Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Проект для детей старшей группы на тему «Животный и растительный мир родного края. Проект «обитатели родного края. дикие животные» проект на тему Проект на тему животный мир родного края

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №7 «Калинка»

ПРОЕКТ

«Обитатели родного края. Дикие животные»

Проект выполнен

Воспитателем

МДОУ № 7 «Калинка»

Пименовой Людмилой Робертовной

г. Егорьевск

2014 г.

Введение

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс, в основе которого, лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы отобрать из массы впечатлении, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных (дома, детского сада, края); труд людей; традиции; общественные события и т.п. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес. Поэтому начиная работу по воспитанию любви к родному краю, воспитатель должен продумать, что целесообразней показать и рассказать детям, выделяя наиболее характерное для данной местности или данного края.

Развивать личность ребенка, его познавательные и творческие способности воспитателю помогает интегрированный метод обучения. Как один из вариантов интеграции в дошкольном образовании рассматривается метод проектов. Проектный метод деятельности выбран как наиболее эффективное средство обучения и воспитания, как метод развития творческого познавательного мышления.

Актуальность. Проблема нравственного - патриотического воспитания детей дошкольного возраста является одной из актуальных. Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Ознакомление дошкольников с родной природой - первые шаги в познании родного края, воспитания любви к Родине. Понятие Родины связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко - с любовью к родителям, своему дому, природе, окружающей его. Умение видеть и понимать состояние живого существа - тонкое движение души, зависящее от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств, с этого начинается ответственность за все живое.

Впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь. Воспитателю необходимо ввести ребенка в мир природы, сформировать у него реалистические знания о ее объектах и явлениях, научить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать, т.е. активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, навыками и умениями.

Общение с природой украшает нашу жизнь, делают её насыщеннее и духовно богаче. Чуткость, любовь, внимание, нежное и трепетное отношение ко всему живому нужно воспитывать с детства. Ребёнок будет расти любящим и ответственным, только если взрослые своим примером научат бережному отношению к животным и окружающей природе. Поэтому, очень важно организовывать занятия, направленные на познание окружающей среды, жизни животных и растений, воспитывать в детях бережное отношение ко всему живому.

Вид проекта: познавательно-творческий.

По характеру: ребенок и животные.

Продолжительность: средней продолжительности – 1 месяц (сентябрь 2014 года).

Участники: воспитанники старшей группы «Пчелка», воспитатели, родители.

Проблема: бережное отношение к животным и окружающей среде родного края.

Объект исследования: дикие животные лесов Егорьвского района.

Образовательная область: познание, речевое развитие.

Цель проекта: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.

Задачи проекта:

Закрепить понятие малая родина;

Дать представления о диких животных обитающих в лесах Егорьевского района, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу.

- активизировать и обогатить словарный запас детей, за счет имен существительных, прилагательных и глаголов по теме занятия;

Развивать связную речь, через составление описательного рассказа о диких животных родного края;

Воспитать бережное отношение к животным и окружающей среде родного края;

Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение;

Воспитывать усидчивость и аккуратность.

В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы его построения:

Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

Принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает:

Признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

Признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

Уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным в начальной школе. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

Предполагаемые результаты проекта:

Повышение уровня знаний о диких животных в природных условиях;

Выявление устойчивого интереса к живой природе;

Обучение детей применять полученные знания в продуктивной деятельности;

Развитие связной речи и обогащение словарного запаса детей.

Ресурсное обеспечение проекта.

Нормативно-правовое обеспечение :

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Закон Московской области «Об образовании» от 27.07.2013 №94/2013-03.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам».

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях».

Устав МДОУ №7 «Калинка».

Материально-техническое обеспечение:

Развивающая предметная среда детского сада и конкретно старшей группы оборудована с учётом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по масштабу, содержанию и художественному решению. В детском саду имеется методический кабинет, кабинет логопеда, музыкальный, спортивный зал, спортивная площадка, участки для прогулок детей, групповые помещения оборудованы с учётом возрастных особенностей детей. Подобрана фонотека современной, классической музыки, музыкальный центр, DVD- проигрыватель, телевизор, что способствует более полному восприятию проводимой работы с детьми. В наличие также дидактический материал по ознакомлению с окружающим миром.

Информационно-методическое обеспечение:

Интернет-ресурсы,

Библиотека детской художественной литературы;

Инновационная методическая литература;

Дидактический материал по ознакомлению с окружающим миром;

Фотоальбомы;

Плакаты.

Критерии эффективности проекта:

Полученные результаты соответствуют ожиданиям при наименьших затратах ресурсов;

Произошли инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;

Педагогический опыт интересен коллегам;

Растет мотивация педагогического коллектива к широкому применению опыта;

К деятельности привлечены родители.

Этапы реализации проекта.

I. Подготовительный этап:

Подбор иллюстрированного материала по теме;

Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме;

Подбор материалов для изготовления поделок своими руками.

Цель: Сформировать у детей знания о диких животных родного края. Усвоить названия диких животных, определить основные особенности внешнего вида, среды обитания, питания, взаимодействия диких животных друг с другом.

II. Деятельный этап:

Познавательная беседа «Дикие животные» (Приложение 1);

Проведение физкультминутки «Ежик топал по тропинке» (Приложение 2);

Разгадывание загадок согласно выбранной тематике «Угадай, кто это?» (Приложение 3);

Проведение игры-разминки «На водопой» (Приложение 4) ;

- чтение художественной литературы про диких животных: «Кот и лиса», «Маша и медведь», «Лисичка сестричка», «Три медведя»;

Поделки из шишек своими руками на тему «Дикие животные» (Приложение 5);

Проведение пальчиковой гимнастики «Здравствуй», «В Егорьевске», «Дом и ворота», «Серый волк», «Бурый мишенька» (Приложение 6).

III. Подведение итогов:

Детальное рассматривание картинок с дикими животными;

Выставка поделок из шишек своими руками на тему «Дикие животные».

