обитающем в лесу (рассматривание картинки с изображением крота ).
Что же это за зверек? (крот)
Окрас меха крота обычно чёрный, нижняя часть тела немного светлее. Крот представляет мир животных, обитающих под землей на лугах, полях, огородах, в садах и поймах рек. Кроты роют, своими передними лапками, под землей множество ходов и устраивают себе гнезда в корнях деревьев, или под старыми пнями, где активно зимуют, не впадая в спячку. Питаются кроты почвенными беспозвоночными, преобладают среди которых дождевые черви, а также различными насекомыми, слизнями, ящерицами, мышами и лягушками.
Воспитатель: Кто знает, как называется этот милый маленький зверек? (рассматривание картинки с изображением мышки полевки )
Мышка полевка внешне напоминает обычную мышь или крыс у. Однако, разница заключается в отличающиеся от них тупой мордочкой, короткими круглыми ушами и небольшим хвостом. Со стороны спинки шкурка у неё серовато-коричневого цвета, а на брюшке беловатая. Селится полевка на лесных опушках и вырубках, на лугах, полях и в долинах рек. Полёвки живут колониями, которые состоят из нескольких семей. Под землёй они роют норы со сложной разветвлённой сетью ходов. В каждой норе имеется несколько камер, которые предназначены для различных целей: в некоторых камерах они устраивают гнёзда, а в других складывают запасы корма. Кормом полёвок является растительная пища, главным образом стебли, листья и почки различных растений, семена, орехи, а так же различные насекомые. В зимнее время они живут под снегом, где у них находятся гнёзда, сплетённые из сухой травы.
Воспитатель: Сегодня ребята, Вы познакомились с удивительными дикими животными, обитающими в лесах, н о я вам рассказала только о некоторых из них, на самом деле их гораздо больше.
Воспитатель на магнитной доске располагает картинки с дикими животными и предлагает детям по желанию, по одному, подойти к доске, взять картинку с изображением животного и рассказать все, что он знает о нем.
Воспитатель: Как Вы думаете ребята, диким животным хорошо живется в лесу? А почему? (Хорошо. Это их дом.)
Воспитатель: А как люди должны вести себя в лесу? (В лесу нельзя ничего ломать, обижать животных. Лес нельзя загрязнять.)
Воспитатель: Ребята, Вы все молодцы, порадовали меня своими ответами. Помните, что мы - Егорьевцы – должны заботиться о своем доме, о своей родине, бережно относиться к животным и окружающей природе родного края. И что мы – граждане очень сильной, могучей страны, имя которой – Россия.
Приложение 2
Физкультминутка «Ежик топал по тропинке» :
Жили-были серый еж, и его ежиха.
Хлопки в ладоши.
Серый еж был очень тих,
Потягивания – руки вверх с растопыренными пальчиками.
И ежиха тоже.
Потягивания – руки в стороны.
И ребенок был у них - очень тихий ежик.
Приседание – плавное опускание рук в низ.
Всей семьей идут гулять, ночью вдоль дорожек,
Ходьба на месте с размахиванием рук вдоль туловища.
Еж-отец, ежиха-мать,
Ходьба бодрая.
И ребенок-ежик.
Ходьба замедленная.
Вдоль глухих осенних троп, ходят тихо: топ-топ-топ
. Ходьба на носочках.
Приложение 3
Игра «Угадай, кто это?»
Воспитатель на магнитной доске располагает картинки с дикими животными, в качестве подсказки при отгадывании загадок.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы свами поиграем в игру «Угадай, кто это?». Я буду загадывать Вам загадки, а Вы будете их отгадывать. В качестве подсказки, можете воспользоваться картинками, представленными на магнитной доске.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвост пушистый – краса.
Кто же это? (Лиса)
_______
Он в берлоге спит зимой,
Под большущую сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (Медведь)
_______
На овчарку он похож,
Что ни зуб – то острый нож,
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
_______
Думал, кошка,
Крикнул: «Брысь»
Оказалось, это… (Рысь)
_______
Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать. (Белка)
_______
Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)
_______
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
_______
Этот зверь, с двумя клыками,
С очень мощными ногами,
И с лепешкой на носу,
Роет землю он в лесу. (Кабан)
_______
В заводи живу речной,
В теплой шубе меховой,
Постоянно я в работе,
О платине я забочусь,
Без гвоздя и топора,
Дом мы строить мастера.