Цель: Обобщить, уточнить, сформировать и расширить знания о диких животных лесов Егорьевского района. Развивать познавательную деятельность и мышление. Вызвать интерес, за счет совместных выполнений заданий и творческой деятельности.

Раздаточный материал: клеенки для лепки, пластилин, шишки.

Заключение

В процессе реализации проекта все виды деятельности были взаимосвязаны. Воспитательно-образовательный процесс был выстроен на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми, с применением здоровье сберегающих технологий, социоигровых технологий. Применение данных технологий позволило избежать физической и эмоциональной перегрузки воспитанников, создать условия для появления индивидуальности, удовлетворение потребности в двигательной активности детей.

Проект дает возможность закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.

О перспективности метода проектов свидетельствуют те факты, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

2. Закон Московской области «Об образовании» от 27.07.2013 №94/2013-03.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам».

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях».

5. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.-М: ЦГЛ, 2005.

6. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» (сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003

7. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».-М.: Просвещение, 2010.

8. Молодцева Л.П. Игровые экологические занятия в детском саду.-М.: Наука, 1996

9. Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика. М.: ВЛАДОС,2000.

10. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду.-М.: 2003

11. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2005г.

Приложение 1

Ход.

Познавательная беседа «Дикие животные»

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Все мы с Вами живем в великой огромной стране – России. Все мы очень любим нашу страну и особенно любим наш родной город, имя которого Егорьевск. Наш прекрасный город окружает удивительная природа. Летом мы можем отдыхать на берегах рек и озер, дышать свежим воздухом и наслаждаться пением птиц, прогуливаясь в лесу, собирая ягоды и грибы.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в удивительное и увлекательное путешествие по величественному лесу Егорьевского района, где живут дикие животные. Я расскажу Вам, о жизни этих замечательных животных. Но сначала, скажите, пожалуйста, каких диких животных Вы знаете? (лиса, медведь, волк, рысь, белка, заяц, лось, кабан, бобр, еж, крот, мышка полевка)

Молодцы! И так, посмотрите на эту картинку (рассматривание картинки с изображением лисы) .

Кто на ней изображен? (лиса)

Правильно, лиса.

Лиса - одна из самых известных обитательниц наших лесов. Зверь этот среднего размера с длинным, очень красивым хвостом и крупными острыми ушами и белой грудкой. Уши с обратной стороны черные, а кончик хвоста белый, также есть черные пятна на лапах. Зимой лиса имеет рыжий окрас, а летом серый. Лиса всеядна, в основе её питания лежат мелкие грызуны, главным образом полевые мыши, а также зайцы, ежи и птицы, растения, фрукты, плоды, ягоды, грибы. Живут лисы в норах. Лиса – очень умное и хитрое животное.

Воспитатель: А теперь посмотрите на эту картинку (рассматривание картинки с изображением медведя).

Кто это? (медведь)

У медведя крупная голова, маленькие круглые ушки, небольшие глазки, на лапах когти. А цвет меха бурый, отсюда и его название. Питается растительной пищей - любит плоды, орехи, ягоды, некоторые растения, грибы и конечно же мёд. В голодные весенние периоды, после спячки, может скушать кабана , лося или оленя. Не откажется он и от рыбы. Медведь впадает в спячку зимой, для этого устраивает себе берлогу, обычно под упавшими деревьями.

Воспитатель: Этого зверя Вы, конечно же, знаете по детским сказкам (рассматривание картинки с изображением волка ).

Правильно, это волк.

Волк – предок домашней собаки. По своему общему виду волк может напоминать крупную собаку. У волка шерсть серого цвета, высокие сильные лапы. Волки стайные животные. Живут в логове, только для выведения волчат. В качестве логова, используют заросли кустарника, поваленные деревья, а иногда могут занимать норы сурков, барсуков и других зверей, и лишь в крайних случаях роют их самостоятельно. Волк, является типичным хищником, который добывает себе пищу постоянным поиском и преследованием жертв.

Воспитатель: Кто знает, чем питается волк? (копытными животными, грызунами, зайцами )

Объектом нападения волков нередко становятся и домашние животные (овцы, коровы, лошади), в том числе и собаки. Летом волки могут полакомиться кладкой яиц, птенцами или сидящими на гнёздах птицами, иногда нападают на водоплавающих и иных птиц. Также употребляют в пищу некоторые растения, грибы, ящериц и лягушек.

Воспитатель: А сейчас ребята, обратите внимание на этого замечательного зверя (рассматривание картинки с изображением рыси ).

На кого он похож? (кошка)

Правильно, на кошку.

Рысь – довольно крупный зверь, с пятнистым серо-рыжим окрасом, кисточками на ушах, широкими мохнатыми лапами и коротким хвостом. Питается рысь зайцами, а также она охотится на птиц, мелких грызунов, реже - на небольших копытных, вроде косули, оленей, а так же лисиц и других некрупных зверей, иногда нападает на домашних кошек и собак. Убежищем им служит логово под вывернутыми корнями упавшего дерева, какая-либо яма, небольшая земляная пещера, расщелина скал, старая нора барсука, расположенная в укромном, труднодоступном для людей месте.

Воспитатель: А этот зверек вам знаком? (рассматривание картинки с изображением белки )

Совершенно верно, это белка.

Белка - это мелкий зверек, имеющий вытянутое стройное тело и пушистый хвост. Зверек имеет округлую голову, большие чёрные глаза и длинные уши с кисточками, которые особенно заметны в зимний период. Летом белки в основном ярко-рыжие, бурые или тёмно-бурые, а зимой - чёрные и серые. Брюшко в любое время года светлое или чисто белое. Белки живут в дуплах деревьев, называемых гнездами, занимают пустующие жилища сорок, дроздов и ворон.

Воспитатель: Чем питаются белки? (семенами, лесными орехами, желудями, грибами, ягодами, растениями)

Также белки употребляют в пищу насекомых, яйца птиц, ящериц. На зиму все белки делают запасы: они складывают по дуплам желуди, орехи, шишки, сушат грибы, развешивая их по веткам.

Воспитатель: Этот зверек Вам тоже известен (рассматривание картинки с изображением зайца. )

Заяц - животное довольно крупное. Телосложение зайца хрупкое, уши длинные, хвост маленький, сверху чёрного или чёрно-бурого цвета. Глаза у зайца красновато-коричневые, задние лапки длиннее передних.

Воспитатель: Каким цветом шерстка у зайца летом? (серая, либо коричневая )

Зимний мех немного более светлый, чем летний, а голова, передняя часть спины и кончики ушей зимой остаются тёмными. Зайцы обитают на опушках леса, полянах и лугах, выкапывая неглубокую ямку под кустом или поваленным деревом. Норы заяц роет очень редко, но может занять заброшенные лисьи норы. В летнее время заяц поедает растения и молодые побеги деревьев и кустарников, а также овощи. Зимой заяц питается сухой травой, семенами, остатками огородных культур (картошкой, морковью), кустарниковой и древесной растительностью (кора, побеги).

Воспитатель: А что это за зверь такой, кто знает? (рассматривание картинки с изображением лося )

Это лось .

Лось – достаточно высокое животное, у него короткие туловище и шея, высокая холка с небольшим горбом и сильно вытянутые ноги. У лося голова крупная, горбоносая, под горлом имеется мягкий кожистый вырост - так называемая «серьга». Шерсть лося очень грубая, у самцов большие рога, а у самок их нет. Окрас лося буровато-чёрный, светло-серые, почти белые ноги. Лоси питаются побегами хвойных и лиственных пород, листьями деревьев и кустарников, корой деревьев, травой, грибами. Кроме человека на лосей охотятся волки, иногда даже медведи. Их добычей становятся больные, молодые и старые животные.

Воспитатель: Посмотрите на эту картинку (рассматривание картинки с изображением кабана )

Что это за животное? (кабан)

Как Вы заметили, кабан очень похож, на известную всем свинью.

От домашней свиньи он отличается более сжатым и коротким телом, более высокими и толстыми ногами. Кроме того, у кабана голова длиннее и тоньше, длинные уши, которые острее и стоят торчком, острые, сильно развитые клыки. Все домашние свиньи произошли от диких кабанов. Шерсть буровато-серого цвета. Щетина, черно-бурая с примесью желтого, на теле кабана, не считая нижнюю часть шеи и заднюю часть живота, образует что-то вроде гривы. Его морда, нижняя часть ног, хвост и копыта - чёрные. Это крайне осторожные животные – кабан старается избегать встреч с человеком. Но они вовсе не трусливы. Они могут быть отважными, когда раздражены, ранены или защищают своих детенышей – в этот момент кабаны очень опасны. У взрослого кабана практически нет врагов, кроме человека. Но для молодых или больных животных опасны волки и рыси. Кабаны питаются растительной пищей (корни, плоды, желуди и т. п.), но включает также и различных некрупных животных и падаль. В редких случаях дикий кабан нападает на довольно крупных, но больных или раненых животных, таких, как косули или даже олени.

Воспитатель: Обратите внимание на этого зверька (рассматривание картинки с изображением бобра )

Это бобр - один из самых необычных представителей леса. Являясь крупным наземным грызуном, он при этом отлично приспособлен к водному образу жизни. Самая выдающаяся часть тела бобра – его хвост, покрытый крупными роговыми щетинками, похожий на весло. У бобра маленькие глаза, широкие и короткие уши, почти не выступающие над уровнем меха. Под водой его ушные отверстия и ноздри могут смыкаться, а глаза закрываться специальными перепонками. Зубы у бобра очень крепкие и острые, благодаря им он перегрызает стволы деревьев, чтобы построить плотину на реке или озере и возвести себе дом – хатку. У бобра очень густой и красивый мех, светло-коричневого, бурого или черного цвета. Бобры обычно селятся по берегам медленных речек, прудов и озёр, на водохранилищах, каналах и карьерах. Бобры живут в норах или хатках, причем вход туда они всегда делают под водой. Бобры роют норы под крутыми берегами. Это весьма сложный лабиринт, в котором несколько входов и выходов. Бобры строгие вегетарианцы – они едят только кору и побеги деревьев, иногда балуют себя травянистыми растениями.

Воспитатель: Этого колючего зверя Вы точно знаете (рассматривание картинки с изображением ежа ).

Правильно, это еж.

Еж - животное, ведущее ночной образ жизни. Уши у ежа относительно небольшие, морда вытянутая, нос острый и постоянно влажный. Иглы у ежа короткие, полые внутри, наполненные воздухом. Голова и брюхо ежа, покрыты грубыми и обычно тёмными волосами. Ежи предпочитают опушки, небольшие поляны, перелески, поймы рек. Они вполне могут жить рядом с человеком. Днем ежи спят в гнезде или других укрытиях. Гнёзда ежи устраивают в кустах, ямах, заброшенных мышиных норах или под корнями деревьев. У ежей, как и у многих ночных животных, плохо развито зрение, зато отличное обоняние и слух. С наступлением заморозков еж плотно законопачивает вход в норку и впадает в зимнюю спячку. Питается еж насекомыми, слизнями, гусеницами, дождевыми червями, иногда ящерицами и лягушками, поедает фрукты и ягоды. Часто ежи лакомятся птенцами или яйцами любых мелких птиц, которые гнездятся на земле, а также мышами.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим с Вами на одно из самых загадочных животных, обитающем в лесу (рассматривание картинки с изображением крота ).

Что же это за зверек? (крот)

Окрас меха крота обычно чёрный, нижняя часть тела немного светлее. Крот представляет мир животных, обитающих под землей на лугах, полях, огородах, в садах и поймах рек. Кроты роют, своими передними лапками, под землей множество ходов и устраивают себе гнезда в корнях деревьев, или под старыми пнями, где активно зимуют, не впадая в спячку. Питаются кроты почвенными беспозвоночными, преобладают среди которых дождевые черви, а также различными насекомыми, слизнями, ящерицами, мышами и лягушками.