Жизнерадостны, бодры,
Это, братцы, кто?
(Бобры)
_______
Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмёшь,
А зовется это… (Еж)
_______
Все изрыл – и луг, и сад –
Землеройный аппарат,
В темноте, в часы прогулки,
Рыл под полем, переулки. (Крот)
_______
Под корягою шуршит,
В поле выбраться спешит.
Ест пшено, ячмень, морковку,
Мышка рыжая… (Полевка)
Приложение 4
Игра-разминка «На водопой»:
Как-то днем лесной тропой звери шли на водопой (дети спокойно идут по кругу друг за другом) ;
За мамой лосихой топал лосенок (идут, громко топая) ;
За мамой лисицей крался лисенок (крадутся на носочках) ;
За мамой ежихой катился ежонок (приседают, медленно двигаются вперед) ,
За мамой медведицей шел медвежонок (идут вперевалку) ;
За мамой белкой скакали бельчата (скачут вприсядку);
За мамой зайчихой - косые зайчата (скачут на выпрямленных ногах) ;
Волчица вела за собою волчат (идут на четвереньках) ;
Все мамы и дети напиться хотят (лицом в круг, делают движение языком и лакают) .
Приложение 5
Поделки из шишек своими руками на тему «Дикие животные»
Для этого нам понадобятся:
Шишки;
Пластилин;
Например, чтобы сделать зайца, нам понадобится одна шишка, белый, голубой и розовый пластилин. Из белого пластилина лепим мордочку зайчика, лапы и уши. Из розового пластилина делаем внутреннюю сторону уха, нос и рот зайчика. А из голубого пластилина – глазки.
Приложение 6
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»
(Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки,
похлопывая друг друга кончиками).
Здравствуй, Солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю -
Всех я вас приветствую!
Пальчиковая гимнастика «В Егорьевске»
В Егорьевске поднялся ветер (трут ладони) ;
Начинает капать дождь (клацанье пальцами) ;
Дождь усиливается (поочередные хлопки ладонями по груди) ;
Начинается настоящий ливень (хлопки по бедрам) ;
А вот и град – настоящая буря (топот ногами) ;
Но что это? Буря стихает (хлопки по бедрам ) ;
Дождь утихает (хлопки ладонями по груди) ;
Редкие капли падают на землю (клацанье пальцами) ;
Тихий шелест ветра (трут ладони) ;
Солнце! (руки вверх) .
Пальчиковая гимнастика «Дом и ворота»
На поляне дом стоит (дети изображают крышу дома пальцами рук) ;
Ну а к дому путь закрыт (разворачивают ладошки к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы вверх) ;
Мы ворота открываем (разворачивают ладони параллельно друг другу) ;
В этот домик приглашаем (изображают крышу дома) ;
Собачку, зайку, петушка, лисичку, медвежонка! (загибают пальчики на обеих руках) ;
В одном доме все живут (изображают крышу) ;
Их соседями зовут!
Пальчиковая гимнастика «Серый волк»
Серый волк крадется в чаще (делают двумя руками «пасть» волка, движение вперед обеими рукам) ;
Очень страшный, настоящий
(загибают на обеих руках пальцы, начиная с мизинца)
;
Ох, уж этот серый волк!
(указательными пальцами «грозят»)
;
Он зубами, щелк да щелк! (делают из пальцев рук «пасть» волка, ритмично стучат пальцами, на последнее слово делают «замочек» из пальцев) .
Пальчиковая гимнастика «Бурый мишенька»
Бурый мишенька зимой (сжимают и разжимают пальцы) ;
Крепко спал в берлоге (кладут руки под щеку) ;
Весною он проснулся (тянут руки вверх) ;
Зевнул и потянулся: (зевают и потягиваются) ;
Здравствуй, рыжая лисичка! (загибают поочередно пальцы) ;
Здравствуй, белочка-сестричка!
Здравствуй, серенький волчонок!
Здравствуй, беленький зайчонок!
И колючий брат-ежонок.
Даный проект заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми способствуют расширению и обогащению знаний детей о разнообразии животного мира, формированию представлений о разных профессиях людей, уважительного отношения к ним, бережного и гуманного отношения к природе. Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и развивает качества социально-личностного характера, воспитывает доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект
«Животные Родного края»
Интеграция: познавательно – речевое, художественно – эстетическое направление
Цель проекта: через интеграцию образовательных областей: экологию, изобразительную деятельность создать условия для ознакомления детей с животными Родного края.