Воспитатель: Кто знает, как называется этот милый маленький зверек? (рассматривание картинки с изображением мышки полевки )

Мышка полевка внешне напоминает обычную мышь или крыс у. Однако, разница заключается в отличающиеся от них тупой мордочкой, короткими круглыми ушами и небольшим хвостом. Со стороны спинки шкурка у неё серовато-коричневого цвета, а на брюшке беловатая. Селится полевка на лесных опушках и вырубках, на лугах, полях и в долинах рек. Полёвки живут колониями, которые состоят из нескольких семей. Под землёй они роют норы со сложной разветвлённой сетью ходов. В каждой норе имеется несколько камер, которые предназначены для различных целей: в некоторых камерах они устраивают гнёзда, а в других складывают запасы корма. Кормом полёвок является растительная пища, главным образом стебли, листья и почки различных растений, семена, орехи, а так же различные насекомые. В зимнее время они живут под снегом, где у них находятся гнёзда, сплетённые из сухой травы.

Воспитатель: Сегодня ребята, Вы познакомились с удивительными дикими животными, обитающими в лесах, н о я вам рассказала только о некоторых из них, на самом деле их гораздо больше.

Воспитатель на магнитной доске располагает картинки с дикими животными и предлагает детям по желанию, по одному, подойти к доске, взять картинку с изображением животного и рассказать все, что он знает о нем.

Воспитатель: Как Вы думаете ребята, диким животным хорошо живется в лесу? А почему? (Хорошо. Это их дом.)

Воспитатель: А как люди должны вести себя в лесу? (В лесу нельзя ничего ломать, обижать животных. Лес нельзя загрязнять.)

Воспитатель: Ребята, Вы все молодцы, порадовали меня своими ответами. Помните, что мы - Егорьевцы – должны заботиться о своем доме, о своей родине, бережно относиться к животным и окружающей природе родного края. И что мы – граждане очень сильной, могучей страны, имя которой – Россия.

Приложение 2

Физкультминутка «Ежик топал по тропинке» :


Жили-были серый еж, и его ежиха. Хлопки в ладоши.
Серый еж был очень тих,
Потягивания – руки вверх с растопыренными пальчиками.
И ежиха тоже. Потягивания – руки в стороны.
И ребенок был у них - очень тихий ежик. Приседание – плавное опускание рук в низ.
Всей семьей идут гулять, ночью вдоль дорожек,
Ходьба на месте с размахиванием рук вдоль туловища.
Еж-отец, ежиха-мать,
Ходьба бодрая.
И ребенок-ежик.
Ходьба замедленная.
Вдоль глухих осенних троп, ходят тихо: топ-топ-топ
. Ходьба на носочках.

Приложение 3

Игра «Угадай, кто это?»

Воспитатель на магнитной доске располагает картинки с дикими животными, в качестве подсказки при отгадывании загадок.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы свами поиграем в игру «Угадай, кто это?». Я буду загадывать Вам загадки, а Вы будете их отгадывать. В качестве подсказки, можете воспользоваться картинками, представленными на магнитной доске.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Хвост пушистый – краса.

Кто же это? (Лиса)

_______

Он в берлоге спит зимой,

Под большущую сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (Медведь)

_______

На овчарку он похож,

Что ни зуб – то острый нож,

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

_______

Думал, кошка,

Крикнул: «Брысь»

Оказалось, это… (Рысь)

_______

Хвост пушистою дугой,

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать. (Белка)

_______

Длинное ухо,

Комочек пуха,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц)

_______

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

_______

Этот зверь, с двумя клыками,

С очень мощными ногами,

И с лепешкой на носу,

Роет землю он в лесу. (Кабан)

_______

В заводи живу речной,
В теплой шубе меховой,
Постоянно я в работе,
О платине я забочусь,
Без гвоздя и топора,
Дом мы строить мастера.
Жизнерадостны, бодры,
Это, братцы, кто? (Бобры)

_______

Сам он круглый, а не мяч,

Рта не видно, а кусач,

Голой ручкой не возьмёшь,

А зовется это… (Еж)

_______

Все изрыл – и луг, и сад –

Землеройный аппарат,

В темноте, в часы прогулки,

Рыл под полем, переулки. (Крот)

_______

Под корягою шуршит,

В поле выбраться спешит.

Ест пшено, ячмень, морковку,

Мышка рыжая… (Полевка)

Приложение 4

Игра-разминка «На водопой»:

Как-то днем лесной тропой звери шли на водопой (дети спокойно идут по кругу друг за другом) ;

За мамой лосихой топал лосенок (идут, громко топая) ;

За мамой лисицей крался лисенок (крадутся на носочках) ;

За мамой ежихой катился ежонок (приседают, медленно двигаются вперед) ,

За мамой медведицей шел медвежонок (идут вперевалку) ;

За мамой белкой скакали бельчата (скачут вприсядку);

За мамой зайчихой - косые зайчата (скачут на выпрямленных ногах) ;

Волчица вела за собою волчат (идут на четвереньках) ;

Все мамы и дети напиться хотят (лицом в круг, делают движение языком и лакают) .

Приложение 5

Поделки из шишек своими руками на тему «Дикие животные»

Для этого нам понадобятся:

Шишки;

Пластилин;

Например, чтобы сделать зайца, нам понадобится одна шишка, белый, голубой и розовый пластилин. Из белого пластилина лепим мордочку зайчика, лапы и уши. Из розового пластилина делаем внутреннюю сторону уха, нос и рот зайчика. А из голубого пластилина – глазки.

Приложение 6

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»

(Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки,

похлопывая друг друга кончиками).

Здравствуй, Солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю -

Всех я вас приветствую!

Пальчиковая гимнастика «В Егорьевске»

В Егорьевске поднялся ветер (трут ладони) ;

Начинает капать дождь (клацанье пальцами) ;

Дождь усиливается (поочередные хлопки ладонями по груди) ;

Начинается настоящий ливень (хлопки по бедрам) ;

А вот и град – настоящая буря (топот ногами) ;

Но что это? Буря стихает (хлопки по бедрам ) ;

Дождь утихает (хлопки ладонями по груди) ;

Редкие капли падают на землю (клацанье пальцами) ;

Тихий шелест ветра (трут ладони) ;

Солнце! (руки вверх) .

Пальчиковая гимнастика «Дом и ворота»

На поляне дом стоит (дети изображают крышу дома пальцами рук) ;

Ну а к дому путь закрыт (разворачивают ладошки к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы вверх) ;

Мы ворота открываем (разворачивают ладони параллельно друг другу) ;

В этот домик приглашаем (изображают крышу дома) ;

Собачку, зайку, петушка, лисичку, медвежонка! (загибают пальчики на обеих руках) ;

В одном доме все живут (изображают крышу) ;

Их соседями зовут!

Пальчиковая гимнастика «Серый волк»

Серый волк крадется в чаще (делают двумя руками «пасть» волка, движение вперед обеими рукам) ;

Очень страшный, настоящий (загибают на обеих руках пальцы, начиная с мизинца) ;
Ох, уж этот серый волк!
(указательными пальцами «грозят») ;

Он зубами, щелк да щелк! (делают из пальцев рук «пасть» волка, ритмично стучат пальцами, на последнее слово делают «замочек» из пальцев) .

Пальчиковая гимнастика «Бурый мишенька»

Бурый мишенька зимой (сжимают и разжимают пальцы) ;

Крепко спал в берлоге (кладут руки под щеку) ;

Весною он проснулся (тянут руки вверх) ;

Зевнул и потянулся: (зевают и потягиваются) ;

Здравствуй, рыжая лисичка! (загибают поочередно пальцы) ;

Здравствуй, белочка-сестричка!

Здравствуй, серенький волчонок!

Здравствуй, беленький зайчонок!

И колючий брат-ежонок.


Даный проект заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми способствуют расширению и обогащению знаний детей о разнообразии животного мира, формированию представлений о разных профессиях людей, уважительного отношения к ним, бережного и гуманного отношения к природе. Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и развивает качества социально-личностного характера, воспитывает доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

«Животные Родного края»

Интеграция: познавательно – речевое, художественно – эстетическое направление

Цель проекта: через интеграцию образовательных областей: экологию, изобразительную деятельность создать условия для ознакомления детей с животными Родного края.

Задачи проекта :

  • образовательные:
  1. Формировать представления о животных, их значимости в жизни человека.
  2. Правильно называть внешние признаки животных нашего края; составлять описательные рассказы и зарисовывать их на бумаге.
  • развивающие:
  1. Развивать творческий потенциал, активную, самостоятельную, эмоционально-отзывчивую личность.
  2. Развивать любознательность, наблюдательность, умение соотносить объект с его качественным изображением.
  • воспитательные:
  1. Воспитывать любовь к животным, бережное отношение к ним. Воспитывать интерес к детской литературе.

Сроки реализации: ноябрь – апрель:

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги дополнительного образования по экологии и изобразительной деятельности, учитель-логопед, воспитатели групп, социальные институты города.

Ожидаемый результат :

  1. Сформировано представление о животных Родного края.
  2. Сформировано умение изображать животных, используя разные изобразительные техники.
  3. Дети знают источники получения новых знаний (литература, средства массовой информации, социальное окружение).
  4. Правильно называют внешние признаки животных.
  5. Умеют составлят описательные рассказы и зарисовывать животных на бумаге.

Способы оценки : наблюдения, беседы, анализ продуктов творчества, рисование, лепка.

Материалы и оборудование :

  1. Наглядный, иллюстрированный материал (открытки, фотографии, презентации).
  2. Схемы-модели «Растение», «Этапное изображение растений», схемы составления описательных рассказов, мнемо-таблицы.
  3. Таблички-указатели с названиями растений.
  4. Контейнеры для рассады и хранения лекарственных трав.
  5. Папки для гербариев.
  6. Оборудование для труда (лейки, ведра, грабли).
  7. Краски, карандаши, альбомы и другие материалы для изобразительной деятельности

Этапы реализации проекта

Этапы
проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

Целеполагание

Формулирование проблемы (цели). Определение продукта проекта.
Введение в игровую (сюжетную) ситуацию (Письмо Бабы Яги).
Формулировка задачи

Вхождение в проблему.

Вживание в игровую ситуацию.
Принятие задачи.
Дополнение задач проекта.

2 этап

Разработка

проекта

Планирование деятельности
Организация деятельности.

Объединение детей в рабочие группы.

3 этап

Выполнение проекта

(практическая часть)

Практическая помощь (по необходимости).
Направление и контроль осуществления проекта.

Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап

Подведение итога

Подготовка к презентации.
Презентация.

Подготовка продукта деятельности к презентации.
Представление (зрителям или экспертам) продукта деятельности.

Паутинка проекта

№п/п

Мероприятия

Ответственный

Сроки

1 этап

Целеполагание

Формулировка проблемы

1 неделя мая

Введение игровой ситуации

1 неделя мая

2 этап

Разработка проекта

Сбор литературы о животных Югры: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки.

«Родина наша» М. Исаковский, «Красная книга Югры», …. и т.д.

2 неделя января

Разработка и подбор дидактических, сюжетно-ролевых игр.

3 этап

Практическая часть

Занятия с детьми:

1 неделя февраля

Индивидуальная работа с детьми:

Лепка,

рисование.

Кружковая работа

Поделка с бросового материала.

2 неделя февраля

Экскурсия в Хантыйский Этнографический музей. Тема: «Животные Родного края»

Оформление альбома детских работ «Животные Родного края»

Март

Выпуск плаката «Животные Югры».

Письмо Бурому медведю.

Организация агитбригады «Юный эколог» с целью защиты, бережного и гуманного отношения к животным.

Ознакомление с произведениями художественной литературы экологической направленности.

Чтение легенд, сказок, стихов, загадок о животных Родного края..

Воспитатели групп

В течение всего проекта

Разучивание с детьми стихов, загадок о животных.

Проведение игр: дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных.

Создание книги «животные Родного края»

4 этап

Подведение итога проекта

Викторина «В мире животных»

Апрель

Подведение итогов реализации проекта – презентация опыта работы по проекту перед общественностью.