Задачи проекта :
- образовательные:
- Формировать представления о животных, их значимости в жизни человека.
- Правильно называть внешние признаки животных нашего края; составлять описательные рассказы и зарисовывать их на бумаге.
- развивающие:
- Развивать творческий потенциал, активную, самостоятельную, эмоционально-отзывчивую личность.
- Развивать любознательность, наблюдательность, умение соотносить объект с его качественным изображением.
- воспитательные:
- Воспитывать любовь к животным, бережное отношение к ним. Воспитывать интерес к детской литературе.
Сроки реализации: ноябрь – апрель:
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги дополнительного образования по экологии и изобразительной деятельности, учитель-логопед, воспитатели групп, социальные институты города.
Ожидаемый результат :
- Сформировано представление о животных Родного края.
- Сформировано умение изображать животных, используя разные изобразительные техники.
- Дети знают источники получения новых знаний (литература, средства массовой информации, социальное окружение).
- Правильно называют внешние признаки животных.
- Умеют составлят описательные рассказы и зарисовывать животных на бумаге.
Способы оценки : наблюдения, беседы, анализ продуктов творчества, рисование, лепка.
Материалы и оборудование :
- Наглядный, иллюстрированный материал (открытки, фотографии, презентации).
- Схемы-модели «Растение», «Этапное изображение растений», схемы составления описательных рассказов, мнемо-таблицы.
- Таблички-указатели с названиями растений.
- Контейнеры для рассады и хранения лекарственных трав.
- Папки для гербариев.
- Оборудование для труда (лейки, ведра, грабли).
- Краски, карандаши, альбомы и другие материалы для изобразительной деятельности
Этапы реализации проекта
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап Целеполагание | Формулирование проблемы (цели). Определение продукта проекта. | Вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию. |
2 этап Разработка проекта | Планирование деятельности | Объединение детей в рабочие группы. |
3 этап Выполнение проекта (практическая часть) | Практическая помощь (по необходимости). | Формирование специфических знаний, умений навыков. |
4 этап Подведение итога | Подготовка к презентации. | Подготовка продукта деятельности к презентации. |
Паутинка проекта
№п/п | Мероприятия | Ответственный | Сроки |
1 этап Целеполагание |
|||
Формулировка проблемы | 1 неделя мая |
||
Введение игровой ситуации | 1 неделя мая |
||
2 этап Разработка проекта |
|||
Сбор литературы о животных Югры: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки. | «Родина наша» М. Исаковский, «Красная книга Югры», …. и т.д. | 2 неделя января |
|
Разработка и подбор дидактических, сюжетно-ролевых игр. | |||
3 этап Практическая часть |
|||
Занятия с детьми: | 1 неделя февраля |
||
Индивидуальная работа с детьми: | Лепка, рисование. |
||
Кружковая работа | Поделка с бросового материала. | 2 неделя февраля |
|
Экскурсия в Хантыйский Этнографический музей. Тема: «Животные Родного края» | |||
Оформление альбома детских работ «Животные Родного края» | Март |
||
Выпуск плаката «Животные Югры». | |||
Письмо Бурому медведю. | |||
Организация агитбригады «Юный эколог» с целью защиты, бережного и гуманного отношения к животным. | |||
Ознакомление с произведениями художественной литературы экологической направленности. Чтение легенд, сказок, стихов, загадок о животных Родного края.. | Воспитатели групп | В течение всего проекта |
|
Разучивание с детьми стихов, загадок о животных. | |||
Проведение игр: дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных. | |||
Создание книги «животные Родного края» | |||
4 этап Подведение итога проекта |
|||
Викторина «В мире животных» | Апрель |
||
Подведение итогов реализации проекта – презентация опыта работы по проекту перед общественностью. |
Критерии отслеживания результативности:
- Сформированные представления у детей: о животных Родного края, их значимости в жизни человека.
- Умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности.
- Бережное и гуманное отношение детей к природе.
Практическая значимость данного проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми способствуют расширению и обогащению знаний детей о разнообразии животного мира, формированию представлений о разных профессиях людей, уважительного отношения к ним, бережного и гуманного отношения к природе. Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и развивает качества социально-личностного характера, воспитывает доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает!
Достигнутый результат.