Критерии отслеживания результативности:

  1. Сформированные представления у детей: о животных Родного края, их значимости в жизни человека.
  2. Умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности.
  3. Бережное и гуманное отношение детей к природе.

Практическая значимость данного проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми способствуют расширению и обогащению знаний детей о разнообразии животного мира, формированию представлений о разных профессиях людей, уважительного отношения к ним, бережного и гуманного отношения к природе. Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и развивает качества социально-личностного характера, воспитывает доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает!

Достигнутый результат.

В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: с формировали представление о животном мире, научили изображать лекарственные растения, используя разные изобразительные техники; дети знают источники получения новых знаний (литература, средства массовой информации, социальное окружение);

Правильно называют внешние признаки животных, умеют составляют описательные рассказы, придумывать сказки, загадки, стихи по теме проекта.

Мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Родителями совместно с детьми была создана электронная книга «КРАСНАЯ КНИГА» В период работы над проектом дети обогатили словарь. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научили работать с некоторыми видами природного материала.

Заключение

На наш взгляд проект является наиболее продуктивной формой работы с детьми. В его основе лежит приём погружения в тему, но даже одна тема не ограничивает возможности планирования разных видов деятельности, она лишь является конвой, которая позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными и максимально полезными. Важнейшим достоинством нашего проекта является формирование у ребенка компетентного подхода к умению самостоятельно использовать информационные возможности для получения знаний. Проект «Животные Родного края» помог сблизить родителей, педагогов и детей, объединив их вокруг одной общей цели. А игровая и познавательная мотивации помогли активизировать их общение. Проект выступил как условие для формирования сотрудничества в разных видах деятельности. Что помогает в освоении более сложных коммуникативных навыков, при этом у детей формируется эмпатия, социальная чуткость, всё это в дальнейшем поможет детям психологически грамотно строить своё взаимодействие с партнёрами в будущем.

Литература

  1. С.Н. Николаева, И.А. Комарова Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников –М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009
  2. Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.
  3. Методика экологического воспитания в детском саду. С.Н.Николаева. Москва «Просвещение» 2001.
  4. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва «Просвещение» 2001.
  5. Зеленая тропинка. А.А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002
  6. Учим детей наблюдать и рассказывать. Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997.
  7. Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск «Асар» 2001
  8. Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т.М. Бондаренко Воронеж. ТЦ «Учитель» 2002.
  9. Занятия с детьми старшего дошкольного влзраста по теме «Цветущая весна. Травы.» О.А. Скорлупова Москва 2006
  10. Прогулки в детском саду. И.В.Кравченко, Т.Л. Долгова. ТЦ «Сфера» Москва 2009
  11. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. Санкт – Петербург. Детство- Пресс 2009.

Участники проекта: воспитатель, родители, дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Вид проекта : познавательно-исследовательский, творческий, групповой, долгосрочный.

Сроки реализации: ноябрь 2016 г. – январь 2017 г.

Актуальность:

В детстве ребенок открыт миру и готов получать новые знания и опыт. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственного воспитания, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. Особенно хорошо происходит формирование этих качеств посредством экологического образования, приобщения детей к природе, в частности – к животному миру. В настоящее время многим животным необходима помощь, они находятся на грани вымирания и нуждаются в особой защите. Поэтому так важно воспитать поколение, гуманно относящееся ко всему живому на Земле. Решению этого вопроса поможет наш проект посредством знакомства ребёнка с животными родного края, формированием знаний о них.

Мы взяли для знакомства природу Подмосковья, потому что считаем, что изучение нужно начинать со своей малой родины. Дошкольники имеют небольшое представление о ней и, в частности, об обитателях наших лесов. В недостаточной степени обладают знаниями о характерных отличительных особенностях, образе жизни, повадках, питании, жилищах зверей, как они спасаются от зимнего холода. Дети не владеют обобщающим понятием, умением точно описывать и узнавать по описанию животное. Это еще один актуальный вопрос, над которым мы работаем в данном проекте.

Запланированные нами мероприятия развивают кругозор детей, способствуют воспитанию доброго и заботливого в жизни человека, любящего все живое, родной край, свою Родину.

Цель: развивать познавательно-исследовательские и творческие способности дошкольников, накапливать знания о диких животных родного края в процессе работы над проектом.

  1. Закрепить понятие «дикое животное».
  2. Дать представление о разнообразии животного мира Подмосковья.
  3. Познакомить с наиболее распространенными дикими животными нашего края, их характерными особенностями, внешним видом, образом жизни.
  4. Познакомить с понятием «Красная Книга», животными Подмосковья, занесенными в нее.
  5. Научить анализировать, сравнивать, делать выводы, исходя из полученных наблюдений, знаний о живой природе.
  6. Использовать полученные знания о животных в продуктивных видах деятельности («Лепке», «Аппликации», «Рисовании»).
  7. Воспитывать любовь, бережное, внимательное отношение к животному миру.
  8. Развивать познавательный интерес, любознательность к природе родного края.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Ожидаемые результаты:

Для детей: получение знаний о диких животных родного края, развитие интереса к малой родине, познавательной деятельности, воспитание отзывчивости, чуткости, любви к природе.

Для педагога: повышение профессионализма; внедрение современных технологий в работе с детьми и родителями.

Для родителей: укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, вовлечение в педагогический процесс, приобщение к миру природы.

Этапы реализации проекта.

I этап – подготовительный.

II этап – основной.

III этап – заключительный.

IV этап – проектирование.

Этапы работы над проектом:

I этап – подготовительный

Выделение проблемы : недостаточно сформированные чувства бережного отношения к природе, слабые знания детей о родном крае, диких животных наших лесов.

Планирование проекта:

1. Мониторинг детей по развитию у них познавательного интереса к животному миру.

2. Совместно с детьми определение цели проекта.

3. Планирование предстоящей деятельности с дошкольниками.

4. Планирование воспитателем разнообразных видов деятельности с воспитанниками.

5. Планирование совместной деятельности с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, родителями детей по теме проекта.

6. Подбор методической литературы, детской литературы (энциклопедии, художественной литературы) по теме проекта; дидактических пособий.

II этап – основной

1. Совместная работа воспитателя, родителей и детей в создании раскладушки «Животные родного края».

2. Создание Красной книги диких животных родного края.

3. Беседа «Животные родного края».

3.Занятие на тему «Дикие животные».

4. Заучивание стихотворений: «Лиса» Т. Патракеевой, «Упрямый олененок» А. Барто; загадывание и отгадывание загадок о диких животных; составление описательных рассказов об игрушках (дикие животные) на занятиях по развитию речи.

5. Чтение рассказов и сказок о диких животных: В. Бианки «Как звери готовятся к зиме», латышская сказка «Лесной мишка и проказница мышка», венгерская сказка «Два жадных медвежонка», Д. Хармс «Храбрый еж», Е. Чарушин «Волчишко», русская народная сказка «Лиса и заяц».

6. Конкурс чтецов на тему «Мое любимое животное».

7. Рисование «Животные нашего края».

8. Лепка «Лесные жители».

9. Аппликация «В лесу» - коллективная работа.

10.Упражнение в счете животных, сравнение их по величине, расположении в пространстве на занятиях по ФЭМП.

11. Инсценировка русской народной сказки «Медведь и лиса».

13. Конструирование «Теремок для всех зверей».

14. Игры с водой «Поймай рыбку для мишки».

15. Подвижные игры: «Хитрая лиса».

III этап – заключительный

КВН «Такие разные животные».

Презентация проекта.

Рефлексия.

Совместный анализ проведенной деятельности.

Обсуждение результата, действий каждого.

Использованная литература.

1. С. Н. Николаева. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. - – М.: Мозаика-Синтез, 2013.

2. С. Н. Николаева. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2011.

3. Ушакова О.Д. Красная книга России: Животные/ Словарик-справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008.

4. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей: Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения. М.: Вентана-Граф, 2008.

5. О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина. Стихи и рассказы о животном мире. – М., 2005.

6. С.А. Васильева, В.И. Мирясова. Мир животных: дикие и домашние животные средней полосы России. – М., 2008.

7. Моя первая энциклопедия животных. – М., «Эксмо»,2007.

8. Все о животных. Энциклопедия для детей. – М., «Махаон», 1999.

Проект в детском саду для детей старшего дошкольного возраста «Животный и растительный мир родного края».

1) Автор проекта -Дерягина Ю.А.
2) Тип проекта – Долгосрочный.
3) Вид проекта - Познавательный.
4) Участники проекта – Педагоги МБДОУ «Улыбка, родители, сотрудники национального парка «Водлозерский».
5) Форма проведения - непосредственно-образовательная деятельность, рассматривание иллюстраций в энциклопедиях и художественной литературе, беседы, тематические консультации для родителей по данной теме, экскурсии.
6) Место проведения – г. Онега, Архангельская область.
7) Сроки проведения – Сентябрь – май 2017 -2018 г.
8) Возраст детей -5-6 лет.
9) Продукт проекта – выставка поделок «Осенняя фантазия», презентация «Путешествие по северному лесу», создание альбома «Красная книга Архангельской области», дидактическая игра «Чей листочек?».
Ожидаемые результаты – Дети расширят и углубят свои знания о животном и растительном мире родного края через все виды деятельности.
Актуальность темы:
Ребенок - дошкольник впервые познает законы природы. Что происходит сначала, что потом. Как взаимосвязаны и взаимозависимы живая и неживая природа. В какое время прилетают перелетные птицы; когда у животных появляются детеныши; откуда появляются насекомые, какие растения и деревья растут на планете Земля; что такое экосистемы. Основные знания дети получают из наблюдений, опытов, бесед и, конечно же, во время непосредственной образовательной деятельности в детском саду.
К, сожалению, современные дети, особенно «северные» дети, имеют весьма ограниченные возможности общения с природой. Дети неплохо знают растения и животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Исходя из этого, была поставлена цель.
Цель: Расширить и углубить знания детей о животном и растительном мире родного края. Воспитывать бережное и доброжелательное отношение к природе.
Задачи:
- Формирование общих представлений детей о лесе, как экосистеме; формирование представлений о животных и растениях, как элементах конкретной экосистемы; обогащение словарного запаса у детей.
- Развитие у детей любознательности, желания узнать о природе родного края как можно больше; развитие внимания, памяти, мышления, связной речи.
- Развитие гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру; формирование представления о том, что человек - часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее.
Данная методическая разработка проекта может быть полезна педагогам дошкольного образования, заместителям зав. по УВР, а также всем тем, кто занимается проблемой экологического воспитания детей дошкольного возраста.
План реализации проекта:
НОД: «Лес – экосистема», »Животные Архангельской области», «Растительный мир родного края», «Наши друзья – птицы», «Жизнь Белого моря».
Дидактические игры: «Кто как голос подает?», «Назови зверя по описанию», «Один – много», «Что где растет», «Собери растение», «Можно – нельзя».
Беседы: «Родное Прионежье», «Берегите природу!», «Дары северного леса».
НОД по лепке «Животные севера».
НОД по рисованию «Птицы – наши друзья».
НОД по аппликации «Белые кувшинки – прозрачные росинки».
Экскурсия в национальный парк «Водлозерский»
Участие в региональной фотовыставке «Птицы за моим окном»
Участие в международной акции «Марш парков 2018».
Подготовительный этап.
- Сбор информации о животном и растительном мире родного края.
- Сбор справочной и художественной литературы по данной теме.
- Организация поисковой деятельности детей и родителей по сбору информации о животных и растениях, занесенных в « Красную книгу» Архангельской области.
- Оформление схем карточек для дидактических игр. Изготовление кормушек для фотоконкурса «Птицы за моим окном».
Основной этап.
-Познавательные беседы по теме проекта. Чтение рассказов о природе Г. Я. Снегирев «Кто сажает лес», «Рассказы о природе». Г. А. Скребицкий «Лесной голосок», «Белая шубка».
-Чтение стихотворений. Н. Рубцов «Березы», «Медведь».
-Экскурсия в национальный парк «Водлозерский» на фотовыставку «Птицы за моим окном».
-Просмотр презентации «Путешествие по северному лесу».
Заключительный этап.
-Коллективная работа по лепке «Животные севера».
-Проведение выставки поделок из природного материала « Лесная сказка».
-Изготовление аппликаций кувшинок в технике оригами.
-Создание альбома «Красная книга Архангельской области».
-Разработка и изготовление панно «Скопа – птица года» в рамках участия в акции «Марш парков».
Вывод. Поставив для себя цель данного проекта – расширить и углубить знания детей старшего возраста о животном и растительном мире родного края через все виды образовательной деятельности, достигли положительных результатов. Дети с большим интересом стали относиться к природе своей области. Узнали об исчезающих видах растительного и животного мира Архангельской области, о правилах поведения в природе.
Приложения к проекту.