В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: с формировали представление о животном мире, научили изображать лекарственные растения, используя разные изобразительные техники; дети знают источники получения новых знаний (литература, средства массовой информации, социальное окружение);
Правильно называют внешние признаки животных, умеют составляют описательные рассказы, придумывать сказки, загадки, стихи по теме проекта.
Мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Родителями совместно с детьми была создана электронная книга «КРАСНАЯ КНИГА» В период работы над проектом дети обогатили словарь. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научили работать с некоторыми видами природного материала.
Заключение
На наш взгляд проект является наиболее продуктивной формой работы с детьми. В его основе лежит приём погружения в тему, но даже одна тема не ограничивает возможности планирования разных видов деятельности, она лишь является конвой, которая позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными и максимально полезными. Важнейшим достоинством нашего проекта является формирование у ребенка компетентного подхода к умению самостоятельно использовать информационные возможности для получения знаний. Проект «Животные Родного края» помог сблизить родителей, педагогов и детей, объединив их вокруг одной общей цели. А игровая и познавательная мотивации помогли активизировать их общение. Проект выступил как условие для формирования сотрудничества в разных видах деятельности. Что помогает в освоении более сложных коммуникативных навыков, при этом у детей формируется эмпатия, социальная чуткость, всё это в дальнейшем поможет детям психологически грамотно строить своё взаимодействие с партнёрами в будущем.
Литература
- С.Н. Николаева, И.А. Комарова Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников –М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009
- Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.
- Методика экологического воспитания в детском саду. С.Н.Николаева. Москва «Просвещение» 2001.
- Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва «Просвещение» 2001.
- Зеленая тропинка. А.А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002
- Учим детей наблюдать и рассказывать. Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997.
- Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск «Асар» 2001
- Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т.М. Бондаренко Воронеж. ТЦ «Учитель» 2002.
- Занятия с детьми старшего дошкольного влзраста по теме «Цветущая весна. Травы.» О.А. Скорлупова Москва 2006
- Прогулки в детском саду. И.В.Кравченко, Т.Л. Долгова. ТЦ «Сфера» Москва 2009
- Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. Санкт – Петербург. Детство- Пресс 2009.
Участники проекта: воспитатель, родители, дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Вид проекта : познавательно-исследовательский, творческий, групповой, долгосрочный.
Сроки реализации: ноябрь 2016 г. – январь 2017 г.
Актуальность:
В детстве ребенок открыт миру и готов получать новые знания и опыт. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственного воспитания, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. Особенно хорошо происходит формирование этих качеств посредством экологического образования, приобщения детей к природе, в частности – к животному миру. В настоящее время многим животным необходима помощь, они находятся на грани вымирания и нуждаются в особой защите. Поэтому так важно воспитать поколение, гуманно относящееся ко всему живому на Земле. Решению этого вопроса поможет наш проект посредством знакомства ребёнка с животными родного края, формированием знаний о них.
Мы взяли для знакомства природу Подмосковья, потому что считаем, что изучение нужно начинать со своей малой родины. Дошкольники имеют небольшое представление о ней и, в частности, об обитателях наших лесов. В недостаточной степени обладают знаниями о характерных отличительных особенностях, образе жизни, повадках, питании, жилищах зверей, как они спасаются от зимнего холода. Дети не владеют обобщающим понятием, умением точно описывать и узнавать по описанию животное. Это еще один актуальный вопрос, над которым мы работаем в данном проекте.
Запланированные нами мероприятия развивают кругозор детей, способствуют воспитанию доброго и заботливого в жизни человека, любящего все живое, родной край, свою Родину.
Цель: развивать познавательно-исследовательские и творческие способности дошкольников, накапливать знания о диких животных родного края в процессе работы над проектом.
- Закрепить понятие «дикое животное».
- Дать представление о разнообразии животного мира Подмосковья.
- Познакомить с наиболее распространенными дикими животными нашего края, их характерными особенностями, внешним видом, образом жизни.
- Познакомить с понятием «Красная Книга», животными Подмосковья, занесенными в нее.
- Научить анализировать, сравнивать, делать выводы, исходя из полученных наблюдений, знаний о живой природе.
- Использовать полученные знания о животных в продуктивных видах деятельности («Лепке», «Аппликации», «Рисовании»).
- Воспитывать любовь, бережное, внимательное отношение к животному миру.
- Развивать познавательный интерес, любознательность к природе родного края.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Ожидаемые результаты:
Для детей: получение знаний о диких животных родного края, развитие интереса к малой родине, познавательной деятельности, воспитание отзывчивости, чуткости, любви к природе.
Для педагога: повышение профессионализма; внедрение современных технологий в работе с детьми и родителями.
Для родителей: укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, вовлечение в педагогический процесс, приобщение к миру природы.
Этапы реализации проекта.
I этап – подготовительный.
II этап – основной.
III этап – заключительный.
IV этап – проектирование.
Этапы работы над проектом:
I этап – подготовительный
Выделение проблемы : недостаточно сформированные чувства бережного отношения к природе, слабые знания детей о родном крае, диких животных наших лесов.
Планирование проекта:
1. Мониторинг детей по развитию у них познавательного интереса к животному миру.
2. Совместно с детьми определение цели проекта.
3. Планирование предстоящей деятельности с дошкольниками.
4. Планирование воспитателем разнообразных видов деятельности с воспитанниками.
5. Планирование совместной деятельности с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, родителями детей по теме проекта.
6. Подбор методической литературы, детской литературы (энциклопедии, художественной литературы) по теме проекта; дидактических пособий.
II этап – основной
1. Совместная работа воспитателя, родителей и детей в создании раскладушки «Животные родного края».
2. Создание Красной книги диких животных родного края.
3. Беседа «Животные родного края».
3.Занятие на тему «Дикие животные».
4. Заучивание стихотворений: «Лиса» Т. Патракеевой, «Упрямый олененок» А. Барто; загадывание и отгадывание загадок о диких животных; составление описательных рассказов об игрушках (дикие животные) на занятиях по развитию речи.
5. Чтение рассказов и сказок о диких животных: В. Бианки «Как звери готовятся к зиме», латышская сказка «Лесной мишка и проказница мышка», венгерская сказка «Два жадных медвежонка», Д. Хармс «Храбрый еж», Е. Чарушин «Волчишко», русская народная сказка «Лиса и заяц».
6. Конкурс чтецов на тему «Мое любимое животное».
7. Рисование «Животные нашего края».
8. Лепка «Лесные жители».
9. Аппликация «В лесу» - коллективная работа.
10.Упражнение в счете животных, сравнение их по величине, расположении в пространстве на занятиях по ФЭМП.
11. Инсценировка русской народной сказки «Медведь и лиса».
13. Конструирование «Теремок для всех зверей».
14. Игры с водой «Поймай рыбку для мишки».
15. Подвижные игры: «Хитрая лиса».
III этап – заключительный
КВН «Такие разные животные».
Презентация проекта.
Рефлексия.
Совместный анализ проведенной деятельности.
Обсуждение результата, действий каждого.
Использованная литература.
1. С. Н. Николаева. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. - – М.: Мозаика-Синтез, 2013.
2. С. Н. Николаева. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2011.
3. Ушакова О.Д. Красная книга России: Животные/ Словарик-справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008.
4. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей: Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения. М.: Вентана-Граф, 2008.
5. О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина. Стихи и рассказы о животном мире. – М., 2005.
6. С.А. Васильева, В.И. Мирясова. Мир животных: дикие и домашние животные средней полосы России. – М., 2008.
7. Моя первая энциклопедия животных. – М., «Эксмо»,2007.
8. Все о животных. Энциклопедия для детей. – М., «Махаон», 1999.
Проект в детском саду для детей старшего дошкольного возраста «Животный и растительный мир родного края».
1) Автор проекта
-Дерягина Ю.А.
2) Тип проекта
– Долгосрочный.
3) Вид проекта
- Познавательный.
4) Участники проекта
– Педагоги МБДОУ «Улыбка, родители, сотрудники национального парка «Водлозерский».
5) Форма проведения
- непосредственно-образовательная деятельность, рассматривание иллюстраций в энциклопедиях и художественной литературе, беседы, тематические консультации для родителей по данной теме, экскурсии.
6) Место проведения – г. Онега, Архангельская область.
7) Сроки проведения – Сентябрь – май 2017 -2018 г.
8) Возраст детей
-5-6 лет.
9) Продукт проекта
– выставка поделок «Осенняя фантазия», презентация «Путешествие по северному лесу», создание альбома «Красная книга Архангельской области», дидактическая игра «Чей листочек?».