"Чей листочек"


Литература:
1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. От рождения до школы – М.: Мозаика - Синтез, 2016.
2.Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2016.
3.Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Старшая группа. Ч. 2. – СПБ. «Детство – Пресс», 2015.
4.. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно - методическое пособие. – М., 2009.
5. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте – М., 2008.
6.Физкультминутки/ сост. С. А. Левина, С. И. Тукачева. - В.: Учитель, 2005. Познавательный проект

«Животные родного края» для детей -5 лет

Цель:

Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей, чувства любви к Родине, родному краю, бережное отношение к живой природе.

Задачи:

1. Учить детей наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых; не гладить чужих животных; не приносить животных домой без разрешения взрослых; не брать на руки бездомных животных.

2. Развивать индивидуальность ребенка через освоение общественных норм и правил поведения, доступных для данного возраста, родной местности;

3. Формировать интерес к культурному наследию своего региона;

4. Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

5. Повышать заинтересованность всех участников образовательного процесса в расширении знаний по окружающему миру.

6. Расширять представления о домашних и диких животных родного края, их внешним видом и способами передвижения, местообитания, питания, способах приспособления к жизни. Знакомить с детенышами животных.

7. Формировать умение классифицировать диких и домашних животных родного края.

8. Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни животных.

Участники проекта:

Дети;

Воспитатели;

Специалисты ДОО;

Родители.

Вид проекта:

по составу участников: групповой;

по срокам реализации: долгосрочный (сентябрь – май);

по доминирующему виду деятельности: информационно-практико-ориентированный.

1 этап Информационно-накопительный:

Изучение интереса детей для определения целей проекта.

Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

Обращение к специалистам.

2 этап. Разработка проекта

1. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.

2. Составление плана работы над проектами. Учитывается мнение всех специалистов.

3 этап. Выполнение проекта

Формы и методы работы с детьми

Игровая деятельность

Дидактические игры «К живет в деревне, кто живет в лесу», «Кто где живет?», «Кто чем питается?»; «Назови детеныша?»; «Чьи уши? Чей хвост?» «Кто как кричит?» «Угадай кто это?» «

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»; «домик в деревне»; «прогулка в лес» «Собери целое», «лото», «домино», «кубики», «зашумленные картинки», "что перепутал художник?»

Оформление дидактических игр по краеведению:

«Животные родного края?», «Собери картинку», «Картинка леса», «собери животное», «Книга о животных», «Мой край родной», «деревенский двор», «Найди» животное», «Зоологи».

Познавательное развитие

Игры, песни, потешки, стихи, сказки, загадки о животных.

    театрализация сказок о животных .

Проведение цикла непосредственно образовательной деятельности на темы: «Путешествие по лесам России». «Деревенские жители (домашние животные)», «Лес – наш дом!», «Природа родного края», «С чего начинается Родина», «Земля – наш общий дом!», «Животные Ростовской области».

Продуктивная деятельность

Животные Ростовской области;

Лепка «Животные и нашего леса», «деревенские жители»

Изготовление макетов «Деревня», «Лес»;

Оформление фотоальбома природного уголка.

    оформление красной книги.

    Оформление книжек – малышек.

Развитие речи

Описание животных по схеме «расскажи про животное»;

Беседы с детьми «Кто живет в деревне», «Кто живет в лесу», «Животные Родного края»;

Ознакомление с художественной литературой:

Чтение сказок о животных (народов мира);

Разучивание русских народных песен о животных.

Музыка

    Слушание и пение песен про животных;

    Игровые упражнения под музыку;

    Этюды драматизации;

    Хороводы и пляски;

    Характерные танцы;

    Музыкальные игры;

    Песенное творчество по теме животные.

Оформление музыкального уголка в русских традициях.

Формы и методы работы с родителями

Беседы с родителями о важности данной проблемы;

Оформление папки-передвижки «Береги животных родного края»;

Изготовление семейных альбомов и книжек - малышек о животных;

Привлечение родителей к пополнению регионального уголка пособиями о животных родного края;

Словотворчество с родителями «сбор художественного слова о диких и домашних животных Ростовской области»

4 этап. Презентационно – завершающий

1. Представление своих проектов в форме, выбранной педагогами

2. Оформление регионального уголка

3. НОД “Животные родного края ”

4. Выставка продуктов детской деятельности.

5. Оценка этапов реализации проекта детьми.

5 этап. Контрольно-рефлексивный

1. Подведение итогов.

2. Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

Результат-эффект:

У детей сформированы знания о родном крае, о животных родного края их характерных особенностях.

Дети и родители стали активными участниками в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности.

Дошкольники приобрели навыки социального общения со взрослыми.

Дети стали проявлять внимание и заботливое отношение к животным, приобрели навыки ухода за домашними животными.

Педагоги и родители пополнили знания о животных родного края, получили информацию о животных занесенных красную книгу.

Результат-продукт : пополнение познавательно-речевого центра и природного уголка группы пособиями для реализации регионального компонента.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Урок по теме электромагнитное поле электромагнитные волны
Варианты решения уравнений с параметром и модулем
Функции и графики Их графики