Ожидаемые результаты – Дети расширят и углубят свои знания о животном и растительном мире родного края через все виды деятельности.
Актуальность темы:
Ребенок
- дошкольник впервые познает законы природы. Что происходит сначала, что потом. Как взаимосвязаны и взаимозависимы живая и неживая природа. В какое время прилетают перелетные птицы; когда у животных появляются детеныши; откуда появляются насекомые, какие растения и деревья растут на планете Земля; что такое экосистемы. Основные знания дети получают из наблюдений, опытов, бесед и, конечно же, во время непосредственной образовательной деятельности в детском саду.
К, сожалению, современные дети, особенно «северные» дети, имеют весьма ограниченные возможности общения с природой. Дети неплохо знают растения и животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Исходя из этого, была поставлена цель.
Цель:
Расширить и углубить знания детей о животном и растительном мире родного края. Воспитывать бережное и доброжелательное отношение к природе.
Задачи:
- Формирование общих представлений детей о лесе, как экосистеме; формирование представлений о животных и растениях, как элементах конкретной экосистемы; обогащение словарного запаса у детей.
- Развитие у детей любознательности, желания узнать о природе родного края как можно больше; развитие внимания, памяти, мышления, связной речи.
- Развитие гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру; формирование представления о том, что человек - часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее.
Данная методическая разработка проекта может быть полезна педагогам дошкольного образования, заместителям зав. по УВР, а также всем тем, кто занимается проблемой экологического воспитания детей дошкольного возраста.
План реализации проекта:
НОД:
«Лес – экосистема», »Животные Архангельской области», «Растительный мир родного края», «Наши друзья – птицы», «Жизнь Белого моря».
Дидактические игры:
«Кто как голос подает?», «Назови зверя по описанию», «Один – много», «Что где растет», «Собери растение», «Можно – нельзя».
Беседы:
«Родное Прионежье», «Берегите природу!», «Дары северного леса».
НОД по лепке «Животные севера».
НОД по рисованию «Птицы – наши друзья».
НОД по аппликации «Белые кувшинки – прозрачные росинки».
Экскурсия в национальный парк «Водлозерский»
Участие в региональной фотовыставке «Птицы за моим окном»
Участие в международной акции «Марш парков 2018».
Подготовительный этап.
- Сбор информации о животном и растительном мире родного края.
- Сбор справочной и художественной литературы по данной теме.
- Организация поисковой деятельности детей и родителей по сбору информации о животных и растениях, занесенных в « Красную книгу» Архангельской области.
- Оформление схем карточек для дидактических игр. Изготовление кормушек для фотоконкурса «Птицы за моим окном».
Основной этап.
-Познавательные беседы по теме проекта. Чтение рассказов о природе Г. Я. Снегирев «Кто сажает лес», «Рассказы о природе». Г. А. Скребицкий «Лесной голосок», «Белая шубка».
-Чтение стихотворений. Н. Рубцов «Березы», «Медведь».
-Экскурсия в национальный парк «Водлозерский» на фотовыставку «Птицы за моим окном».
-Просмотр презентации «Путешествие по северному лесу».
Заключительный этап.
-Коллективная работа по лепке «Животные севера».
-Проведение выставки поделок из природного материала « Лесная сказка».
-Изготовление аппликаций кувшинок в технике оригами.
-Создание альбома «Красная книга Архангельской области».
-Разработка и изготовление панно «Скопа – птица года» в рамках участия в акции «Марш парков».
Вывод.
Поставив для себя цель данного проекта – расширить и углубить знания детей старшего возраста о животном и растительном мире родного края через все виды образовательной деятельности, достигли положительных результатов. Дети с большим интересом стали относиться к природе своей области. Узнали об исчезающих видах растительного и животного мира Архангельской области, о правилах поведения в природе.
Приложения к проекту.
"Чей листочек"
Литература:
1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. От рождения до школы – М.: Мозаика - Синтез, 2016.
2.Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2016.
3.Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Старшая группа. Ч. 2. – СПБ. «Детство – Пресс», 2015.
4.. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно - методическое пособие. – М., 2009.
5. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте – М., 2008.
6.Физкультминутки/ сост. С. А. Левина, С. И. Тукачева. - В.: Учитель, 2005. Познавательный проект
«Животные родного края» для детей -5 лет
Цель:
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей, чувства любви к Родине, родному краю, бережное отношение к живой природе.
Задачи:
1. Учить детей наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых; не гладить чужих животных; не приносить животных домой без разрешения взрослых; не брать на руки бездомных животных.
2. Развивать индивидуальность ребенка через освоение общественных норм и правил поведения, доступных для данного возраста, родной местности;
3. Формировать интерес к культурному наследию своего региона;
4. Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
5. Повышать заинтересованность всех участников образовательного процесса в расширении знаний по окружающему миру.
6. Расширять представления о домашних и диких животных родного края, их внешним видом и способами передвижения, местообитания, питания, способах приспособления к жизни. Знакомить с детенышами животных.
7. Формировать умение классифицировать диких и домашних животных родного края.
8. Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни животных.
Участники проекта:
Дети;
Воспитатели;
Специалисты ДОО;
Родители.
Вид проекта:
по составу участников: групповой;
по срокам реализации: долгосрочный (сентябрь – май);
по доминирующему виду деятельности: информационно-практико-ориентированный.
1 этап Информационно-накопительный:
Изучение интереса детей для определения целей проекта.
Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
Обращение к специалистам.
2 этап. Разработка проекта
1. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
2. Составление плана работы над проектами. Учитывается мнение всех специалистов.
3 этап. Выполнение проекта
Формы и методы работы с детьми
Игровая деятельность
Дидактические игры «К живет в деревне, кто живет в лесу», «Кто где живет?», «Кто чем питается?»; «Назови детеныша?»; «Чьи уши? Чей хвост?» «Кто как кричит?» «Угадай кто это?» «
Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»; «домик в деревне»; «прогулка в лес» «Собери целое», «лото», «домино», «кубики», «зашумленные картинки», "что перепутал художник?»
Оформление дидактических игр по краеведению:
«Животные родного края?», «Собери картинку», «Картинка леса», «собери животное», «Книга о животных», «Мой край родной», «деревенский двор», «Найди» животное», «Зоологи».
Познавательное развитие
Игры, песни, потешки, стихи, сказки, загадки о животных.
театрализация сказок о животных .
Проведение цикла непосредственно образовательной деятельности на темы: «Путешествие по лесам России». «Деревенские жители (домашние животные)», «Лес – наш дом!», «Природа родного края», «С чего начинается Родина», «Земля – наш общий дом!», «Животные Ростовской области».
Животные Ростовской области;
Лепка «Животные и нашего леса», «деревенские жители»
Изготовление макетов «Деревня», «Лес»;
Оформление фотоальбома природного уголка.
оформление красной книги.
Оформление книжек – малышек.
Развитие речи
Описание животных по схеме «расскажи про животное»;
Беседы с детьми «Кто живет в деревне», «Кто живет в лесу», «Животные Родного края»;
Ознакомление с художественной литературой:
Чтение сказок о животных (народов мира);
Разучивание русских народных песен о животных.
Музыка
Слушание и пение песен про животных;
Игровые упражнения под музыку;
Этюды драматизации;
Хороводы и пляски;
Характерные танцы;
Музыкальные игры;
Песенное творчество по теме животные.
Оформление музыкального уголка в русских традициях.
Формы и методы работы с родителями
Беседы с родителями о важности данной проблемы;
Оформление папки-передвижки «Береги животных родного края»;
Изготовление семейных альбомов и книжек - малышек о животных;
Привлечение родителей к пополнению регионального уголка пособиями о животных родного края;
Словотворчество с родителями «сбор художественного слова о диких и домашних животных Ростовской области»
4 этап. Презентационно – завершающий
1. Представление своих проектов в форме, выбранной педагогами
2. Оформление регионального уголка
3. НОД “Животные родного края ”
4. Выставка продуктов детской деятельности.
5. Оценка этапов реализации проекта детьми.
5 этап. Контрольно-рефлексивный
1. Подведение итогов.
2. Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
Результат-эффект:
У детей сформированы знания о родном крае, о животных родного края их характерных особенностях.
Дети и родители стали активными участниками в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности.
Дошкольники приобрели навыки социального общения со взрослыми.
Дети стали проявлять внимание и заботливое отношение к животным, приобрели навыки ухода за домашними животными.
Педагоги и родители пополнили знания о животных родного края, получили информацию о животных занесенных красную книгу.
Результат-продукт : пополнение познавательно-речевого центра и природного уголка группы пособиями для реализации регионального компонента.